Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ инфляции в Республике Беларусь и пути ее преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть сущность и причины возникновения инфляции, а также ее виды;
выявить специфику инфляции в Республике Беларусь и пути ее преодоления;
по данным исследования сделать заключительный анализ об использовании антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Сущность и признаки инфляции ………………………………………... 5
Типы и виды инфляции …………………………………………………. 11
Методы измерения инфляции ………………………………………...... 14
Инфляция и безработица, кривая Филлипса ……………………........... 18
Инфляционные процессы в Республике Беларусь ……………………. 21
Экономические и социальные последствия инфляции ……………...... 23
Антиинфляционная политика ………………………………………...... 26
Заключение …………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ………………………………………. 36
Политика экспансии в условиях инфляции. Стимулирование спроса в соответствии с кейнсианскими рекомендациями не позволяет уменьшить безработицу в долгосрочном периоде. Экспансия дает лишь краткосрочные эффекты в области занятости, то ценой постоянного повышения темпов инфляции.
Повышение спроса при проведении политики экспансии обеспечивает лишь временный рост производства. Вначале расширения спроса повышаются занятость и производство, благодаря чему растет инфляция. Более высокий темп роста цен дает толчок инфляционному процессу, при котором ожидания будущей инфляции и требования повышения заработной платы увеличивают издержки предприятия. Это означает, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий (рис. 7.1, а).
Предположим, что экономика находится в точке А. Повышение спроса вызовет одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Если экономика переместится в точку В, через некоторое время возникнет ожидание будущей инфляции, в связи с чем будут нарастать требования повышения заработной платы.
Возросшие
издержки передвигают вверх кривую
предложения. В результате, когда
предприятия и наемные
Таким образом, политика экспансии не оказывает долговременного положительного воздействия на занятость или производство. Рассмотренная на длительном отрезке времени кривая предложения, как и кривая Филлипса, имеет форму вертикальной линии. Из этого следует, что данная политика может дать временный положительный эффект, но не позволяет надолго уменьшать безработицу ниже естественного уровня или расширять производство за пределы, определяемые этим уровнем. Чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на занятость и производство, следует стремиться совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости.
Политика сдерживания в условиях инфляции. В современной экономике присутствуют одновременно и безработица, и инфляция. Политика экспансии дает кратковременные эффекты в сфере производства и занятости, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокий темп инфляции. В то же время ограничение спроса ведет к росту безработицы, снижению активности в экономике. Чем медленнее снижаются цены и заработная плата, тем дольше сохранится высокая безработица и тем выше будет «цена» политики сдерживания.
При проведении политики экспансии цены и инфляционные ожидания быстро возрастают, что положительно воздействует на занятость, но дает лишь кратковременный эффект. В условиях политики ограничения спроса адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг другу.
Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая повышения безработицы.
Допустим,
что экономика находится в
точке D (рис. 7.1, б).
Рестриктивная политика, которая сокращает
совокупный спрос, влечет за собой рост
безработицы и снижение инфляции. Экономика
перемещается в точку Е.
Впоследствии инфляционные ожидания ослабевают.
Требования повышения заработной платы
и издержки снижаются, при этом кривая
предложения смещается вниз. Если произошла
полная адаптация инфляционных ожиданий
и предприятия принимают те же самые решения,
что и до проведения политики сдерживания,
экономика возвратится к прежнему уровню
занятости и производства. Проблема состоит
в том, что период перехода от D
к А может быть долгим. В этом случае
рестриктивная политика со временем ведет
к высоким издержкам — безработице и падению
производства.
Рис
7.1 Политика экспансии (а) и сдерживания
(б) в условиях инфляции: 1 – спрос; 2 –
спрос после экспансии; 3 – предложение;
4 ― предложение после возросших инфляционных
ожиданий; 5 – предложение после ослабления
инфляционных ожиданий; 6 – спрос после
сдерживания.
Политика предложения. Рестриктивная политика, безусловно, позволяет снизить темпы инфляции, но лишь ценой безработицы. Существует опасность, что такая безработица будет обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии обеспечивает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции.
Одной лишь фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение.
Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было переместить вниз кривую предложения из положения АS1 да положение АS2 (рис. 7.2), то тогда удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство. Инфляция может сократиться с Р1 до Р2 в то время как уровень производства возрасти с Q1 до Q2.
Одним
из способов решения проблемы чрезмерного
спроса было бы увеличение предложения
товаров и услуг, но в короткий
промежуток времени это может оказаться
трудным. Однако правительство могло бы
повысить эффективность производства.
Рис
7.2 Влияние экономической политики
на предложением
Активная и адаптивная антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную.
Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно государство ответственно за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы.
Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. К ним относятся: контроль за денежной эмиссией; недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета; осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; пресечение обращения денежных суррогатов; наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.
Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь при сдерживании или предотвращении инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
Меры, направленные против инфляции спроса: уменьшение государственных расходов; увеличение налогов; сокращение дефицита государственного бюджета; переход к жесткой кредитно-денежной ной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования.
Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном счете, сводятся к сдерживанию совокупного спроса. Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.
Меры, направленные против инфляции издержек достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках «экономики предложения».
Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замораживанием цен и заработной платы, косвенным ограничением их роста.
Жесткое сдерживание цен и доходов дает однозначно видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
Адаптивная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию, прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.
К
данной политике относят индексацию;
соглашения с предпринимателями « профсоюзами
о темпах роста цен и заработной платы.
Индексация, т.е. изменение номинальных
денежных выплат, имеет серьезное значение
для смягчения последствий инфляции только
по той причине, что распространяется
на получателей фиксированных доходов,
т.е. тех, кто больше всех теряет от инфляции.
Кроме того, если индексация достаточно
увязана с темпами инфляции, то она может
оказать и понижающее давление на инфляционные
ожидания.
Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако, определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако существует также регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.
Государственное регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги. Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании». С целью реализации указанного закона за истекшие пять лет в стране принят ряд указов Президента Республики Беларусь, постановлений правительства; разработана и утверждена Постановлением Совета Министров от 11 июня 1999 г. № 877 Концепция ценообразования в Республике Беларусь; министерствами, облисполкомами, Минским горисполкомом приняты нормативно-правовые акты по вопросам ценообразования.
На государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
В настоящее время Министерство экономики устанавливает фиксированные цены на нефть и продукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.
С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.
Совершенствование
системы ценообразования
Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь и пути ее преодоления