Информация как фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является ИНФОРМАЦИЯ. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.

Работа содержит 1 файл

Информация как фактор производства.docx

— 32.03 Кб (Скачать)

Таким образом, информацию можно назвать субъективным ресурсом, то есть ресурсом, эффективность, а также вообще возможности и  формы использования которого в  экономике в очень большой  степени зависят от индивидуальных характеристик экономических агентов. Это проявляется на различных  уровнях и при различных аспектах рассмотрения. В том или ином виде, каждый человек занимается анализом и интерпретацией поступающей информации, а также созданием информационных продуктов; по-своему усваивает, перерабатывает информацию, создавая уникальный информационный продукт, равно как потребители  информационных продуктов, образов  различаются по многим личностным, социальным характеристикам. Одинаковая информация, поступающая к разным субъектам или в разной последовательности, может привести к различным результатам. 

Деятельность  по производству, распространению информации становится все более востребованной, не только в условиях информационной экономики, но и в экономике развивающихся  стран мира. Между тем, следует  отметить, что любая трудовая деятельность имеет своим результатом производство информации, равно как и для  ее осуществления требуются информация и знания того или иного рода. Производство информации, являющееся результатом любой трудовой деятельности, существует на всех стадиях социально-экономического развития общества. Между тем, процесс  создания информации и знаний можно  рассматривать в более узком  смысле, а именно, как целенаправленную деятельность по сбору, интерпретации, созданию новой информации (знания) с целью ее последующего распространения, в том числе материализации. Именно эта деятельность имеет своим  конечным результатом создание информационных продуктов, интеллектуальных благ. Происходит выделение отраслей экономики, занятых  производством, обработкой, распространением информации в число самостоятельных  сегментов экономики, не только обеспечивающих материальное производство, но и определяющих конкурентоспособность экономики  и перспективы ее развития.

Список  литературы

1. Агапова Т.А.  Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело  и сервис», 2004. – 512 с.; 
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с. 
3. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.; 
4. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.; 
5. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.; 
6. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.; 
7. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с. 
8. Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 151 с.

Особенности информации как фактора  производства

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые стали доминирующими признаками экономики XXI века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

В рамках данной статьи предполагается рассмотреть  вопросы, связанные с функционированием  информации в экономике, сущностью  информационного блага, действием  экономических законов по отношению к информационным продуктам, формами существования информации и знаний и их участия в экономических процессах и отношениях; подходами к определению ценности и цены информации в формирующихся условиях хозяйствования, обусловленных переходом многих стран к качественно новому этапу развития – информационной экономике – и соответствующей трансформации взаимоотношений в рыночной экономике.

Известно, что  для существования человеку необходим  доступ к благам, то есть к таким  предметам, явлениям, продуктам труда, которые удовлетворяют его потребности  и обеспечивают достижение определенных целей и устремлений. Одним из фундаментальных экономических  законов является закон возрастающих потребностей. По мере социально-экономического развития потребности людей возрастают и характеризуются все большим  разнообразием. В настоящее время  все более насущной является потребность  в информации, возникающая как  у отдельных индивидов, так и  у организаций. Различные формы  воплощения информации и знаний выступают  в качестве благ, удовлетворяющих  информационные потребности человека и организаций.

Можно предположить, что информация является благом экономическим  и участвует в экономических  отношениях как ресурс и как специфическое  экономическое благо – товар, то есть продукт, произведенный для  обмена. В связи с этим важным представляется определить, каким –  частным или общественным – благом является информация. Исходя из множественности  форм проявления информации, возможностей ее включения в экономическую  деятельность, различная по содержанию и формам фиксации информация может  быть отнесена и к общественным, и к частным благам.

По своей природе  информация является общественным благом. Однако в определенный момент времени  информация может быть и частным  благом. Примером тому может послужить  какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо.

Между тем, далеко не вся информация и знания сохраняют  свою ценность для обладателей при  ее распространении. Поэтому, правильным, как считают авторы, является вывод  о том, что информация в различных  своих формах и в разное время  выступает в экономических отношениях и как общественное, и как частное  благо. Поэтому с течением времени  информация и знания переходят из разряда частных благ в общественные и формируют общественный фонд информации и знаний.

Информационные  блага, как общественные, так и  частные, независимо от формы их существования, удовлетворяют определенным потребностям субъектов рынка и обеспечивают достижение ими тех или иных целей, что обусловливает наличие у  информационных товаров потребительной стоимости. В свою очередь, экономическая  ценность информационных благ создается  и в процессе труда, для чего требуются  определенные затраты. Принципиально  важной особенностью информационного  продукта является механизм формирования цены на него. Если для материальных товаров и многих услуг существует возможность определения цены товара c позиции затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность знаний для покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи знания.

В экономической  деятельности информация как средство снижения неопределенности и риска  представляет большую или меньшую  ценность для потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности. Знания как продукт для дальнейшей коммерциализации, например, овеществления  в средствах труда, товарах, технологиях, имеют ценность, обусловленную размерами  вероятных будущих прибылей от коммерциализации.

Таким образом, можно сказать, что информация, независимо от форм ее существования и использования  в экономической деятельности, коренным образом отличается от таких ресурсов, как капитал, природные ресурсы, труд, что оказывает существенное влияние на специфику обращения  информации в экономической системе. Поэтому особый интерес представляет изучение сущности и характеристик  информации и знаний, а также анализ процесса производства информации и ее обращения в качестве ресурса и товара.

Очевидно, что  в условиях информационной экономики  на первый план выдвигаются скорость и качество обработки новых информационных сигналов, появляющихся знаний. Стремительность  получения экономической действительности влияет на неопределенность и устойчивость компаний, рынков, национальных экономик.

Это позволяет  сделать вывод о том, что информация выступает в качестве экономического ресурса не только в определенных формах и при наличии определенного  содержания, но и в конкретное время. Материальные ресурсы в процессе производства переносят свою стоимость на товары и услуги, в результате чего после окончания производственного цикла перестают существовать. Информация не исчезает, но перестает иметь экономическую ценность из-за потери актуальности или невозможности ее применения. Можно говорить о том, что информация обладает свойством ограниченности в определенное время, поэтому от скорости ее получения и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной деятельности.

С явлением информации мы сталкиваемся ежедневно, но строгого и общепризнанного ее определения  до сих пор не существует. Обычно используют понятие об информации. При этом типична ситуация, когда  понятие, введенное в рамках одной  научной дисциплины, может опровергаться  конкретными примерами и фактами, полученными в рамках другой науки. Например, представление об информации как о совокупности данных (зарегистрированных сигналов), повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего  мира, характерное для естественных наук, может быть опровергнуто в  рамках социальных наук. Нередки также  случаи, когда исходные компоненты, составляющие понятие информации, подменяют  свойствами информационных объектов, например, когда понятие информации вводят как совокупность данных, которые  могут быть усвоены и преобразованы  в знания.

Определить, что  же такое информация, не столь просто, хотя бы потому, что она, в отличие  от данных (зарегистрированных сигналов), не является объектом материальной природы  и образуется в результате взаимодействия данных с методами. В результате работы таких процессов, как логическое мышление, воображение и прогнозирование  может образовываться или обрабатываться информация об «идеальных» объектах, не имеющих адекватного отражения в материальном мире. Данные и методы воспроизведения информации в течение информационного процесса составляют диалектическое единство.

Таким образом, своеобразие информации, ее отличия  от традиционных факторов производства обусловливают существование ряда проблем, связанных с ее обращением в экономике. Необходим некоторый  период времени для адаптации  социально-экономических систем к  изменению роли и значения информация, ее воздействию на экономические  процессы. В связи с этим необходимо рассмотреть основные проблемы, связанные  с использованием информации как  экономического ресурса в коммерческой деятельности, а также специфику  ее обращения в качестве товара.

Неоднородность  информации и многообразие ее видов  и форм существования порождают  большое количество проблем, связанных  с ее использованием в экономике  и влиянием на экономические процессы и отношения, что является ее особенностью как фактора производства. В этой части рассмотрим проблему неравномерного распределения информации в экономике, развитии отношений собственности на информацию, о технических и технологических проблемах обращения информации и некоторых других.

Неравномерность распределения информации обусловливает  неполную информированность экономических  агентов относительно рыночной ситуации и тенденций ее развития, что существенно  влияет на функционирование современных  рынков. Поэтому необходимо подробно остановиться на исследовании проблем  информационной асимметрии в различных  ее проявлениях, а также исследовать  необходимость и возможности  государственного регулирования отношений  в области информации и обеспечения  ее доступности.

Под информационной асимметрией понимается такая ситуация на рынке, при которой субъекты экономических  отношений информированы по-разному. Неравномерность распределения  информации в экономике – это  вполне закономерное явление, в той  или иной степени присущее всем отраслевым рынкам. Однако в последнее время, с повышением значимости информации для эффективной экономической  деятельности, информационная асимметрия стала одной из ключевых концепций, объясняющих механизм функционирования рынков.

Информационная  асимметрия существует в экономике  в различных аспектах. Так, наиболее часто изучаются неравномерность  распределения информации между  продавцами и покупателями, а также  между участниками одной экономической  организации. В первом случае, речь идет об информационной асимметрии, которая  широко изучается в рамках неоклассического направления в экономической  теории. Во втором случае имеется в  виду проблема неодинаковой доступности  информации для инсайдеров и аутсайдеров, которая (проблема) особенно актуальна  в разрезе отношений коллективной (акционерной) собственности, а также  при исследовании ситуации на финансовых рынках. Помимо этого, информация распределяется неpaвномерно в среде относительно однородных групп экономических агентов, например, среди покупателей или продавцов одинаковой с точки зрения погрешностей, которые она удовлетворяет, продукции. Причины этого весьма различны, одной из них может быть необходимость осуществления определенных усилий по получению той или иной информации, в частности, информации о ценах, характеристиках товара.

Информация о работе Информация как фактор производства