Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.

Работа содержит 1 файл

осн.часть.docx

— 103.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ И ПУТИ  БОРЬБЫ  С  БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РБ

 

 

3.1 Государственная политика занятости в Республике Беларусь

 

В отношении  безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости. Функция  социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы.

 Политика  в сфере занятости направлена  на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. [12, c. 92].

В Беларуси основные принципы политики занятости  определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 30. 05. 1991 г.):

1) обеспечение  равных возможностей в трудоустройстве  всем трудоспособным;

2) обеспечение  мер, направленных на предотвращение  безработицы;

3) предоставление  социальных гарантий и компенсаций  безработным;

4) содействие  и поощрение граждан в развитии  их способностей к производительному и творческому труду;

5) принятие  мер содействия в трудоустройстве  граждан с ограниченной трудоспособностью;

6) участие  профсоюзов и союзов предпринимателей  в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7) международное  сотрудничество в решении проблем  занятости.

В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

а) оказание материальной помощи в трудоустройстве  граждан;

б) материальную поддержку незанятого населения;

в) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;

г) бронирование, квотирование и создание рабочих  мест на действующих предприятиях для  граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

д) содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

е) развитие республиканской службы занятости [6, c. 267].

 

Все  методы   и  меры, с  помощью  которых    государство  воздействует  на  занятость  и  безработицу,  можно  разделить  на  две  группы: активные  и  пассивные.

Активные  меры  нацелены  на  создание    дополнительных  рабочих  мест. К  числу   активных  мер  принадлежат,  во-первых,  кейнсианская  макроэкономическая  политика,    направленная  на    стимулирование   совокупного  спроса    за счет  средств госбюджета. Во-вторых,  организационные  законодательные  и  финансовые   меры  государства,  которые  включают:  организацию   системы    образования  и  производственно- технического  обучения    кадров  на  базе  служб  по  трудоустройству  и  предприятий;   регулирование   отраслевой  и  региональной    мобильности  кадров;  расширение  производства    товаров  и  услуг  за  счет  роста   государственных  субсидий;  осуществление    программ  общественных  работ  в  коммунальном  хозяйстве,  строительстве,  ремонтно- восстановительных  работах;  создание   рабочих мест  для молодежи;   субсидии  по  занятости лиц,  нуждающихся в социальной  защите;  инвестирование  наиболее  перспективных   или трудоемких  отраслей;  меры  по  сокращению   предложения на  рынке труда;  стимулирование  самостоятельной занятости населения;  содействие в развитии  мелкого и среднего  бизнеса.

Пассивная политика  занятости   включает  создание  системы  социального  страхование  и  материальной   помощи  безработным.  Система социального страхования   предусматривает выплату пособий по  безработице с учетом  прежних заработков,  система материальной  помощи  направлена  на  обеспечение   безработному  прожиточного  минимума [12, c. 92].

Для Республики Беларусь  наиболее приемлем активный подход к ее регулированию. В то же время активная политика должна не ограничиваться лишь административными  мерами воздействия, а базироваться на оптимальном сочетании организационных, экономических и административных мер, что будет способствовать достижению основной цели государства в области  трудовых отношений – обеспечению  полной и эффективной занятости  населения [13, c. 230].

 

    

 

    3.2 Пути борьбы с безработицей в Республике Беларусь

 

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы.

В целях  увеличения занятости населения  совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации  предпринимательской деятельности.

Постановлением  Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и  дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости  безработным в организации  самостоятельной  занятости».

В настоящее  время безработный, изъявивший желание  начать собственное дело, имеет право  на бесплатное обучение основам предпринимательской  деятельности, получение субсидии и  ссуды. Кроме этого из фонда занятости  безработному компенсируются расходы  по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и  иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

 Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста  спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста  самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

    1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
    2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
    3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране.

Политика  занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда [13, c. 223].

Таким образом, существуют разные способы борьбы с безработицей. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов. Однако все эти шаги принесут пользу лишь при снижении безработицы до уровня естественной нормы. Поэтому государственная политика  в области занятости должна строиться прежде всего на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые не должны провоцировать ускорение инфляции. В свою очередь для минимизации воздействия мирового кризиса на рынок труда Беларуси, учитывая опыт других стран, необходимо: разработать экономические меры, направленные на формирование благоприятных условий для сохранения и создания новых эффективных рабочих мест;  стимулировать экономически и организационно предпринимательскую активность граждан, сохранение и развитие малого бизнеса; возродить систему внутрифирменной подготовки кадров на основе установления нормативов финансовых затрат нанимателей на эти цели; осуществлять опережающую переподготовку работников, подлежащих высвобождению по востребованным профессиям; расширять виды и формы общественных работ для различных образовательно-профессиональных групп незанятого населения, организовать временную и частичную занятость студентов и учащихся; стимулировать переезд безработных граждан в регионы с дефицитом рабочей силы; создать систему обязательного государственного страхования граждан от безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок труда  является одним из элементов рыночной экономики. Важнейшим показателем  состояния рынка труда является уровень безработицы. Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы  с точки зрения динамических потоков  на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного  населения.

В настоящее  время большинство экономистов  считают, что безработица, являясь  устоявшейся социально-экономической  категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход, который  облагается налогом. В-третьих, снижается  уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице  меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние  безработного, становятся частыми конфликты  в семье и т. д.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь