Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3
Глава II.Понятие, сущность и причины инфляции
1.1 Понятие и причины инфляции………………………….……..……5
1.2 Механизм инфляции…………………………………….….……….8
1.3 Инфляция спроса, предложения и стагфляция………….…..…….9
1.4 Виды инфляции………………………………………….…………14
Глава II. Современное состояние инфляционных процессов в России
2.1.Современный анализ инфляционных процессов в России………19
2.2.Уровень инфляции на 1 полугодие………………………………..21
2.3. Уровень инфляции на 2 полугодие и прогнозы…..……………...29
2.4. Антиинфляционные меры на 2007 год…………………..……….35
Глава III. Социально-экономические последствия инфляции
2.1.Социально экономические последствия инфляции……………...40
2.2 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса...41
2.3 Антиинфляционная политика государства…………...................45
Заключение…………………………………………………………….........48
Список использованной литературы…………………………....................51

Работа содержит 1 файл

Маркеев-инфляция!!!!!!!!!.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

        В результате подавленной  инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного  процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

        Можно сказать, что  при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

        Другим критерием  вида инфляции выступает темп роста  цен. В этом плане выделяют три  вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
  2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.
  3. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

        Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается

        Приведенное нами определение  инфляции как процесса обесценивания  денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже операции.

    Сбалансированная  и несбалансированная  инфляция.

        По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

        При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп  относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

        Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

        Несбалансированность  инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы –  лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

    Ожидаемая и неожидаемая  инфляция.

        С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и  неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

        Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит  особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.  
 
 
 
 
 
 
 

  Глава II. Современное состояние инфляционных процессов в РФ.

  2.1 Сравнительный анализ  инфляционных процессов  в России на  современном этапе.

  Российский  тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется  условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен. В современной России вид инфляции – ползучая ( до 10 процентов в год).

  При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики  и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:

  - обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;

  - происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;

  - разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;

  - денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.

  Причинами инфляции в 2007г стали:

  Инфляционное  ожидание;

  В условиях высоких темпов экономики  инфляцию подпитывает растущий внутренний спрос;

  Основными причинами ускорения темпов инфляции в апреле-июне 2007 г. являются сокращения  предложение ряда продовольственных товаров и низкая конкуренция на продовольственных рынках на фоне быстро растущих доходов населения.

  Также будет сказываться и импортируемая  инфляция на рынке продуктов в связи с недостаточным предложением отечественной сельхозпродукции; на цены повлияли низкие темпы роста отечественного производства из-за низкой рентабельности или убыточности производства ряда товаров (сливочного масла и сыра);

  В связи с ростом притока капитала в Россию вследствие высоких цен на энергоносители на мировых рынках. Основной движущей силой инфляции власти называют чистый приток капитала в страну. По словам Игнатьева, за первое полугодие он составил $67 миллиардов по сравнению с $14 миллиардами годом ранее, а за весь год, по оценке ЦБР, этот показатель будет на уровне $70 миллиардов.

  -основная  причина высокой инфляции в  июне 2007г. - быстрый рост цен на  плодоовощную продукцию, которая  в июне подорожала более чем  на 12%, в то время как в июне прошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась;

  - причиной инфляционного всплеска в сентябре и начале октября являются немонетарные факторы - рост мировых цен на продовольственном рынке, который вызвал скачок цен на молочные продукты и зерновые в России;

  Ускорение темпов инфляции, наблюдаемое с апреля 2007 года, в основном связано с  опережающим ростом цен на продовольственные  товары. В конце сентября - начале октября произошел резкий скачок цен на ряд основных продуктов  питания – рост в 1,2-1,4 раза: молоко и молочная продукция, масло сливочное, сыры, подсолнечное масло, яйца. В итоге за январь-сентябрь 2007 года цены на продовольственные товары выросли на 8,1 %, что в 1,2 раза выше, чем год назад, тогда как в I квартале отставание составляло 2,4 раза;

  Ускорение инфляции, по мнению министерства, обусловлено  образованием дефицита продукции на отдельных рынках продовольственных  товаров из-за резкого сокращения импорта, а также увеличением  экспорта вследствие благоприятной  конъюнктуры на мировых рынках и падения коммерческой привлекательности внутреннего производства (за последние три года реальные цены снизились более чем на 25 %); 

  Другой  фактор роста цен - быстрый рост денежных доходов населения, и особенно заработной платы - в номинальном выражении, соответственно на 21,7 % и 25,7 % (январь-сентябрь 2007 года к соответствующему периоду 2006 года), ведущий к росту платежеспособности населения, особенно с низким уровнем доходов (что поддерживает платежеспособный спрос на продукты). Повышение пенсий с 1декабря.

  Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение  мировых цен на товары, а также  увеличение бюджетных расходов (в  настоящее время наблюдается  профицит гос. бюджета), считают эксперты. 

  2.2.Уровень инфляции на первое полугодие 2007г.

  Инфляция  за первое полугодие 2007г. составила 5,7%. За первое полугодие 2006г. этот показатель составлял 6,2%. Инфляция существенно  замедлилась   в I квартале 2007 г. В этот период продолжалось  воздействие основных факторов, определявших инфляцию в  апреле–декабре 2006 года :  значительный рост предложения товаров (особенно  импорта) и  усиление конкуренции в сфере реализации по мере быстрого развития сектора торговли; снижение инфляционных ожиданий на фоне высоких темпов роста в реальном секторе и продолжающейся дедолларизации экономики, и в связи с этим растущего спроса на деньги. 

  Инфляция  за I полугодие 2007 г., в том числе  по  отдельным сегментам потребительского рынка (см. приложение).

  В июне 2007г. рост потребительских цен составил 1%, а в июне 2006г. он составлял 0,3%. Основная причина высокой инфляции в июне 2007г. - быстрый рост цен на плодоовощную продукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июне прошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась.

  Укрепление  реального эффективного курса рубля  в первом полугодии 2007г. составило 3,2%.  За аналогичный период 2006г. этот показатель составлял 7%.Напомним, укрепление реального  эффективного курса рубля за 5 месяцев 2007г. составило 2,3%. За аналогичный период 2006г. укрепление составляло 5,4%. Рекордный приток капитала связан с распродажей активов ЮКОСа и размещением акций ВТБ и Сбербанка.

  В июне 2007 г. инфляция в России составила 1% против 0,3% в июне 2006 г., т.е. была более  чем в 3 раза выше, чем годом ранее. Основной причиной инфляции, по мнению аналитиков, было резкое увеличение цен на плодоовощную продукцию в июне 2007 г.

  Овощи, фрукты и ягоды в июне т.г. выросли  в цене на 12,2%, в то время как  в июне 2006 г. наблюдалось снижение цен на них на 0,6%. По мнению экспертов еженедельника "Агроогляд: овощи и фрукты", такая динамика цен на плодоовощную продукцию в Российской Федерации обусловлена большой разницей в климатических условиях 2006 и 2007 гг.

  Напомним, что в I квартале 2007г. объем денежных доходов населения сложился в  размере 4 трлн 141,2 млрд руб. и увеличился на 21,5% по сравнению с соответствующим  периодом 2006г. В I квартале 2007г. население  России израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 3 трлн 065,5 млрд руб., что на 21,6% больше, чем в январе-марте 2006г. Сбережения за этот период составили 651,3 млрд руб., что на 4,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2007г. по сравнению с соответствующим периодом 2006г., по оценке Росстата, увеличились на 12,6%, а в I квартале 2007г. возросли на 13% к уровню 2006г. Рост денежного предложения не оказывал  давления на инфляцию в I полугодии  текущего года.

  Базовая инфляция (очищенная от сезонных колебаний  и немонетарных составляющих ИПЦ) во I квартале по сравнению с предыдущим  снизилась на 0,4 п.п. - до  1,3%, однако   была чуть  выше  прошлогоднего показателя (1,1 процента). 

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия