Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ И ПУТИ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РБ
3.1 Государственная политика занятости в Республике Беларусь
В отношении
безработицы государство
Макроэкономическая
политика предполагает использование
денежно-кредитных и бюджетно-
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. [12, c. 92].
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 30. 05. 1991 г.):
1) обеспечение
равных возможностей в
2) обеспечение
мер, направленных на
3) предоставление
социальных гарантий и
4) содействие
и поощрение граждан в
5) принятие
мер содействия в
6) участие
профсоюзов и союзов
7) международное
сотрудничество в решении
В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
а) оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;
б) материальную поддержку незанятого населения;
в) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;
г) бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;
д) содействие
предпринимательству и
е) развитие республиканской службы занятости [6, c. 267].
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума [12, c. 92].
Для Республики
Беларусь наиболее приемлем активный
подход к ее регулированию. В то же
время активная политика должна не
ограничиваться лишь административными
мерами воздействия, а базироваться
на оптимальном сочетании
3.2 Пути борьбы с безработицей в Республике Беларусь
Последствия
безработицы негативны для
В целях
увеличения занятости населения
совершенствуется нормативная база
по содействию безработным в организации
предпринимательской
Постановлением Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие
типов безработицы делает задачу
ее сокращения чрезвычайно сложной.
Поскольку единого способа
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение
масштабов жилищного
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
Создание условий для
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список
программ сокращения безработицы можно
продолжать еще долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут
полностью ликвидировать или
существенно сократить
Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Таким образом, существуют
разные способы борьбы с безработицей.
Можно использовать политику стимулирования
инвестиций, можно увеличить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения.
В настоящее
время большинство экономистов
считают, что безработица, являясь
устоявшейся социально-
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические