Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.
Государственная служба занятости
наделена широкими полномочиями. Она
имеет право заключать договоры
с нанимателями о направлении
к ним граждан (при наличии
свободных мест) для трудоустройства;
запрашивать у нанимателей
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений [18].
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату в установленном
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Государственные программы занятости
предусматривают в области
Решение стоящих перед государством
задач в области занятости
населения требует длительного
времени, поэтому обеспечение полной
занятости выступает в качестве
стратегической цели развития на длительную
перспективу. Однако стратегическая цель
должна отражать то состояние занятости,
которое предусматривается
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
2.2 Динамика показателей, характеризующих безработицу в Республике Беларусь
При анализе численности
На 1 октября текущего года уровень зарегистрированной безработицы в стране составил 0,6% к численности экономически активного населения, в то время как в 2008 г. он составлял 0,8%, в 2009 г. – 0,9% и в 2010 г. – 0,7%. Это свидетельствует о том, что количество безработных в Беларуси постоянно сокращается [22].
Общая численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, в 2008 г. составила 37 305 чел., в 2009 г. – 40 316 чел. и в 2010 г. - 33 105 чел. Среди них количество лиц, проживающих в сельских населённых пунктах, составило соответственно 8 029 чел., 8 145 чел. и 7 249 чел. Потребность же в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите, в 2008 г. – 50 747 чел., в 2009 г. – 34 463 чел., в 2010 г. – 48 761 чел. Численность зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию в 2008 г. составила 07, чел., в 2009 г. – 1,2 чел., в 2010 г. – 0,7 чел [14, c. 122]
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску в 2008-2010 гг. представлена в Приложении А.
Можно заметить, что с каждым годом численность безработных в нашей стране заметно сокращается. Так по сравнению с 2008 г. в 2010 г. общее число всех зарегистрированных безработных сократилось более чем на 4 тыс. человек (11,2%), что свидетельствует о положительной тенденции к снижению количества безработных граждан.
Вместе
с тем, несмотря на значительное снижение
уровня безработицы, ситуация на рынке
рабочей силы остается довольно сложной.
Не решены вопросы по поводу молодежной
и женской безработицы. Данные о
численности женщин-
Таблица 2.1 -
Численность женщин-
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||
тыс.чел. |
% |
тыс.чел. |
% |
тыс.чел. |
% | |
Республика Беларусь |
22 645 |
60,7 |
22 998 |
57,0 |
17 401 |
52,6 |
Области: |
||||||
Брестская |
4 149 |
62,4 |
4 093 |
62,7 |
2 951 |
55,6 |
Витебская |
3 574 |
58,9 |
3 499 |
54,1 |
2 778 |
51,8 |
Гомельская |
4 227 |
61,1 |
4 205 |
59,7 |
3 356 |
55,1 |
Гродненская |
2 913 |
60,0 |
2 984 |
55,2 |
2 055 |
48,9 |
г. Минск |
2 287 |
60,3 |
2 311 |
51,9 |
1 826 |
52,6 |
Минская |
2 951 |
57,5 |
2 969 |
54,1 |
2 279 |
48,7 |
Могилёвская |
2 544 |
65,5 |
2 937 |
59,5 |
2 156 |
54,2 |
Источник: [14, с. 122].
В соответствии с данными, приведёнными в таблице, количество безработных женщин в 2008 г. составило 22 645 чел. (60,7%), в 2009 г. – 22 998 чел. (57,05) и в 2010 г. – 17 401 чел. (52,6%). Наиболее ярко снижение безработных женщин наблюдается в Гродненской области и городе Минске: от 60,0% в 2008 г. до 48,9 % в 2010 г. и от 60,3% до 52,6% соответственно. Таким образом, данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о тенденции к снижению безработицы на всей территории Республики Беларусь [14, с. 133].
В общем составе безработных на конец 2010 года значительную часть стоящих на учете безработных составляла молодежь в возрасте 16-29 лет – 38,1% от общего числа зарегистрированных. Средний возраст безработного составлял 35,7 лет. В 2009 году – 41,1%, а в 2008 году этот показатель составлял 40,2% .Средний возраст безработного в 2009 году- 34,9 лет, а в 2008 году-35 лет (Приложение Б). Несмотря на то, что удельный вес молодежи в численности безработных снизился, все же правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ "Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ». Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение. В итоге, среди безработных сократилось число выпускников. В 2008 году число безработных выпускников составляло 5,4%, в 2009 году наблюдался подъём до 6,9%, в 2010 году - 4,8 % (Приложение В).
За 1991-2010 года снизилась доля безработных, имеющих высшее и среднее специальное образование до 25,5%. В 2009 году их численность составляла 26,6% , а в 2008 году – 25,9%. Основной контингент безработных имеет среднее образование – 38,0% в 2010 году, 38,6% - в 2009 году и 39,6% в 2008 году. Профессионально-техническое образование имеет 24,6% безработных в 2010 году, 24,0 % безработных в 2009 году и 23,0% в 2008 году. Базовое образование в 2010 году имеют 11,9% безработных. В 2009 году этот показатель составлял 10,8 %, а в 2008 -11,5 % (Приложение Г).
Среди источников
безработицы за 1991-2010 года произошли
значительные изменения. В 1991-1995 годах
главной из них было высвобождение
численности по сокращению штатов и
ликвидации предприятий (50-30%%), в 1997-1999
годы ведущим сегментом стала
численность уволенных по собственному
желанию, она составила 32,5 % в 1999 году.
Объяснений данному обстоятельству
несколько: во-первых, в условиях административного
наращивания ВВП за счет экстенсивного
использования рабочей силы снижалась
реальная заработная плата, что, несомненно,
инициировало увольнения по собственному
желанию; во-вторых, часто за этой причиной
стоит завуалированное
Динамика численности населения, обратившегося по вопросам трудоустройства в органы по труду, занятости и социальной защите, в 2008-2010 гг. отображена в следующей таблице:
Таблица 2.2 - Динамика численности населения, обратившегося по вопросам трудоустройства в органы по труду, занятости и социальной защите, в 2008-2010 гг.
Обратились по вопросу трудоустройства |
Трудоустроено | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего граждан |
322274 |
335198 |
328721 |
199304 |
196226 |
204098 |
в том числе: |
||||||
признаны безработными |
200381 |
212631 |
205826 |
130602 |
129878 |
135645 |
занятые трудовой деятельностью |
14267 |
14668 |
17106 |
2178 |
2533 |
4892 |
учащиеся и студенты, желающие работать в свободное от учёбы время |
50827 |
44566 |
41420 |
44488 |
40826 |
36081 |
пенсионеры и инвалиды |
12402 |
13612 |
15288 |
2133 |
2361 |
2927 |
Источник: [14, с. 130].
В 2008 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 322,3 тыс. чел., из них: зарегистрировано в качестве безработных 200,4 тыс. чел., заняты трудовой деятельностью – 14.3 тыс. чел., учащиеся и студенты – 50,9 тыс. чел, а также пенсионеры и инвалиды – 12,4 тыс. чел. На конец же 2010 г. данные незначительно изменились: за трудоустройством обратилось 328,7 тыс. чел, из них признаны безработными 205,8 тыс. чел,, занятые трудовой деятельностью – 17,1 тыс. чел., учащиеся и студенты 0 41,4 тыс. чел. Трудоустроено в 2010 г. 204,1 тыс. чел, в 2009 г. – 196,2 тыс. чел, в 2008 г. – 199,3 тыс. чел. [14, с. 136].
Таким образом, анализ статистических данных не позволяет сделать однозначные выводы о состоянии и динамике безработицы в Беларуси. Хотя уровень безработицы в республике значительно снизился, имеется ряд проблем. Это существование женской безработицы, в 2010 году в структуре безработных 52,6 % - женщины, что на 7,7% меньше чем в 2008 г. Так же существует проблема молодежной безработицы, в 2010 году молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 38,1% от общего числа безработных. Этот показатель снизился по сравнению с 2008 г. по средством принятия Советом Министров РБ "Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ», а так же гарантированное трудоустройство- государственное распределение. Не все граждане, обратившиеся в органы по труду, занятости и социальной защиты трудоустроены, в 2010 году этот показатель составляет 62,1% от числа обратившихся. По прежнему значительную долю в общем числе безработных составляют граждане, имеющие среднее образование 38%. Наиболее часто встречаемым источником безработицы является уволенных по собственному желанию и соглашению сторон- 34,1%. Имеет место в Беларуси скрытая безработица. Если принимать во внимание ее уровень и число граждан, не ставших на учет самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен десятками процентов. Она выражается в неполном рабочем дне, неделе и т.д. Точные данные о структуре и квалификации незарегистрированных безработных получить практически невозможно. Однако наблюдаются и положительные изменения. Снизилась средняя продолжительность безработицы, в 2010 году она составляет 3,9 месяцев. Значительно уменьшилось количество безработных выпускников учебных заведений, в 2010 году оно составило 4,8% от общего числа безработных.