Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:25, курсовая работа
Объектом курсовой работы является инфляция.
Предметом исследования является динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является изучение инфляции как формы проявления макроэкономической нестабильности.
В работе проведены следующие исследования:
- изучена сущность инфляции и причины ее возникновения;
- определены основные формы и виды инфляции.
- рассмотрена динамика инфляционных процессов в Республике Бела-русь.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНФЛЯЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 6
1.1 Сущность и характеристика инфляции 6
1.2 Экономические и социальные последствия инфляции 11
2 ФОРМЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 16
3 ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ 19
3.1 Причины возникновения инфляции в Республике Беларусь 19
3.2 Развитие инфляционных процессов в Республике Беларусь 21
3.3 Современное состояние инфляции 24
3.4 Основные меры антиинфляционной политики 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
Наименование показателя | Июнь 2010 г. к | Январь-июнь 2010 г. к январю-июню 2009 г. | ||
Маю 2010 г. | Декабрю 2009 г. | Июню 2009 г. | ||
Индекс потребительских цен – всего | 100,2 | 104,1 | 106,9 | 106,6 |
в т.ч. | ||||
продовольственные товары | 100,1 | 104,1 | 107,5 | 106,9 |
непродовольственные товары | 100,3 | 105,0 | 107,9 | 107,4 |
платные услуги | 100,3 | 103,0 | 103,9 | 104,6 |
Индекс базовой инфляции | 100,4 | 103,9 | 105,7 | 105,5 |
Индекс цен на промышленную продукцию | 100,9 | 108,7 | 112,6 | 110,1 |
Индекс цен на строительно-монтажные работы | 100,9 | 107,7 | 110,6 | 107,7 |
Индекс цен на грузовые перевозки | 101,0 | 175,9 | 171,6 | 149,6 |
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь-июнь 2010 г. составил 5 процентов (в январе - июне 2009 г. - 7,2 процента). В наибольшей степени подорожали бензин (на 17 процентов), письменные принадлежности (на 7,8 процента), медикаменты (на 7 процентов) и чулочно-носочные изделия (на 6,1 процента).
Определяющими факторами увеличения цен на данную группу товаров являются рост издержек на их производство, в том числе за счет роста цен на импортируемые товары, в первую очередь энергетические, высокая материало- и энергоемкость их производства, высокая налоговая нагрузка и, как следствие, слабое финансовое состояние предприятий.
Прирост тарифов на платные услуги в январе-июне 2010 г. составил 3 процента (в январе-июне 2009 г. - 10,9 процента). При этом наиболее существенно выросли та-
рифы на услуги дошкольных учреждений (на 17,4 процента), санаторно-
оздоровительные услуги (на 11,3 процента) и услуги пассажирского транспорта (на 8,8 процента), в том числе городского (на 19,1 процента). Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня их возмещения населением, а также монопольное положение ряда организаций, оказывающих услуги, на рынке.
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция в июне 2010 г. составила 100,4 процента. За январь-июнь 2010 г. прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 3,9 процента (в январе-июне 2009 г. - 6,8 процента).
В
рассматриваемом периоде
За первое полугодие 2010 г. цена одного квадратного метра общей площади жилья с начала года выросла на 9,3 процента и составила 2,69 млн. белорусских рублей. При этом на первичном рынке цены выросли на 16,9 процента (2,95 млн. белорусских рублей), на вторичном - на 8,4 процента (2,64 млн. белорусских рублей).
Стоит отметить, что в рассматриваемый период динамика цен зависела от количества комнат в продаваемых квартирах. Так, цены на однокомнатные квартиры в целом выросли на 5,5 процента, в том числе на первичном рынке на 5,4 процента, на вторичном - на 5,7 процента, на двухкомнатные квартиры - на 6,9 процента, 14,6 и 6,3 процента соответственно, на трехкомнатные - на 14,3 процента, 23,4 и 12,9 процента соответственно, четырехкомнатные и более - на 15,8 процента, 22,9 и 15,9 процента соответственно.
За январь - июнь 2010 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 8,7 процента против 7,3 процента за аналогичный период 2009 г. При этом из их общего прироста цены на инвестиционные товары увеличились на 4,9 процента, на промежуточные товары - на 11,4 процента, на потребительские товары - на 5,6 процента, в том числе на непродовольственные товары - на 6,2 процента, продовольственные (без алкогольных напитков) - на 5,9 процента, алкогольные напитки - 2,5 процента.
В наибольшей степени цены выросли в сахарной (на 26,3 процента), медицинской (на 19,4 процента), нефтехимической (на 19,3 процента) и нефтеперерабатывающей промышленности (на 16,7 процента).
Индекс цен на строительно-монтажные работы в январе-июне 2010 г. увеличился на 7,7 процента (в январе-июне 2009 г. - на 1,2 процента).
Индекс тарифов на грузовые перевозки за данный период увеличился в 1,8 раза (годом ранее - на 21,8 процента) в первую очередь за счет повышения тарифов на трубопроводный транспорт в 4,2 раза.
Анализ данных международной статистики свидетельствует об ускорении инфляционных процессов в мире.
В 27 странах Европейского Союза в целом в январе-июне 2010 г. индекс потребительских цен вырос на 1,3 процента (годом ранее - на 1 процент)27. В 16 странах зоны евро индекс потребительских цен в январе - июне 2010 г. вырос на 1 процент (в январе-июне 2009 г. - на 0,6 процента), в 12 странах-основательницах зоны евро – также на 1 процент.
Анализ показывает, что из 27 стран европейского союза в 16 странах наблюдалось ускорение инфляционных процессов (в том числе в 11 странах зоны евро), при этом в Бельгии и Эстонии дефляционные процессы сменились инфляционными.
Лидерами по росту потребительских цен в европейском союзе стали Мальта (на 4,8 процента), Венгрия (на 4,2 процента), Греция (на 3,5 процента) и Эстония (на 3 процента). Цены снизились в Ирландии (на 0,2 процента).
Если
рассмотреть темпы роста
В России за январь-июнь 2010 г. индекс потребительских цен вырос на 4,4 процента (годом ранее - на 7,4 процента), в Украине - на 3,3 процента (годом ранее - на 7,1 процента).
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования (прил.1). Некоторые из них рассмотрим более подробно.
Первый комплекс включает меры:
1.
Регулирование заработной
2.
Поиск путей удешевления
Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2-3 раза больше, чем экономически развитые государства, энерго- и ресурсосбережение имеет стратегическое значение. Снизить уровень энерго- и ресурсопотребления намечается за счет внедрения наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, экономического механизма стимулирования снижения затрат и опережающего развития производств на основе высоких технологий.
Экономия
средств на импорте сырья и
транспортировке готовой
3.
Снижение материало- и
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., на основе инноваций необходимо создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых ресурсосберегающих технологий. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству.
Особое внимание будет уделено развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы, – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей АПК, промышленности строительных материалов. Активизируется маркетинговая деятельность, внутри- и межотраслевая кооперация, а также деятельность по санации, банкротству, перепрофилированию действующих неэффективных и бесперспективных предприятий и созданию новых, в том числе совместных и иностранных предприятий.
Реализация государственной промышленной политики позволит сохранить высокие темпы роста объемов промышленного производства, кардинальным образом повысить уровень конкурентоспособности производств, определяющих основу промышленного комплекса страны.
4.
Реструктуризация и финансовое
оздоровление предприятий,
5. Сокращение трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
1.
Регулирование объема и
2.
Проведение эффективной
Снижение процентных ставок по-прежнему будет происходить по мере снижения уровня инфляции в стране с неуклонным соблюдением одного из базовых принципов процентной политики: доходность срочных вкладов в белорусских рублях в банках должна превышать уровень инфляции и быть большей, чем доходность по другим доступным инструментам сбережений в иностранной валюте.
Сохранение отмеченного принципа должно обеспечить существенный прирост вкладов, прежде всего в национальной валюте.
3. Сокращение скорости оборота денег.
4.
Регулирование резервных
5.
Ограничение бюджетного
Для этого Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы определено [9]: бюджетная политика будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов. Приоритетными направлениями бюджетной политики на ближайшую перспективу являются: