Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:39, реферат
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является ИНФОРМАЦИЯ. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.
Таким образом,
информацию можно назвать субъективным
ресурсом, то есть ресурсом, эффективность,
а также вообще возможности и
формы использования которого в
экономике в очень большой
степени зависят от индивидуальных
характеристик экономических
Деятельность
по производству, распространению информации
становится все более востребованной,
не только в условиях информационной
экономики, но и в экономике развивающихся
стран мира. Между тем, следует
отметить, что любая трудовая деятельность
имеет своим результатом
Список литературы
1. Агапова Т.А.
Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело
и сервис», 2004. – 512 с.;
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс
лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество
«Знание» России. Центральный институт
непрерывного образования 1996. – 478 с.
3. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под
ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001. – 231 с.;
4. Основы экономической теории: учеб. пособие
для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
5. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина.
– СПб.: Питер, 2000. – 544 с.;
6. Экономическая теория: учебник для вузов/под
ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
– 655 с.;
7. Экономическая история России 19-20 вв.:
Современный взгляд. – М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН),
2001. – 624 с.
8. Экономическая теория: учеб. пособие/под
ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во
БГУ, 2003. – 151 с.
Особенности информации как фактора производства
К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые стали доминирующими признаками экономики XXI века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.
В рамках данной статьи предполагается рассмотреть вопросы, связанные с функционированием информации в экономике, сущностью информационного блага, действием экономических законов по отношению к информационным продуктам, формами существования информации и знаний и их участия в экономических процессах и отношениях; подходами к определению ценности и цены информации в формирующихся условиях хозяйствования, обусловленных переходом многих стран к качественно новому этапу развития – информационной экономике – и соответствующей трансформации взаимоотношений в рыночной экономике.
Известно, что
для существования человеку необходим
доступ к благам, то есть к таким
предметам, явлениям, продуктам труда,
которые удовлетворяют его
Можно предположить, что информация является благом экономическим и участвует в экономических отношениях как ресурс и как специфическое экономическое благо – товар, то есть продукт, произведенный для обмена. В связи с этим важным представляется определить, каким – частным или общественным – благом является информация. Исходя из множественности форм проявления информации, возможностей ее включения в экономическую деятельность, различная по содержанию и формам фиксации информация может быть отнесена и к общественным, и к частным благам.
По своей природе информация является общественным благом. Однако в определенный момент времени информация может быть и частным благом. Примером тому может послужить какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо.
Между тем, далеко
не вся информация и знания сохраняют
свою ценность для обладателей при
ее распространении. Поэтому, правильным,
как считают авторы, является вывод
о том, что информация в различных
своих формах и в разное время
выступает в экономических
Информационные блага, как общественные, так и частные, независимо от формы их существования, удовлетворяют определенным потребностям субъектов рынка и обеспечивают достижение ими тех или иных целей, что обусловливает наличие у информационных товаров потребительной стоимости. В свою очередь, экономическая ценность информационных благ создается и в процессе труда, для чего требуются определенные затраты. Принципиально важной особенностью информационного продукта является механизм формирования цены на него. Если для материальных товаров и многих услуг существует возможность определения цены товара c позиции затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность знаний для покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи знания.
В экономической деятельности информация как средство снижения неопределенности и риска представляет большую или меньшую ценность для потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности. Знания как продукт для дальнейшей коммерциализации, например, овеществления в средствах труда, товарах, технологиях, имеют ценность, обусловленную размерами вероятных будущих прибылей от коммерциализации.
Таким образом, можно сказать, что информация, независимо от форм ее существования и использования в экономической деятельности, коренным образом отличается от таких ресурсов, как капитал, природные ресурсы, труд, что оказывает существенное влияние на специфику обращения информации в экономической системе. Поэтому особый интерес представляет изучение сущности и характеристик информации и знаний, а также анализ процесса производства информации и ее обращения в качестве ресурса и товара.
Очевидно, что
в условиях информационной экономики
на первый план выдвигаются скорость
и качество обработки новых информационных
сигналов, появляющихся знаний. Стремительность
получения экономической
Это позволяет сделать вывод о том, что информация выступает в качестве экономического ресурса не только в определенных формах и при наличии определенного содержания, но и в конкретное время. Материальные ресурсы в процессе производства переносят свою стоимость на товары и услуги, в результате чего после окончания производственного цикла перестают существовать. Информация не исчезает, но перестает иметь экономическую ценность из-за потери актуальности или невозможности ее применения. Можно говорить о том, что информация обладает свойством ограниченности в определенное время, поэтому от скорости ее получения и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной деятельности.
С явлением информации
мы сталкиваемся ежедневно, но строгого
и общепризнанного ее определения
до сих пор не существует. Обычно
используют понятие об информации.
При этом типична ситуация, когда
понятие, введенное в рамках одной
научной дисциплины, может опровергаться
конкретными примерами и
Определить, что же такое информация, не столь просто, хотя бы потому, что она, в отличие от данных (зарегистрированных сигналов), не является объектом материальной природы и образуется в результате взаимодействия данных с методами. В результате работы таких процессов, как логическое мышление, воображение и прогнозирование может образовываться или обрабатываться информация об «идеальных» объектах, не имеющих адекватного отражения в материальном мире. Данные и методы воспроизведения информации в течение информационного процесса составляют диалектическое единство.
Таким образом,
своеобразие информации, ее отличия
от традиционных факторов производства
обусловливают существование
Неоднородность информации и многообразие ее видов и форм существования порождают большое количество проблем, связанных с ее использованием в экономике и влиянием на экономические процессы и отношения, что является ее особенностью как фактора производства. В этой части рассмотрим проблему неравномерного распределения информации в экономике, развитии отношений собственности на информацию, о технических и технологических проблемах обращения информации и некоторых других.
Неравномерность
распределения информации обусловливает
неполную информированность
Под информационной
асимметрией понимается такая ситуация
на рынке, при которой субъекты экономических
отношений информированы по-
Информационная
асимметрия существует в экономике
в различных аспектах. Так, наиболее
часто изучаются