Информационная база экономического анализа. Источники информации и требования к данным

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Глубина и результативность экономического анализа зависят от объема, своевременности и качества используемой информации
Информация — это упорядоченные сообщения о количественном и качественном положении вещей или явлений, совокупность данных и знаний о них.

Работа содержит 1 файл

Теор экон анализа.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Заданий типа краткого ответа на теоретический  вопрос.

Информационная  база экономического анализа. Источники  информации и требования к данным.

Информационная  база экономического анализа.

Глубина и результативность экономического анализа зависят  от объема, своевременности и качества используемой информации 
Информация — это упорядоченные сообщения о количественном и качественном положении вещей или явлений, совокупность данных и знаний о них. Она может быть выражена с помощью цифр, букв и других символов. В экономике информация отображает процессы и явления хозяйственной деятельности людей, закономерности функционирования рынка и его составных элементов, и тому подобное. Для получения, проработки, сохранения и использования информации, тратятся труд и материальные ресурсы. Поэтому информация имеет, кроме потребительской ценности, еще и стоимость, которая должна возмещаться посторонними ее пользователями. Информация, которая используется в экономическом анализе, должна отвечать определенным требованиям. Первая — это качество, достоверность данных, то есть их соответствие реальному положению вещей и явлений. Достигается это путем устранения предпосылок искривлений информации, применением более совершенных систем регистрации, методов ее измерения и приемов следующего контроля. Второе требование — это полнота и разносторонность данных. Сбор как можно большего количества данных, однако, может создать проблему лишней информации. Избыток информации к тому же повышает расходы на ее фиксацию, проработку и хранение. Третье требование — это оперативность, своевременность и беспрерывность поступление данных. Информация должна поступал ты к пользователю, прежде чем устареет, иначе она частично, чтобы полностью теряет свою полезность.

Глубина и результативность экономического анализа зависят от объема, своевременности и качества используемой информации.

Информация  — это упорядоченные сообщения  о количественном и качественном положении вещей или явлений, совокупность данных и знаний о них. Она может быть выражена с помощью  цифр, букв и других символов. В экономике информация отображает процессы и явления хозяйственной деятельности людей, закономерности функционирования рынка и его составных элементов, и тому подобное. Для получения, проработки, сохранения и использования информации, тратятся труд и материальные ресурсы. Поэтому информация имеет, кроме потребительской ценности, еще и стоимость, которая должна возмещаться посторонними ее пользователями.

Информация, которая  используется в экономическом анализе, должна отвечать определенным требованиям:

  1. Качество, достоверность данных, то есть их соответствие реальному положению вещей и явлений. Достигается это путем устранения предпосылок искривлений информации, применением более совершенных систем регистрации, методов ее измерения и приемов следующего контроля.
  2. Полнота и разносторонность данных. Сбор как можно большего количества данных, однако, может создать проблему лишней информации. Избыток информации к тому же повышает расходы на ее фиксацию, проработку и хранение.
  3. Оперативность, своевременность и беспрерывность поступление данных. Информация должна поступал ты к пользователю, прежде чем устареет, иначе она частично, чтобы полностью теряет свою полезность. 
  4. Сравнение данных за составом, во времени и пространстве. В первую очередь следует указать на проблему сравнения стоимостных показателей и применения единиц их измерения. Пятое требование — это
  5. Доступность, гласность данных. Однако не всегда можно получить все необходимое для выполнения аналитических исследований. И, если анализ все-таки проводится в условиях определенной нехватки данных, это не может не навредить качеству работы и выводов.

Проблемы с  информацией возникают не только в случае ее отсутствия, но и в  связи с ограничениями относительно порядка и использования, внедрением разного рода коммерческих, служебных, государственных и других тайн. Ограничения доступа к данным предприятиям и превращению значительного их массива в конфиденциальную информацию имеют весомые причины. В первую очередь, это перекручивание данных учета с целью уклонения от уплаты налогов. Это и разные нарушения законов и правил при выполнении хозяйственных операций, отход коммерческих структур в "тень", оборот и отмывание грязных денег и тому подобное. Возвращаясь к вопросу оперативности информации как важнейшему ее свойству, следует подчеркнуть, что только благодаря компьютеризации производства обеспечивается действительная оперативность и доступность информации. Компьютерные технологии вносят также существенные изменения в содержание и методику решения аналитических заданий на предприятии. Высокая скорость выполнения расчетных и логических операций дает возможность обрабатывать большие объемы аналитической информации и очень плодотворно и своевременно использовать ее в управлении производством.

Широкое применение компьютерных технологий не только улучшает оперативность и доступность информации, но и расширяет перечень конкретных вопросов экономического анализа, смещает его направление из традиционной оценки деятельности за прошлые периоды к изучению текущих и будущих ситуаций с целью содействия разработке обоснованных и взвешенных управленческих решений. Такая направленность анализа наблюдалась с начала 60-х годов. Однако по-настоящему реализовать это стало возможно лишь в условиях применения современной компьютерной техники.

В процессе аналитического исследования используют большие объемы разной информации. Основными источниками  является:

  1. Планово нормативная. Это материалы бизнес-планов, нормы расходов, и нормативы, прейскуранты цен и тарифов, законодательные акты, инструкции, договоры, технологическая документация, и тому подобное.
  2. Данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.
  3. Внутренняя информация. Это приказы, производственная переписка, справки, о проверках и актах ревизий (аудиту), протоколах производственных совещаний, докладные записки но др.
  4. Внешняя информация. Это отчетные данные родственных предприятий и материалы отраслевых изданий, сборники статистических материалов как отечественных, так и заграничных, учреждений, данные переписей и анкетных обследований.
  5. Данные личных наблюдений аналитика. Это производственные экскурсии, хронометраж рабочего дня, опроса работников 
    предприятия.

Экономическая информация может иметь табличную, графическую те текстовую форму. Всю информацию разделяют на внутреннюю и внешнюю, начальную, базовую и производную расчетную. Существуют и другие группирования экономической информации.

Большинство информации, которое  используется в анализе, имеют форму  показателей. Причем глубина анализа  и обоснованность выводов и мероприятий за его результатами в значительной мере зависят от отбора показателей, которые в своей совокупности формируют целые системы. Вся система показателей дает количественные и качественные характеристики разных сторон хозяйственной деятельности предприятия или отдельных экономических явлений и процессов. Количество показателей может расти через дифференциацию или их интеграцию в зависимости от цели и содержания анализа, глубины изучения соответствующих объектов и процессов.

Показатели классифицируют за разными признаками. В практике аналитических исследований различают такие показатели:

  1. количественные и качественные;
  2. натуральные, трудовые, стоимостные;
  3. абсолютные и относительные;
  4. общие и частичные;
  5. плановые (нормативные) и фактические (отчетные);
  6. основные и вспомогательные;
  7. исходные и расчетные (производные).

Вся подобранная  для анализа информация, показатели учета и отчетности должны быть тщательным образом проверены по форме и содержанию.

При проверке за формой устанавливается правильность оформления документов и отчетов  с точки зрения полного наличия  и заполнения всех реквизитов, таблиц, подписей, арифметических сумм, итогов; соответствие и преемственность  цифр, перенесенных из других документов и предыдущих лет; согласованность цифр в разных формах отчета и взаимозависимых величин. Проводя такую проверку, пользуются средствами логического и арифметического контроля. При этом логический контроль в большинстве случаев устанавливает лишь наличие ошибки, а другой арифметический контроль показывает размер ошибки.

При проверке информации по содержанию, а она может быть осуществлена лишь на предприятии, устанавливают  соответствие отчета данным бухгалтерского учета, а достоверность самого учета  проверяют его соответствием реальному положению вещей и процессов на предприятии. Эта проверка более сложна и является элементами ревизии или аудиту.

Констатируя недостаточное  качество информации, следует сказать  о природе возможных ошибок. По большей части они могут быть следствием несовершенной первичной регистрации или следующей обработки данных. При этом различают случайные и систематические ошибки. Опаснее являются систематические ошибки, которые имеют характер постоянных искривлений в одном направлении. Эти ошибки бывают незлоумышленными и злоумышленными. Последние возникают через сознательное искажение данных с целью увеличения объемов выполненных работ (приписки) или наоборот, укрывательство доходов (для уклонения от налогообложения) и тому подобное. Убедившись в достоверности информации, можно начать сам анализ деятельности предприятий.

Источники информации и требования к данным.

Источники информации, которые используются при проведении экономического анализа, можно подразделить на плановые, учётно-отчётные и внеучётные.

Плановые источники  включают в себя бизнес-план, нормы  и нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат.

К учётно-отчётным следует отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учёта и отчётности.

Внеучётные источники – это материалы ревизии, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудовых коллективов, заседаний совета директоров, объяснительные и докладные записки и пр.

Совокупность  информационных потоков, исходящих  из названных выше источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство, оперативность.

В системе экономической  информации особняком стоит микроуровневая маркетинговая система, которую можно разложить на четыре составные части:

1. внутренняя система учёта и отчётности (информация о внутрифирменных информационных потоках),

2. внешняя система  маркетинговой информации (информация  о состоянии рынка),

3. маркетинговые  наблюдения и анализ (изучение конкретных проблем маркетинга, например, причин сокращения объёма продаж),

4. система поддержки  маркетинговых решений (применение  экономико-математического моделирования).

Основной задачей  микроуровневой маркетинговой системы  является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям.

Следует заметить, что эффективность аналитической  работы может быть повышена посредством  её компьютеризации. К ряду неоспоримых  достоинств применения ЭВМ для целей анализа относятся следующие:

- сокращение  сроков проведения анализа;

- более полное  использование информации;

- точность расчётов;

- постановка  и решение многомерных задач.

Также необходимо отметить особые преимущества комплексной  компьютеризации анализа. Во-первых, это сохранение целостности анализа при условии децентрализованной обработки информации. Во-вторых, обеспечение непосредственного соединения процесса аналитической обработки информации с процессом принятия управленческих решений. В-третьих, эффективность анализа увеличивается за счёт оперативности обработки информации, что позволяет своевременно принимать необходимые решения.

Задание типа анализа ситуации, аналитических расчетов.

 Задание № 3.

Условие: Проанализируйте влияние факторов на объем выпуска продукции методом абсолютных разниц. Сделать выводы.

Показатель

Значение

Отклонение

План

Факт

Объем выпуска, руб., Y

27360000

34125000

6765000

Количество  отработанных одним рабочим дней в году, a

240

260

20

Среднесписочная численность работников, чел., b

190

175

-15

Средняя выработка  на одного рабочего в день, руб., c

600

750

150

Информация о работе Информационная база экономического анализа. Источники информации и требования к данным