Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:53, курсовая работа
Цель работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность, причины и виды инфляции.
2. Рассмотреть особенности инфляции и основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.
3. Проанализировать антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ……………………5
1.1. Понятие и причины возникновения инфляции.……………..5
1.2. Виды инфляции, её экономические и социальные
последствия……………………………………………………......11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОЦЕНКА
ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ………………………...………………...…………….17
2.1. Особенности инфляции в Республике Беларусь…………...17
2.2 Оценка инфляционных процессов в Белорусской
экономике за 2010-2011 годы…………………………………….20
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……25
3.1 Сущность и методы антиинфляционной политики………..25
3.2 Антиинфляционное регулирование в Беларуси……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………36
3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %.
Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года [4, с. 47].
Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом.
2.2 Оценка инфляционных процессов в Белорусской экономике за 2010-2011 годы
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.
Прирост индекса потребительских цен в январе-мае 2011 г. составил 25,4 процента (или 4,6 процента в среднем за месяц) против 4 процентов в январе-мае 2010 г. (или 0,8 процента в среднем за месяц). В мае 2011 г. по сравнению с апрелем прирост индекса потребительских цен составил 13,1 процента (рис. 2.1).
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 13,1 процента, на непродовольственные товары - на 20,4 процента, тарифы на платные услуги на 3 процента (таблица 2.1) [27].
Резкое ускорение роста потребительских цен в апреле-мае 2011 г. в значительной мере было связано с негативными тенденциями развития ситуации на валютном рынке, а именно отсутствием стабильных источников удовлетворения спроса на иностранную валюту, что породило неопределенность в отношении обменного курса белорусского рубля на всех секторах валютного рынка и, в конечном итоге, привело к необходимости значительного ослабления обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.
Рис.2.1 – Динамика индекса потребительских цен в 2010-2011 гг.
Прямое влияние на инфляционные процессы в стране в январе-мае 2011 г. оказывали рост цен на отдельные продукты питания на мировом рынке, административное повышение цен и тарифов на ряд товаров и услуг в целях улучшения финансового состояния предприятий, производящих социально значимые товары, и сокращения диспаритета цен, выраженных в иностранных валютах, на внутреннем и внешних рынках, а также в целях повышения уровня возмещения населением затрат на оказываемые ему платные услуги.
Таблица 2.1 – Индексы цен и тарифов в январе-мае 2011 г.
Данные процессы, наряду с мерами в области либерализации ценообразования в условиях отсутствия в стране эффективного антимонопольного регулирования, способствовали реализации ранее накопленного инфляционного потенциала и периодически вызывали ажиотажный спрос населения на отдельные виды потребительских товаров в силу возросших инфляционных ожиданий, что приводило к значительному сокращению в торговой сети ассортимента товаров, в первую очередь импортных.
Кроме того на потребительские цены оказывалось давление со стороны роста затрат на производство товаров и услуг, в том числе за счет дальнейшего повышения как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте цен на импортируемые сырье и материалы, в первую очередь на энергоносители.
Прирост индекса цен на продовольственные товары в январе-мае 2011 г. составил 25,9 процента (годом ранее - 4 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали чай (в 1,72 раза), сахар (в 1,68 раза), плодоовощная продукция (в 1,65 раза), в том числе фрукты (в 1,95 раза), овощи (в 1,44 раза), а также крупы (в 1,6 раза), в том числе крупа пшенная (в 2,51 раза), крупа гречневая (в 1,69 раза) и рис (в 1,65 раза), что в значительной мере обусловлено повышением цен на отдельные импортируемые продукты питания в рублевом эквиваленте [26].
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь-май 2011 г. составил 31,7 процента (в январе-мае 2010 г. - 4,7 процента).
Прирост тарифов на платные услуги в январе-мае 2011 г. составил 15,1 процента (в январе-мае 2010 г. - 2,7 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на туристические услуги (в 1,99 раза), услуги детских дошкольных учреждений (на 34,9 процента) и услуги пассажирского транспорта (на 24,3 процента), в том числе воздушного транспорта (в 1,82 раза) и железнодорожного транспорта международного сообщения (на 39,5 процента). Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня возмещения населением затрат на их оказание, а также девальвация обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция в мае 2011 г. по сравнению с апрелем 2011 г. составила 116,3 процента. За январь-май 2011 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 27,2 процента (в январе-мае 2010 г. - 3,5 процента).
В январе-мае 2011 г. прирост индекса потребительских цен на 70 процентов был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 58,9 процента), на22,4 процента - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 35,4 процента), на 7,6 процента - ростом цен на плодоовощную продукцию (годом ранее - на 5,7 процента).
Полученные в рамках мониторинга предприятий Национального банка данные свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий в стране. Так, в мае 2011 г. 96 процентов опрошенных респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен против 92,2 процента в мае 2010 г. и 95 процентов в декабре 2010 г. При этом 45,6 процента опрошенных респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов против 27,8 процента в мае 2010 г. и 39,3 процента в декабре 2010 г.[27].
В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).
Экспорт товаров и услуг в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8% [26].
В текущей ситуации инфляция обусловлена скорее немонетарными факторами, в частности, высоким уровнем монополизма и коррупции в экономике, административным регулированием цен, различными региональными барьерами, а также особым менталитетом белорусских предпринимателей и др.
В настоящее время в состав потребительской корзины, используемой Национальным статистическим комитетом при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ), входит более 400 позиций товаров и услуг. То есть в данном случае речь идет об агрегированном показателе инфляции, характеризующем динамику среднего уровня цен в целом по стране [4, с. 48].
Таким образом, проблемы в белорусской экономике 2011 г. являются следствием не только локального ее «перегрева» в 2010 г., но в гораздо большей мере, следствием накопленных диспропорций структурного характера. Другими словами, краткосрочная макроэкономическая разбалансировка вследствие агрессивной экспансионистской политики 2010 г. наложилась на фундаментальные диспропорции, став «спусковым крючком» для проявления последних. Именно поэтому девальвация весной 2011 г. во многом приобрела неконтролируемый характер, и обменный курс довольно быстро достиг значения близкого к долгосрочному равновесному.
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Сущность и методы антиинфляционной политики
Многочисленные исследования взаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние два десятилетия, показали, что инфляция имеет отрицательное влияние на средне- и долгосрочный рост. Также инфляция препятствует эффективному распределению ресурсов в обществе. В то же время искусственное подавление инфляции, например, путем ограничения государственных расходов ведет к ограничению спроса населения, сдерживает темпы роста экономики (по существующим оценкам на 3-4%) и, конечно, не позволяет восстановить и повысить качество жизни,
Поэтому необходимо четкое определение приоритетов экономической политики в целях укрепления позиций страны, а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией самоцелью или это ступень к решению каких-то более глубоких задач. В качестве целевого ориентира инфляции должен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, который не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан, повышать в целом качество жизни в стране [17, с. 106].
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные [19, с. 233].
Косвенные методы.
Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: