Инфляция: понятия, причины и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 02:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов;

показать основные направления антиинфляционной политики, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;

- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;

- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;

Работа содержит 1 файл

курсовая инфляция.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

         По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

    При сбалансированной инфляции цены различных  товарных групп относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

    Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

    Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

      С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана. 4

    Виды  инфляции в схеме см. приложение №1. 

     

 
 
 
 
 
 
 
 

Монетаристские  и Кейсианские  методы

антиинфляционной  политики

 

     Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

     1) формирование условий наименее  болезненной адаптации к ней  населения;

     2) выработка системы мер, способных  ей противоборствовать. В этом  случае государство пытается  погасить негативные экономические  эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последней от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

     Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается  опасной, поэтому современные правительства  в этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

     При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

     - индексация потерь доходов;

     - компенсация потерь от инфляции.

     Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, установление предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются лишь ее последствия.

     Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как мы уже знаем, инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

     1) регулирование совокупного спроса;

     2) регулирование совокупного предложения.

     Эволюция  рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

     Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит в конечном счете к падению цен, к сокращению инфляции.

     Особенностью  кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительным расходом.

     Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться  дополнительной эмиссией денег. Последняя — самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Кейнс считал целесообразным другой путь — прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

     Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.

     Монетаристы во главе с М.Фридменом (Чикаго) обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и за сравнительно короткий срок экономика вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции окончательно устранить не могут.

     Недостаточность кейнсианских программ с годами делалась более очевидной в связи с  тем, что во многих странах стал значительно  расти государственный долг, и  увеличивать его не представлялось возможным.

     Кроме того, преждевременный выход страны из кризиса по кейнсианским рецептам оборачивается сокращением периода устойчивого сбалансированного роста. В США в послевоенное время вплоть до 70-х годов кризисы повторялись через каждые 4 года, в то время как раньше их периодичность измерялась более длительным сроком.

     В странах с неразвитой инфраструктурой  экономика не может задействовать  мультипликационный эффект любого регулятора, используемого банком или государством, так как нет возможности использовать оздоравливающий передаточный механизм взаимодействия предприятий.

     В начале 70-х годов инфляция приняла  острые формы, в отдельных странах  она стала перерастать в гиперинфляцию. В этих условиях ждать, когда задействуют  стимулы предложения, невозможно. Необходимы срочные, «пожарные» меры, гасящие ее источники. Такая политика опирается на сокращение совокупного спроса.

     Новое течение, предлагающее радикальный  способ борьбы с инфляцией, получило название «монетаризм». Его родоначальник  — М.Фридмен, представитель чикагской  школы, он был советником Рейгана  при проведении им стабилизационной программы. Ее реализация позволила всего за 6 месяцев не только выйти из кризиса, но и войти в фазу подъема, который продолжался как никогда долго, 11 лет. Заслуги М.Фридмена отмечены Нобелевской премией.

     М.Фридмен  считает, что инфляция есть чисто денежный феномен, вызванный необоснованным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета последний нельзя перегружать. Следует искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

     Для этой цели они рекомендуют продавать  все, что можно — ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

     Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечению довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

     Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель — уменьшить количество денег  у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

     Сокращение  совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства.

     Задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

     Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

     Монетаристы применяют рецепты, противоречащие теории Кейнса. Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным и такое производство разоряется. На рынок выходят самые сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать. Монетаристские рецепты были широко использованы в США (рейганомика), Великобритании (тэтчеризм) и в других странах. . В развитых странах борьба с инфляцией таким методом привела к последующему сравнительно длительному и эффективному подъему.

      Современные правительства в борьбе с инфляцией  ориентируются больше на другое направление, уменьшающее бюджетный дефицит, — сокращение государственных расходов. Для нашей страны это прежде всего  сокращение военных расходов, дотаций  для неэффективного производства и, к сожалению, социальных программ.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности антиинфляционной политики в России. 

      Цель  антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

      Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в   1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Информация о работе Инфляция: понятия, причины и виды