Инфляция: причины, виды, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:58, реферат

Описание работы

Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег. Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1 Причины инфляции………………………………………………….…4
Глава 2 Виды инфляции………………………………………………………...6
Глава 3 Пути преодоления инфляции……………………………....................10
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики………………..10
3.2.Антиинфляционная политика Украины в период независимости ..11
Выводы…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

«Инфляция причины, виды, пути преодоления».doc

— 293.50 Кб (Скачать)

   Денежные знаки (купоно-карбованцы), выпущены в Украине в начале 1992 г. вместо русского рубля начали катастрофически обесцениваться. Бурное обесценивание денег подорвало выполнение ими свойственных им рыночных функций, а главное - стимулирующей. Пожирая фонды накопления и потребления, гиперинфляция затормозила предпринимательскую и трудовую активность в страны.

   Потеряв контроль над эмиссией денег, за движением расходов и цен, денежного обращения и кредитных ресурсов,  правительство тогда так и не нашло надежных регулирующих механизмов для активного влияния на инфляционные процессы и погашения их негативного влияния на экономическое и социальное положение в стране.

   Ценовая и инфляционная спираль,  которая стала раскручиваться с начала 1993 г., во втором полугодии опять пошла вверх. До конца 1993 г., когда инфляционная спираль раскрутилась к наивысшей фазе, банки вынуждены были дополнительно выпустить в обращение огромную массу денег. Это автоматически вызвало очередной прыжок цен. Девальвация карбованца приобрела катастрофический характер. В ноябре правительство административно внедрило его фиксированный курс, что подхлестнуло активность теневого валютного рынка.   Следовательно, в 1992-1994 гг. в Украине проводилась ошибочная экономическая политика, которая фактически имела не антиинфляционное, а инфляционное влияние на экономическую систему страны.

   При этом правительство применяло  в основном два антиинфляционных  мероприятия-ограничение фондов потребления предприятий и регулирования цен. Административный контроль цен было введено Указом президента “О мерах относительно сдерживания темпов роста цен". Согласно ему предприятия всех форм собственности могли повышать оптовые цены на продукцию только в случае роста расходов на производство, которое не зависит от их государственной деятельности. Этим же Указом вводилось ограничение размера надбавки для торговых и снабженческо-сбытовых предприятий в размере не больше 55% от цены производителя. Но, как свидетельствуют последствия, эти меры сработали недостаточно эффективно. В первую очередь, цены тогда уже довольно надежно вышли из-под государственного контроля, и опять подчинить их системе жесткого государственного контроля было очень тяжело.  Относительно ограничения фондов потребления, то это имело бы смысл тогда, когда было бы что ограничивать. 

   Среди наиболее негативных последствий того периода следует отметить:

  - серьезное  нарушение производственной и финансовой систем функционирования экономики;

  - подорваность склонности к сбережению практически у всех экономических агентов;

  - разрушение  на этом основании системы  обеспечения воспроизводящих процессов в экономике;

  - избыточную дифференциацию населения, отдельных отраслей и регионов по уровню доходов.

  Под влиянием инфляции объемы номинальных денежных доходов населения росли, а его реальные доходы, в связи с опережающим повышением розничных цен на товары и услуги, наоборот уменьшались. Методы индексации доходов не обеспечивали компенсации потерь от гиперинфляции. Только в 1993 г. при росте цен на год более чем в 100 раз реальная зарплата уменьшилась на 52%. Эффект от внедрения правительством льгот на налогообложение доходов граждан относительно малообеспеченных, многодетных, чернобыльцев, ветеранов и др. также был минимальным, поскольку самые облагаемые налогом доходы населения были мизерны и не успевали за ростом цен.

    Дилемма, которая предстала перед украинским правительством, заключалась в том, каким образом, сокращая темпы инфляции, не  усилить стагнацию производства. Но она не была решена должным образом. Возобновить экономику при условиях избыточных налогов, которые удручают производство, сужают базу налогообложения и заставляют плательщиков скрывать свои доходы, невозможно. Следует отметить хотя бы такой факт: к введению налога на прибыль предприятий с 1993 года, взыскивался налог на доход предприятий. При этом предприятия, за существование специального налога на фонд зарплаты, были вынуждены фактически дважды выплачивать его, поскольку фонд зарплаты с составной частью дохода.

   Политика усиления государственного  контроля и регулирования (сдерживание цен, завышенный обменный курс, очень высокие налоги) привела к формированию мощного теневого сектору экономики в Украине. За отсутствия эффективного контроля над формированием доходов, большинство усилий государства были сконцентрированы на сокращаемом государственном секторе. В результате на фоне потери государством значительной части доходов, которые можно было бы получить путем проведения разумной налоговой политики, основной груз недофининсирования лег на сектор, который пока что был основой существования самого государства.   Из-за несовершенства нашей налоговой системы спад валового продукта в Украине и за 1996 год составил около 10%, а в отраслях машиностроения и легкой промышленности достигает 20%.

   Следовательно, задания дальнейшего реформирования экономики, которые стоят перед Украиной, могут быть решены только при условиях реализации последовательной политики финансовой стабилизации,  и восстановление накоплений населения. Без этого обеспечить стойкий экономический рост на базе возрождения инвестиционной активности и постепенный подъем жизненного уровня с невозможным. Современный период с важнейшей фазой реформ. В последнее временем в этом направлении сделан ряд шагов и важнейшим из них является введение в сентябре в 1996 году национальной валюты-гривни. Это дало возможность в значительной мере стабилизировать денежное обращение в стране.

   Как мера, что массы предотвратить не обусловленный рост заработной платы на предприятиях, Кабинетом Министров в 1995 году было принято постановление о порядке определения сумм, которые вносятся в бюджет в связи с превышением фонда потребления. Т.е. рост зарплаты может происходить только в границах индекса месячной инфляции. Также планируется существенно уменьшить размер налогов и вообще упразднить  отчисление в некоторые целевые фонды в составе бюджета на 1996 г.

На сегодняшний  день «Уровень инфляции на Украине сохранится на высоком уровне или увеличится до 11–13%, – считает аналитик ИК «Файненшл Бридж» Ольга Шкред. – Но 13% – это не повод для паники в развивающейся стране. Такая скупка отражает в большей мере дестабилизацию общества. Если народ готовится в худшему, значит не верит в улучшение показателей и способность властей развивать страну. Курс определяется уже не фундаментальными соотношениями в экономике, а негативными ожиданиями населения», – отмечает она. При этом удешевление гривны могло бы иметь положительный эффект для экспортеров страны, однако этот эффект исчезнет, если будет расти инфляция, отмечает Шкред. «В результате инфляции производство не встанет, но создаются непрогнозируемые условия работы, – успокаивает Ольга Шкред.– Предприятия не могут представлять долгосрочные планы развития, а реализация планов по быстрой окупаемости не приводит к стабильному экономическому росту».

Дмитрий Белоусов также считает, что сам по себе рост инфляции не столь опасен для  экономики Украины. «Возникшие проблемы можно будет решить отчасти с помощью внешних инвестиций, – отмечает он. – Но ситуацию могут усугубить политические проблемы. Инвесторы могут отказаться от реализации своих планов на Украине, если сочтут ситуацию там не достаточно стабильной. Тогда итоговые последствия для экономики страны могут быть значительно хуже», – предрекает эксперт.    Время покажет, какие последствия для экономики Украины принесут новые антиинфляционные мероприятия. 
 
 

Выводы  

    В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

    По  своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться  как прямой результат только определенной политики, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

    К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми.

    Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса гривны, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

    В странах с переходной экономикой, в частности в Украине, до 1991 г.государство жестко контролировало цены на все товары. Но с 1992 г.произошла либерализация на все товары – цены стали быстро расти без контроля государства. В то же время объем производства сокращался. Началась  гиперинфляция, которую «подстегивал» печатный станок. В 1996 г. после денежной реформы  цены частично стабилизировались, хотя по инерции продолжали расти. А с 2000 г.стал увеличиваться ВНП Украины. За период с декабря 1993 по 1999 г.цены цены в Украине выросли в 30 раз.

Список  использованной литературы:

  1. «Основы экономической теории», А.Гальчинський,  П. Ещенко,  Ю. Палкин,  Киев 1995
  2. «Экономика конспект-тетрадь 10 класс»,Ю.А.Мирясов, И.В.Романеева, Харьков 2002
  3. http:\\www.dengi-info.com
  4. http:\\macroeconomy.refportal.
  5. «Экономика»,Г.А.Ковальчук, В.Г.Мельничук, В.А.Огневюк, Киев 2003

Информация о работе Инфляция: причины, виды, пути преодоления