Информацтонные системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Для реализации управленческой деятельности используются аналитические модули, которые получают первичную информацию из базы данных.
С увеличением базы данных в ходе развития банка функции обеспечения доступности и целостности информации разделялись между прикладным программным обеспечением и аппаратными решениями. Дальнейшее увеличение объемов информации требовал изменения подхода к хранению информации. Сначала это были выделенные хранилища, которые подключались непосредственно к серверам базы данных, затем сетевые хранилища.

Содержание

1.Введение 3
2. Основные функции информационных банковских систем 5
3. Функции отдельных звеньев системы управления банком 8
4. Заключение 14
5. Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

моя контрольная инф.сист в экономике.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 

Содержание.

 

 

1.Введение                                                                                            3

2. Основные функции информационных банковских систем         5

3. Функции отдельных звеньев  системы управления банком        8

4. Заключение                                                                                     14

5. Список литературы                                                                        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Информационная система  – это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы с использованием средств вычислительной техники и связи. [3]

Банковская информационная система – это разновидность  информационной системы, где собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения является банк. В основе ее функционирования лежат информационные банковские технологии.

  Информационная  банковская технология (ИБТ) – это  процесс преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств персональной и вычислительной техники. В финансово-кредитной системе информационные банковские технологии  способствуют своевременному и качественному выполнению банковских функций, а также значительно повышают уровень управления как банковской системой в целом, так и каждым банком и являются практической реализацией информационных банковских систем (ИБС), но сама технология без соответствующей системы будет неэффективна, а в современных условиях и нежизнеспособна.

Информационная система  каждого банка уникальна. Поэтому  можно рассмотреть типовую архитектуру "обобщенной" системы.

Основу информационной системы составляет база данных первичных документов. Обязательными модулями являются фронт-офис, модули операционной работы, бухгалтерского учета, отправки и приема платежей в Банк России, подготовки обязательной отчетности. С использованием этих модулей осуществляется основной банковский технологический процесс по отправке и приему платежей клиентов. В зависимости от реализуемой бизнес-модели, добавляются кредитный модуль и модуль учета ценных бумаг.

Для реализации управленческой деятельности используются аналитические модули, которые получают первичную информацию из базы данных.

С увеличением базы данных в ходе развития банка функции  обеспечения доступности и целостности  информации разделялись между прикладным программным обеспечением и аппаратными решениями.  Дальнейшее увеличение объемов информации требовал изменения подхода к хранению информации. Сначала это были выделенные хранилища, которые подключались непосредственно к серверам базы данных, затем сетевые хранилища. Со временем стало возможным иметь несколько актуальных баз данных практически любого объема, где функции синхронизации выполняют сами хранилища без участия прикладного и общесистемного программного обеспечения. [7]

В связи с расширением  сферы деятельности банков, увеличения объема данных, появлением новых технологий увеличиваются и разрастаются функции информационных банковских систем.

Современные информационные системы предназначены для повышения  эффективности управления с помощью  информационных технологий подготовки и принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции  информационных банковских систем.

 

Функции информационных систем весьма разнообразны и зависят  от сферы деятельности предприятия. В целом, их можно представить  в следующем виде:

Система маркетинга 

Производственные системы

Финансовые  и учетные системы

Система кадров (человеческих ресурсов)

Прочие системы, например, ИС руководства

Исследование рынка  и прогнозирование продаж

Планирование объемов  работ и разработка календарных  планов

Управление портфелем  заказов

Анализ и прогнозирование  потребности в трудовых ресурсах 

Контроль за деятельностью  фирмы

Управление продажами

Оперативный контроль и  управление производством 

Управление кредитной  политикой

Ведение архивов записей  о персонале 

Выявление оперативных проблем

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового  плана 

Анализ и планирование подготовки кадров

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Анализ и установление цены

Участие в формировании заказов поставщикам 

Финансовый анализ и  прогнозирование

 

Обеспечение процесса выработки  стратегических решений

Учет заказов

Управление запасами

Контроль бюджета

Бухгалтерский учет и  расчет зарплаты

   

 

Традиционно под функциональной подсистемой понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления.

Основная целевая функция  информационных банковских систем - формирование  информационной основы управления любого уровня и масштаба, а также обеспечение процессов принятия управляющих решений достоверной и полной информацией необходимой степени детализации и обобщения. [6]

Рассмотрим основные функциональные направления деятельности банка.

Учет и контроль в  банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

Анализ представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.

Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные  решения для выхода из сложившейся  ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних  взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).

В реальных условиях разработки интегрированных банковских информационных систем  в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие.

Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования.

В зависимости от уровня цели можно  говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления банка могут являться стратегическими для другого уровня управления, например кредитного отдела. Но тем не менее для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспективные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.

 

 

 Функции  отдельных звеньев  системы  управления банком.

 

Так как основная функция  банковских информационных систем –  это формирование основы  управления, то более  наглядно осуществление  данной функции можно проследить через структуру системы управления банком, где на каждом этапе и в каждом звене определены свои, конкретные функции исходя из основной, и осуществление их идет через БИС.

Структура системы управления банком может быть организована разными  способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком.

Наиболее простая структура  управления линейная, когда правлению  банка непосредственно подчинены  отделы. Это дает возможность обеспечить эффективное прямое управление банком и очевидную, ясную и обозримую структуру. При этом основная управленческая нагрузка предполагает разделение функций управления между правлением и руководителями подразделений.

Более сложной является штабная  организация, при которой правлению подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу однотипности выполняемых управленчских функций. Например, департамент маркетинга, департамент валютных операций и др. Разделение управленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распределить управленческие проблемы между большим числом специалистов, с другой стороны, углубить специализацию сотрудников и, таким образом, повысить качество управления.

Еще более сложной является линейно-штабная управленческая структура, при которой отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлениям промежуточного уровня, обслуживающим различные группы юридических и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локальные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям банка. К последним могут относиться:. получение максимального дохода при допустимом риске, повышение собственной ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, выделенные по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Такая система организации усложняет и удорожает управление, но повышает уровень его качества.

Правление коммерческого  банка  является высшим органом банка, который осуществляет стратегическое управление: определяет траекторные цели и политику банка на основе данных экономического анализа и данных бухгалтерской отчетности; доводит их до департаментов для дальнейшей детализации и исполнения соответствующим отделам; осуществляет общий контроль проводимой банком политики, пересматривает ее при изменении экономической ситуации, а также контролирует состояние банковского портфеля. Правление создает комитеты, которые обеспечивают поддержку стратегического руководства банком, координируют работу различных отделов системы управления. В зависимости от величины банка и его потребностей в России, как правило, создаются комитеты, возглавляемые членами правления: кредитный, ревизионный, исполнительный, доверительных операций и др.

Кредитный комитет дает заключения по всем случаям кредитования или превышения установленных лимитов, а также по их определению. Он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентных ставок и структуре кредитов по срокам и видам.

Ревизионный комитет  обеспечивает регулярные внутренние аудиторские  проверки либо своими силами; либо с привлечением внешних аудиторов.

Исполнительный комитет  обеспечивает проведение экономического анализа (выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку деятельности банка, в процессе которой анализируются  основные экономические показатели и отслеживается выполнение траекторных целей.

В банках с большим  числом доверительных операций может  создаваться комитет доверительных  операций.

Департамент развития и  маркетинга банка, как правило, включает два отдела.

Отдел развития обеспечивает анализ внешней ситуации и, согласовав его с оценкой внутренней ситуации в банке, подготавливает возможные направления политики банка и продвижения его услуг на рынок. Эти решения должны согласовываться с генеральными целями, утвержденными правлением банка.

Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры рынка банковских услуг, анализирует соответствие номенклатуры, качества и цены собственных услуг  уровню рынка, продвигает свои услуги на рынок, вырабатывая для этого  рекламную политику. Этот отдел обеспечивает связь с клиентурой и с общественностью. В развитом обществе существенным является не только объем и качество оказываемых услуг, но и соответствие принятым нормам (поддержка науки, искусства, внимание к окружающей среде). Отдел, с одной стороны, информирует руководство банка обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.

Департамент экономического управления обеспечивает тактическое  управление и включает планово-аналитический  отдел и отдел управления ликвидностью. Тактический уровень управления необходим для детализации стратегических целей до уровня мероприятий и отслеживания их в дальнейшем как целей, носящих траекторный характер.

Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности банка, их факторный анализ и ежедневный контроль.

Планово-аналитический  отдел, изучая внутренние банковские показатели, устанавливает планы сбыта (например, число открываемых новых счетов), финансовый план, планирует внутренние мероприятия. Отдел рассчитывает ожидаемую сумму пассивов и решает задачу их эффективного размещения. Проводятся анализ структуры активов и пассивов банка по группам и оценка эффективности соотношения между ними. При этом должно соблюдаться «золотое правило»: длинные кредиты должны покрываться длинными депозитами и т.д.

Информация о работе Информацтонные системы в экономике