Информация как фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является ИНФОРМАЦИЯ. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.

Работа содержит 1 файл

Информация как фактор производства.docx

— 32.03 Кб (Скачать)

Прежде всего, обратимся к исследованию неравномерности  распределения информации между  продавцами и покупателями того или  иного товара, услуги. Именно этой проблеме были посвящены работы одного из нобелевских  лауреатов 2001 года Дж. Акерлофа. Он обратил свое внимание на анализ рынка подержанных автомобилей. В результате проведенного исследования американский экономист пришел к выводу, что цена на подержанный автомобиль формируется исходя из предположения, что его продавец знает о недостатках автомобиля значительно больше покупателя. Потенциальный покупатель стремится снизить свои риски, он предполагает, что недавно купленный автомобиль содержит существенные недостатки, раз его продают спустя недолгое время после приобретения. Поэтому в цене автомобиля в данном случае преобладает не информация о качестве, а информации о предположении покупателя о его недостатках.

По мнению Дж. Акерлофа, информационная асимметрия обусловливает появление различных институтов, способных снижать негативные последствия неравномерного распределения информации. Например, система франчайзинга способна снижать риски покупателей, поскольку в условиях нехватки информации репутация, брэнд и т.п. способны снижать отрицательные последствия информационной асимметрии. Другим решением этой проблемы может являться развитие системы гарантии.

Анализ обращения  информации в экономике, ее распределения  между участниками рынка проводился в работах американского экономиста Дж. Стиглица. Проблема информационной асимметрии рассматривалась Дж. Стиглицем с точки зрения поведения менее информированных участников на рынке страховых услуг. Дж. Стиглиц показал, что наличие значительно более полной информации у покупателей страховки и отсутствие ее у страховых компаний может привести даже к краху этого сегмента рынка. При отсутствии информации и существовании определенных сложностей в ее получении страховые компании стремятся снизить свои риски различными путями вплоть до создания таких условий страхования, при которых оно становится невыгодным. Иным направлением поведения страховых компании, как менее информированных субъектов является создание таких стимулов, которые привели бы к раскрытию информации покупателями.

Таким образом, информацию можно назвать субъективным ресурсом, то есть ресурсом, эффективность, а также вообще возможности и  формы использования которого в  экономике в очень большой  степени зависят от индивидуальных характеристик экономических агентов. Это проявляется на различных  уровнях и при различных аспектах рассмотрения. В том или ином виде, каждый человек занимается анализом и интерпретацией поступающей информации, а также созданием информационных продуктов; по-своему усваивает, перерабатывает информацию, создавая уникальный информационный продукт, равно как потребители  информационных продуктов, образов  различаются по многим личностным, социальным характеристикам. Одинаковая информация, поступающая к разным субъектам или в разной последовательности, может привести к различным результатам.

Деятельность  по производству, распространению информации становится все более востребованной, не только в условиях информационной экономики, но и в экономике развивающихся  стран мира. Между тем, следует  отметить, что любая трудовая деятельность имеет своим результатом производство информации, равно как и для  ее осуществления требуются информация и знания того или иного рода. Производство информации, являющееся результатом любой трудовой деятельности, существует на всех стадиях социально-экономического развития общества. Между тем, процесс  создания информации и знаний можно  рассматривать в более узком  смысле, а именно, как целенаправленную деятельность по сбору, интерпретации, созданию новой информации (знания) с целью ее последующего распространения, в том числе материализации. Именно эта деятельность имеет своим  конечным результатом создание информационных продуктов, интеллектуальных благ. Происходит выделение отраслей экономики, занятых  производством, обработкой, распространением информации в число самостоятельных  сегментов экономики, не только обеспечивающих материальное производство, но и определяющих конкурентоспособность экономики  и перспективы ее развития.

Список литературы

1. История экономических  учений: учеб. пособие; под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Нижегородцев P.M. Информационные основы экономического  роста. – М.: МГУ, 2002. – 163 с.

3. Стиглер Дж. Экономическая теория информации / Теория фирмы; под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995.

Информация о работе Информация как фактор производства