Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:25, реферат
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.
Белорусский Государственный Педагогический Университет
Имени Максима
Танка
Реферат
Минск-2007
Введение
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не
существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
Приведенные исторические
порождением современности, а имела место и в прошлом.
Современной инфляции присущ
ряд отличительных
Сущность и формы проявления
инфляции
Как экономическое явление
Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция впервые стал
употребляться в Северной
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной
способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов
обращения
избыточными бумажными
Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения
условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных
потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной
мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Наиболее лаконичное
цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Инфляция - есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного
развития экономики практически во всех странах мира.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта
обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам,
сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые
российские
ученые добавляют к этому перечню
еще и золото, придавая ему по-
прежнему роль всеобщего эквивалента.
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые
выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно
невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;
2. Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие
высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах
Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
Ниже
приведены индексы потребительских
цен и темпы роста номинальных денежных
доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество
раз):[1]
| |Потребительские цены |Среднедушевой доход |
|Азербайджан |12,1 |5,0 |
|Армения |9,0 |2,8 |
|Белоруссия |11,6 |8,2 |
|Казахстан |10,7 |6,7 |
|Киргизия |11,9 |4,3 |
|Молдавия |12,1 |4,9 |
|Россия |15,7 |7,5 |
|Таджикистан |10,1 |3,4 |
|Туркменистан |8,7 |7,1 |
|Узбекистан |5,1 |5,2 |
|Украина
|12,5
|--
|
3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и
заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние
даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными
становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает
50%-й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз
(темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них
преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно
прожить некоторое время.
Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны
среднегодовой прирост цен достигала 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в
Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил
829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США
обменивался на 3*1022 форинтов.[2]
Вести успешный бизнес в
может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков:
автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение
внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного
хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои
теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на
бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим виды
соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени
сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны
относительно друг друга, а при несбалансированной- цены различных товаров
постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных
пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь
периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы
соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери
доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в
цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции,
основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их
продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они
рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не
Информация о работе Инфляция, виды инфляции. Кривая Филлипса