Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности инфляции, причин возникновения, социально-экономических последствий.
Для достижения поставленной цели нам необходимо поставить следующие задачи:
В первой главе рассмотрим сущность инфляции, то есть выясним, что такое инфляция, определим ее виды и закономерности инфляционного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции, ее сущность
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды инфляции
1.4. Кривая Филипса
1.5. Методы борьбы с инфляцией

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1. Влияние инфляции на уровень жизни
2.2. Влияние инфляции на объем производства
2.3. Инфляция в Российской Федерации
2.4. Как определить инфляцию?

Глава 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

К.р. Инфляция - сущность, причины, с-э последствия.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайне мере два условия.

Первое – всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.

Второе – существовало  правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.

Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.

Для того чтобы денежная политика была антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение дополнительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т. д.

Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно поэтому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, что бы решить эту

проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.

И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий.

В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.        

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2009.- 472 с.

2.                  Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб.пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т – высшая школа экономики. – 3-е изд. – М.:Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.-510 с.

3.                  Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.:Питер, 2008. – 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).

4.                  Агапова Т.А., Серегина Ф.С. Макроэкономика. М., 2008.

5.                  Барышников Ю.Д. Курс экономической теории/ Ю.Д. Барышников – М: ЮНИТИ, 2005. – 453 с.

6.                  Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 1. - С. 37-43. 

7.                  Курс экономической теории./Под ред. Чепурина M. H., проф. Киселевой E.А.- Киров: Издательство «АСА», 1996. - 619с. 

8.                  Ларионов И. К вопросу об этапе современного капитализма (о формуле развития России) // Экономист. - 2009. - №2. – С. 52-56. 

9.                  Рогова О. Инфляция и воспроизводство // Экономист. - 2007. - № 1. - С. 37-45. 

10.             Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 456 с. 

11.             Смирнов В. Инфляция и трудовые доходы / В.Смирнов, Т.Лукьянчикова // Экономист. - 2007. - N 2. - С.48-54. 

12.             Хмыз О. Базовая инфляция и способы ее измерения // Экономист.-2007.-№7.-Стр. 65-77. 

13.             Агапов Т.А., Мерегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник М.:МГУ 2006

14.             Борисов Е.Ф. экономическая теория: Учеб.пособие для вузов. М.:ЮРАЙТ 2007

15.             Сенина М.А., Чибриков Г.Г. Учебное пособие для студентов М.: Экономика 2007

16.             Шишкин А.Ф. экономическая теория: Учебное пособие для вузов М.:ВЛАДОС, 2008

17.             Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.:Инфра-М,2005

 

Интернет-ресурсы:

1.                  http://www.cbr.ru - Сайт Центрального Банка Российской Федерации. 

2.                  http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. 

3.                  http://www.minfin.ru – Сайт Министерства финансов Российской Федерации. 

4.                  http://www.fbin.ru/ - Финансы. Бизнес. Инвестиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Об индексе потребительских цен в июне 2011 года

1.      В июне индекс потребительских цен составил 100,2%, за период с начала года - 105,0% (в июне 2010г. - 100,4%, за период с начала года - 104,4%).

в процентах

 

Июнь 2011 года к

Январь-июнь 2011г. к январю-июню 2010г.

Июнь 2010 года к

Январь-июнь 2010г. к январю-июню 2009г.

Маю 2011

Декабрю 2010

Июню 2010

Маю
2010г.

Декабрю
2009г.

Июню 2009г.

Индекс потреби-тельских цен

100,2

105,0

109,4

109,5

100,4

104,4

105,8

106,6

в том числе на:

 

 

 

 

 

 

 

 

товары

100,1

104,2

109,6

110,0

100,4

103,7

104,9

105,9

продовольствен-
ные товары

99,8

105,0

112,5

113,7

100,5

105,4

104,5

104,9

продовольствен-
ные товары без 
плодоовощной 
продукции

100,1

104,5

111,7

111,0

100,0

102,4

104,0

105,0

непродовольст-венные товары

100,4

103,5

106,6

106,0

100,2

101,9

105,1

106,7

услуги

100,7

107,2

108,8

108,3

100,4

106,4

108,4

108,6

Базовый индекс 
потребительских 
цен

100,3

103,8

108,4

107,8

100,2

102,0

104,3

105,4

 

В июне в 5 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил более 0,5%. Максимальное увеличение потребительских цен и тарифов отмечалось в Сахалинской области - на 2,0%, где в наибольшей степени подорожали услуги (на 6,5%). В 13 субъектах Российской Федерации индекс потребительских цен составил менее 100,0% в результате снижения цен на продукты питания. Наибольшее общее снижение потребительских цен и тарифов зафиксировано в Чукотском автономном округе - на 1,0%, при этом продукты питания подешевели на 2,7%. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,5% (с начала года - 105,3%), в Санкт-Петербурге - 100,4% (105,0%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             



Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия