Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:37, контрольная работа
Для реализации управленческой деятельности используются аналитические модули, которые получают первичную информацию из базы данных.
С увеличением базы данных в ходе развития банка функции обеспечения доступности и целостности информации разделялись между прикладным программным обеспечением и аппаратными решениями. Дальнейшее увеличение объемов информации требовал изменения подхода к хранению информации. Сначала это были выделенные хранилища, которые подключались непосредственно к серверам базы данных, затем сетевые хранилища.
1.Введение 3
2. Основные функции информационных банковских систем 5
3. Функции отдельных звеньев системы управления банком 8
4. Заключение 14
5. Список литературы 15
Содержание.
1.Введение
2. Основные функции информационных банковских систем 5
3. Функции отдельных звеньев системы управления банком 8
4. Заключение
5. Список литературы
Введение.
Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы с использованием средств вычислительной техники и связи. [3]
Банковская информационная система – это разновидность информационной системы, где собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения является банк. В основе ее функционирования лежат информационные банковские технологии.
Информационная банковская технология (ИБТ) – это процесс преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств персональной и вычислительной техники. В финансово-кредитной системе информационные банковские технологии способствуют своевременному и качественному выполнению банковских функций, а также значительно повышают уровень управления как банковской системой в целом, так и каждым банком и являются практической реализацией информационных банковских систем (ИБС), но сама технология без соответствующей системы будет неэффективна, а в современных условиях и нежизнеспособна.
Информационная система
каждого банка уникальна. Поэтому
можно рассмотреть типовую
Основу информационной системы составляет база данных первичных документов. Обязательными модулями являются фронт-офис, модули операционной работы, бухгалтерского учета, отправки и приема платежей в Банк России, подготовки обязательной отчетности. С использованием этих модулей осуществляется основной банковский технологический процесс по отправке и приему платежей клиентов. В зависимости от реализуемой бизнес-модели, добавляются кредитный модуль и модуль учета ценных бумаг.
Для реализации управленческой деятельности используются аналитические модули, которые получают первичную информацию из базы данных.
С увеличением базы данных
в ходе развития банка функции
обеспечения доступности и
В связи с расширением сферы деятельности банков, увеличения объема данных, появлением новых технологий увеличиваются и разрастаются функции информационных банковских систем.
Современные информационные
системы предназначены для
Основные функции информационных банковских систем.
Функции информационных систем весьма разнообразны и зависят от сферы деятельности предприятия. В целом, их можно представить в следующем виде:
Система маркетинга |
Производственные системы |
Финансовые и учетные системы |
Система кадров (человеческих ресурсов) |
Прочие системы, например, ИС руководства |
Исследование рынка и прогнозирование продаж |
Планирование объемов работ и разработка календарных планов |
Управление портфелем заказов |
Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах |
Контроль за деятельностью фирмы |
Управление продажами |
Оперативный контроль и управление производством |
Управление кредитной политикой |
Ведение архивов записей о персонале |
Выявление оперативных проблем |
Рекомендации по производству новой продукции |
Анализ работы оборудования |
Разработка финансового плана |
Анализ и планирование подготовки кадров |
Анализ управленческих и стратегических ситуаций |
Анализ и установление цены |
Участие в формировании заказов поставщикам |
Финансовый анализ и прогнозирование |
Обеспечение процесса выработки стратегических решений | |
Учет заказов |
Управление запасами |
Контроль бюджета Бухгалтерский учет и расчет зарплаты |
Традиционно под функциональной подсистемой понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления.
Основная целевая функция информационных банковских систем - формирование информационной основы управления любого уровня и масштаба, а также обеспечение процессов принятия управляющих решений достоверной и полной информацией необходимой степени детализации и обобщения. [6]
Рассмотрим основные функциональные направления деятельности банка.
Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.
Анализ представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.
Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).
В реальных условиях разработки интегрированных банковских информационных систем в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие.
Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования.
В зависимости от уровня цели можно говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления банка могут являться стратегическими для другого уровня управления, например кредитного отдела. Но тем не менее для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспективные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.
Функции отдельных звеньев системы управления банком.
Так как основная функция банковских информационных систем – это формирование основы управления, то более наглядно осуществление данной функции можно проследить через структуру системы управления банком, где на каждом этапе и в каждом звене определены свои, конкретные функции исходя из основной, и осуществление их идет через БИС.
Структура системы управления банком может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком.
Наиболее простая структура
управления линейная, когда правлению
банка непосредственно
Более сложной является штабная организация, при которой правлению подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу однотипности выполняемых управленчских функций. Например, департамент маркетинга, департамент валютных операций и др. Разделение управленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распределить управленческие проблемы между большим числом специалистов, с другой стороны, углубить специализацию сотрудников и, таким образом, повысить качество управления.
Еще более сложной является линейно-штабная управленческая структура, при которой отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлениям промежуточного уровня, обслуживающим различные группы юридических и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локальные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям банка. К последним могут относиться:. получение максимального дохода при допустимом риске, повышение собственной ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, выделенные по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Такая система организации усложняет и удорожает управление, но повышает уровень его качества.
Правление коммерческого банка является высшим органом банка, который осуществляет стратегическое управление: определяет траекторные цели и политику банка на основе данных экономического анализа и данных бухгалтерской отчетности; доводит их до департаментов для дальнейшей детализации и исполнения соответствующим отделам; осуществляет общий контроль проводимой банком политики, пересматривает ее при изменении экономической ситуации, а также контролирует состояние банковского портфеля. Правление создает комитеты, которые обеспечивают поддержку стратегического руководства банком, координируют работу различных отделов системы управления. В зависимости от величины банка и его потребностей в России, как правило, создаются комитеты, возглавляемые членами правления: кредитный, ревизионный, исполнительный, доверительных операций и др.
Кредитный комитет дает заключения по всем случаям кредитования или превышения установленных лимитов, а также по их определению. Он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентных ставок и структуре кредитов по срокам и видам.
Ревизионный комитет обеспечивает регулярные внутренние аудиторские проверки либо своими силами; либо с привлечением внешних аудиторов.
Исполнительный комитет обеспечивает проведение экономического анализа (выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку деятельности банка, в процессе которой анализируются основные экономические показатели и отслеживается выполнение траекторных целей.
В банках с большим
числом доверительных операций может
создаваться комитет
Департамент развития и маркетинга банка, как правило, включает два отдела.
Отдел развития обеспечивает анализ внешней ситуации и, согласовав его с оценкой внутренней ситуации в банке, подготавливает возможные направления политики банка и продвижения его услуг на рынок. Эти решения должны согласовываться с генеральными целями, утвержденными правлением банка.
Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры рынка банковских услуг, анализирует соответствие номенклатуры, качества и цены собственных услуг уровню рынка, продвигает свои услуги на рынок, вырабатывая для этого рекламную политику. Этот отдел обеспечивает связь с клиентурой и с общественностью. В развитом обществе существенным является не только объем и качество оказываемых услуг, но и соответствие принятым нормам (поддержка науки, искусства, внимание к окружающей среде). Отдел, с одной стороны, информирует руководство банка обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.
Департамент экономического управления обеспечивает тактическое управление и включает планово-аналитический отдел и отдел управления ликвидностью. Тактический уровень управления необходим для детализации стратегических целей до уровня мероприятий и отслеживания их в дальнейшем как целей, носящих траекторный характер.
Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности банка, их факторный анализ и ежедневный контроль.
Планово-аналитический
отдел, изучая внутренние банковские показатели,
устанавливает планы сбыта (например,
число открываемых новых