Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.

Работа содержит 1 файл

осн.часть.docx

— 103.40 Кб (Скачать)

Государственная служба занятости  наделена широкими полномочиями. Она  имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении  к ним граждан (при наличии  свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также  получать информацию о высвобождении  рабочей силы в связи с ликвидацией  предприятия, сокращением численности  или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений [18].

Государство помогает безработным  в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным  с военной службы без права  на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения  квалификации или переподготовки и  включение этого периода в  общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке  пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение  иных компенсаций, при необходимости  переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроля за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [9].

Государственные программы занятости  предусматривают в области занятости  в качестве главной цели провозглашено  обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы[9].

Решение стоящих перед государством задач в области занятости  населения требует длительного  времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода  времени.

Стратегическая цель определяет следующие  тактические задачи:

  1. на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [10, c. 39].

 

2.2 Динамика показателей, характеризующих безработицу в Республике Беларусь

 

При анализе численности безработных  в Беларуси следует учитывать  три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, численность  зарегистрированных в качестве безработных  в течение года и численность  состоящих на учете на конец отчетного  периода. За 1991-2010 годы параметры этих потоков возросли, но в разной степени [20, c. 40].

На 1 октября  текущего года уровень зарегистрированной безработицы в стране  составил 0,6% к численности экономически активного  населения, в то время как в 2008 г. он составлял 0,8%, в 2009 г. – 0,9% и в 2010 г. – 0,7%. Это свидетельствует о  том, что количество безработных  в Беларуси постоянно сокращается [22].

Общая численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, в 2008 г. составила 37 305 чел., в 2009 г. – 40 316 чел.  и в 2010 г. -  33 105 чел. Среди них количество лиц, проживающих в сельских населённых пунктах, составило соответственно 8 029 чел., 8 145 чел. и 7 249 чел. Потребность же в работниках, заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите, в 2008 г. – 50 747 чел., в 2009 г. – 34 463 чел., в 2010 г. – 48 761 чел. Численность зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию в 2008 г. составила 07, чел., в 2009 г. – 1,2 чел., в 2010 г. – 0,7 чел [14, c. 122]

Численность безработных, зарегистрированных  в  органах по труду, занятости и  социальной защите, по областям и г. Минску в 2008-2010 гг.  представлена в  Приложении А.

Можно заметить, что с каждым годом численность  безработных в нашей стране заметно  сокращается.  Так по сравнению с 2008 г. в 2010 г. общее число всех зарегистрированных безработных сократилось более чем на 4 тыс. человек (11,2%), что свидетельствует о положительной тенденции к снижению количества безработных граждан.

Вместе  с тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке  рабочей силы остается довольно сложной. Не решены вопросы по поводу молодежной и женской безработицы. Данные о  численности женщин-безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, по областям и  г. Минску в 2008-2010 гг. представлены в  следующей таблице:

Таблица 2.1 - Численность женщин-безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, по областям и г. Минску в 2008-2010 гг.

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

тыс.чел.

%

тыс.чел.

%

тыс.чел.

%

Республика Беларусь

22 645

60,7

22 998

57,0

17 401

52,6

Области:

           

Брестская

4 149

62,4

4 093

62,7

2 951

55,6

Витебская

3 574

58,9

3 499

54,1

2 778

51,8

Гомельская

4 227

61,1

4 205

59,7

3 356

55,1

Гродненская

2 913

60,0

2 984

55,2

2 055

48,9

г. Минск

2 287

60,3

2 311

51,9

1 826

52,6

Минская

2 951

57,5

2 969

54,1

2 279

48,7

Могилёвская

2 544

65,5

2 937

59,5

2 156

54,2


Источник: [14, с. 122].

 

В соответствии с данными, приведёнными в таблице, количество безработных женщин в 2008 г. составило 22 645 чел. (60,7%), в 2009 г. – 22 998 чел. (57,05) и в 2010 г. – 17 401 чел. (52,6%). Наиболее ярко снижение безработных женщин наблюдается в Гродненской области и городе Минске: от 60,0% в 2008 г. до 48,9 % в 2010 г. и от 60,3% до 52,6% соответственно.  Таким образом, данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о тенденции к снижению безработицы на всей территории Республики Беларусь  [14, с. 133].

В  общем  составе безработных на конец 2010 года значительную часть стоящих на учете безработных составляла молодежь  в возрасте 16-29 лет – 38,1% от общего числа зарегистрированных. Средний возраст безработного составлял 35,7  лет. В 2009 году – 41,1%, а в 2008 году этот показатель составлял 40,2% .Средний возраст безработного  в 2009 году- 34,9 лет, а в 2008 году-35 лет (Приложение Б). Несмотря на то, что удельный вес молодежи в численности безработных снизился, все же правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров РБ "Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ». Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение.  В итоге, среди безработных сократилось число выпускников. В 2008 году число безработных выпускников составляло 5,4%, в 2009 году наблюдался подъём до 6,9%, в 2010 году - 4,8 % (Приложение В).

За 1991-2010 года снизилась доля безработных, имеющих  высшее и среднее специальное  образование до 25,5%. В 2009 году их численность  составляла 26,6% , а в 2008 году – 25,9%. Основной контингент  безработных имеет среднее образование – 38,0% в 2010 году, 38,6% - в 2009 году и 39,6%  в 2008 году. Профессионально-техническое образование имеет 24,6% безработных в 2010 году,  24,0 % безработных в 2009 году и   23,0% в 2008 году. Базовое образование в 2010 году  имеют 11,9% безработных. В 2009 году этот показатель составлял 10,8 %, а в 2008 -11,5 % (Приложение Г).

Среди источников безработицы за 1991-2010 года произошли  значительные изменения. В 1991-1995 годах  главной из них было высвобождение  численности по сокращению штатов и  ликвидации предприятий (50-30%%), в 1997-1999 годы ведущим сегментом стала  численность уволенных по собственному желанию, она составила 32,5 % в 1999 году. Объяснений  данному обстоятельству несколько: во-первых, в условиях административного  наращивания ВВП за счет экстенсивного  использования рабочей силы снижалась  реальная заработная плата, что, несомненно, инициировало увольнения по собственному желанию; во-вторых, часто за этой причиной стоит завуалированное высвобождении  по сокращению штатов, когда работника  пассивно вынуждают к этому, чтобы  не выплачивать трехмесячное выходное пособие. С 2004 года появилась новая  формулировка источника безработицы - по соглашению сторон. В 2010 года численность безработных уволенных по собственному желанию и соглашению сторон  равна  34,1%,в 2009 году  28,3%, в 2008  году   32,3%. Объясняется это правовой формой контракта стал Декрет Президента Республики Беларусь № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношении, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (от 26.07.1999), который стал активно использоваться с 2004 года (после поручения Президента РБ по итогам совещания «Кадры управления в современных условиях»). Причем практически одновременно (в конце 2002года) были отменены компенсации работникам за ухудшение их правового статуса в связи с переводом на контрактную форму найма (в виде выплат двухнедельного среднего заработка при переводе на контракт трехмесячного среднего заработка по истечение срока контракта) и уменьшена с шести до  трех среднемесячных заработных плат компенсация при досрочном расторжении контракта по вине нанимателя. Поэтому перевод работников на срочный трудовой контракт на 1 год с последующим его законным и практически бесплатным для нанимателя расторжением стал удобным способом снизить масштабы избыточной численности работников, при этом формально источником безработицы высвобождение не считается [15].

Динамика  численности населения, обратившегося  по вопросам трудоустройства в органы по труду, занятости и социальной защите, в 2008-2010 гг. отображена в следующей таблице:

Таблица 2.2 - Динамика численности населения, обратившегося  по вопросам трудоустройства в органы по труду, занятости и социальной защите, в         2008-2010 гг.

 

Обратились по вопросу трудоустройства

Трудоустроено

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Всего граждан

322274

335198

328721

199304

196226

204098

в том числе:

           

признаны безработными

200381

212631

205826

130602

129878

135645

занятые трудовой деятельностью

14267

14668

17106

2178

2533

4892

учащиеся и студенты, желающие работать в свободное от учёбы  время

50827

44566

41420

44488

40826

36081

пенсионеры и инвалиды

12402

13612

15288

2133

2361

2927


Источник: [14, с. 130].

 

В 2008 г. в  органы государственной службы занятости  обратилось за содействием в трудоустройстве 322,3 тыс. чел., из них: зарегистрировано в качестве  безработных  200,4 тыс. чел., заняты трудовой деятельностью  – 14.3 тыс. чел., учащиеся и студенты – 50,9 тыс. чел, а также пенсионеры и инвалиды – 12,4 тыс. чел.  На конец же 2010 г. данные незначительно изменились: за трудоустройством обратилось 328,7 тыс. чел, из них признаны безработными 205,8 тыс. чел,, занятые трудовой деятельностью – 17,1 тыс. чел., учащиеся и студенты 0 41,4 тыс. чел. Трудоустроено в 2010 г. 204,1 тыс. чел, в 2009 г. – 196,2 тыс. чел, в 2008 г. – 199,3 тыс. чел. [14, с. 136].

Таким образом, анализ статистических данных не позволяет  сделать однозначные выводы о  состоянии и динамике безработицы  в Беларуси. Хотя уровень безработицы  в республике значительно снизился, имеется ряд проблем. Это существование женской безработицы, в 2010 году в структуре безработных 52,6 % - женщины, что на 7,7% меньше чем в 2008 г. Так же  существует проблема  молодежной  безработицы, в 2010 году молодежь  в возрасте 16-29 лет составляет 38,1% от общего числа безработных. Этот показатель снизился по сравнению с 2008 г.  по средством принятия  Советом Министров РБ "Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил РБ», а так же гарантированное трудоустройство- государственное распределение.  Не все граждане, обратившиеся в органы по труду, занятости и социальной защиты  трудоустроены, в 2010 году этот показатель составляет 62,1% от числа обратившихся.  По прежнему значительную долю в общем числе безработных составляют граждане, имеющие среднее образование 38%. Наиболее часто встречаемым источником безработицы является уволенных по собственному желанию и соглашению сторон- 34,1%. Имеет место в Беларуси скрытая безработица. Если принимать во внимание ее уровень и число граждан, не ставших на учет самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен десятками процентов. Она выражается в неполном рабочем дне, неделе и т.д. Точные данные о структуре и квалификации незарегистрированных безработных получить практически невозможно. Однако наблюдаются и положительные изменения. Снизилась средняя продолжительность безработицы, в 2010 году она составляет 3,9 месяцев. Значительно уменьшилось количество безработных выпускников учебных заведений, в 2010 году оно составило 4,8% от общего числа безработных.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь