Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 02:42, курсовая работа
Целью данной курсовой является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов;
показать основные направления антиинфляционной политики, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;
Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.7
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс. 8
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали пост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%. Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). 9
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.10
Инфляция в РФ в 2008 составила 13,3%, а в декабре 2008 года составила 0,7%. Отметим, что инфляция в прошлом году оказалась выше, чем в 2007 году (11,9%), в 2006 году (9,0%), в 2005 году (10,9%), и выше роста цен в 2004 году (11,7%). (см.приложение №2). Пофакторный анализ инфляции свидетельствует о том, что основным источником роста цен является монетарная инфляция. За период с 2000 по 2007 гг доля вклада монетарного фактора находится на уровне 53-63 %, в том числе в 2007 г, по оценке – 56 %. Наиболее быстрое снижение монетарного фактора наблюдалось с 2000 г (12,2 процентных пункта) до 2004 г (6,8 процентных пунктов). Начиная с 2005 г монетарная инфляция не только не сокращается, но и даже растет. 11
В рамках подготовки сценарных условий и параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2009-2011 гг будут проработаны оценки монетарной и немонетарной составляющей инфляции на 2009 г и до 2011 г и определены необходимые параметры обменного курса рубля с учетом влияния рисков укрепления рубля для экономики, денежной и бюджетной политики.
Для
снижения инфляции принимаются меры, направленные
на стабилизацию продовольственных рынков:
снижение импортных пошлин и повышение
экспортных пошлин на ряд инфляционно
опасных товаров, меры по стимулированию
конкуренции. В среднесрочной перспективе
на снижение инфляции нацелена комплексная
программа, включающая в себя две группы
мер:
Во-первых, меры по стимулированию
предложения товаров и развитию конкуренции,
особенно на продовольственных и сельскохозяйственных
рынках; развитию инфраструктуры торговли,
и мер по сдерживанию роста издержек, в
том числе путем создания новых рыночных
инструментов ограничения роста тарифов
естественных монополий в условиях расширения
масштабов дерегулирования и борьбы с
рынками олигополии и развития конкурентной
среды /на рынках нефтепродуктов, других
материальных ресурсов.
Для сдерживания монетарной инфляции
в среднесрочной перспективе необходимо
ограничить как рост денежной массы, так
и обеспечить повышение склонности населения
к сбережениям. Для сдерживания немонетарной
инфляции — обеспечить рост предложения
товаров, развитие конкуренции, а также
сдерживать рост издержек.
Во-вторых, меры бюджетной
и денежной политики, направленные на
снижение монетарной составляющей инфляции
путем ограничения роста денежной массы,
стимулирования сбережений населения
и регулирования спроса.
В результате проведения
антиинфляционной политики целевая инфляция
в 2009 году снизится до 7—8,5 проц, в 2010 году
— до 5,5—7 проц. В 2011 году инфляция снижается
до 5—6,8 проц. Снижению инфляции будет
способствовать прогнозируемое в рамках
второго основного варианта падение мировых
цен на нефть в 2009—2011 годах.
Предполагается, что в результате
принятых мер и снижения темпов роста
потребительского спроса и денежного
предложения монетарная составляющая
инфляции понизится. Более резкое подавление
инфляции методами денежно-кредитной
политики ограничено угрозой падения
темпов роста потребления и инвестиций,
и тем самым экономического роста в целом.
12
Заключение
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов и обесценение сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов).
Резюмируя все выше сказанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость. Ситуация в целом совсем не такая радужная, какой рисуют её политики с экранов ТВ и со страниц газет. Цифры Роскомстата не отражают действительность, так как являются усредненными. Впрочем, чиновники это осознают и приготовили на 2009-2011 года целый комплекс серьезных мер по борьбе с инфляцией. Создана спецгруппа в правительстве для решения этого важнейшего вопроса. Ведомства и министерства предлагают различные комплексы мер по ”укрощению” инфляции в следующем году. Однако все это похоже на борьбу со стихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Вдруг нежданно – негаданно обрушилась на нас инфляция и мы бросаем все силы на борьбу с ней.
Управление
инфляцией представляет важнейшую
проблему денежно-кредитной и в
целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный,
многофакторный характер инфляции. В ее
основе лежат не только монетарные, но
и другие факторы. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенного сжатия денежной эмиссии
требуется проведение широкого комплекса
антиинфляционных мероприятий. Среди
них - стабилизация и стимулирование производства,
совершенствование налоговой системы,
создание рыночной инфраструктуры, повышение
ответственности предприятий за результаты
хозяйственной деятельности, изменение
обменного курса рубля, проведение определенных
мер по регулированию цен и доходов. Это
бессрочная, повседневная обязанность
государства, его постоянная функция.