Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью моей работы является провести комплексный анализ влияния инфляции на уровень жизни населения Российской Федерации, выявить основные проблемы, касающиеся этой темы и определить ряд мер, рекомендуемых для преодоления этих проблем.
Для реализации поставленных целей в курсовой работе выполнены следующие задачи:
1. Изучены теоретические материалы, касающиеся таких понятий, как инфляция и уровень жизни населения.
2. На основе различных экономических показателей за ряд лет проанализировано влияние инфляции на уровень жизни населения, а именно на доходы, расходы, заработную плату, социально-экономическую дифференциацию в обществе.
3. Выявлены проблемы, связанные с инфляцией и сформулированы пути их решения.
Введение. 5
1. Инфляция как многофакторное явление. 7
1.1. Понятие уровня жизни населения. 7
1.2. Понятие и виды инфляции, факторы, обусловливающие инфляционные процессы. 8
1.3. Особенности инфляционных процессов в России. 12
2. Анализ воздействия инфляции на уровень жизни населения на основе динамики показателей за ряд лет (с 2003 по 2009 годы). 14
2.1. Социально экономические последствия инфляционных процессов. 14
2.2. Инфляция и доходы: динамика взаимодействия. 17
2.3. Инфляция и социально-экономическая дифференциация в обществе. 21
2.4. Воздействие инфляции на структуру расходов и среднедушевое потребление продуктов питания населением. 26
3. Пути решения проблем в современных экономических условиях. 30
3.1. Борьба государства с инфляцией. Антиинфляционная политика. 30
3.2. Альтернативные идеи борьбы с инфляцией. 34
Заключение. 36
Список использованной литературы. 38
Приложение. 39
Таблица 1
Индексы потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров (в % к предыдущему году).
1992 | 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Продовольственные товары | 26,3 | 2,2 | 117,9 | 111,0 | 110,2 | 112,3 | 109,6 | 108,7 | 115,6 |
Мясо и птица | 19,3 | 2,3 | 128,3 | 102,7 | 108,9 | 119,6 | 118,6 | 105,9 | 108,4 |
Колбасные изделия и копчености | 24,5 | 2,2 | 123,8 | 106,0 | 107,0 | 119,4 | 110,1 | 107,7 | 109,1 |
Мясные консервы | 17,5 | 2,1 | 108,7 | 109,9 | 107,3 | 113,5 | 114,4 | 107,7 | 107,7 |
Рыбопродукты | 32,1 | 2,1 | 128,4 | 112,1 | 108,7 | 111,8 | 113,1 | 106,9 | 108,5 |
Масло сливочное | 42,8 | 1,5 | 104,1 | 112,0 | 111,4 | 106,8 | 108,2 | 106,8 | 140,3 |
Масло подсолнечное | 35,7 | 1,9 | 90,7 | 106,5 | 107,6 | 102,1 | 102,1 | 98,8 | 152,3 |
Молоко
и молочная продукция |
49,4 | 2,3 | 121,1 | 105,9 | 113,1 | 112,8 | 110,5 | 108,7 | 130,4 |
Сыр | 35,8 | 2,4 | 113,6 | 100,8 | 109,6 | 108,1 | 112,0 | 104,2 | 156,3 |
Яйца | 19,5 | 2,1 | 111,7 | 106,3 | 110,5 | 128,7 | 86,1 | 110,4 | 128,7 |
Сахар-песок | 55,3 | 2,0 | 170,7 | 130,8 | 94,4 | 107,5 | 99,9 | 114,9 | 95,7 |
Кондитерские изделия |
38,0 | 2,1 | 109,9 | 108,9 | 111,0 | 107,9 | 106,4 | 109,1 | 112,0 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 44,3 | 3,2 | 116,5 | 104,9 | 130,4 | 116,7 | 103,0 | 111,1 | 122,4 |
Крупа и бобовые | 39,7 | 2,9 | 83,6 | 126,4 | 117,0 | 111,6 | 100,2 | 112,1 | 124,7 |
Макаронные изделия | 35,9 | 2,4 | 108,4 | 106,5 | 114,0 | 114,6 | 101,9 | 104,7 | 123,6 |
Алкогольные напитки | 24,7 | 2,3 | 125,0 | 108,9 | 109,9 | 108,7 | 107,6 | 110,1 | 107,7 |
При
этом доходы населения возросли незначительно,
что видно из таблицы 2. Заметно, что
начиная с 2007 года, когда показатели
инфляции начали расти (в то время
как в 2002 – 2006 гг. ИПЦ постепенно уменьшался),
темпы их роста значительно уменьшились.
Также можно увидеть, что с ростом ИПЦ
население стало медленнее выходить из
группы с доходами ниже ПМ, а в 2008 доля
этой группы в общем количестве населения
даже начала расти после нескольких лет
стабильного уменьшения.
Таблица 2.
Динамика
различных экономических
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
ИПЦ (в % к пред. году) | 112,0 | 111,7 | 110,9 | 109 | 111,9 | 113,3 |
Доходы (в % к пред. году) | 115 | 110 | 112 | 113 | 112 | 103 |
Реальная заработная плата (в % к пред. году) | 111 | 111 | 113 | 113 | 117 | 110 |
Реальный размер пенсии (в % к пред. году) | 105 | 106 | 110 | 105 | 105 | 118 |
Величина прожиточного минимума (в % к пред. году) | 117 | 113 | 119 | 113 | 112 | 120 |
Численность
населения с доходами ниже ПМ
- в % от общего числа населения - в % к пред. году |
20,3 82,3 |
17,6 86,0 |
17,7 87,7 |
15,2 85,3 |
13,3 87,0 |
13,5 90,9 |
По оценкам экспертов, из-за инфляционного роста цен мы ежегодно теряем не менее пятой части своих доходов.
Также из таблицы можно заметить, что в последние годы наметилось постоянное снижение доходов. На рисунке это особенно хорошо видно.
Рис.
2. Зависимость реальных денежных доходов
и заработной платы от индекса потребительских
цен [3].
Можно рассмотреть динамику показателей, характеризирующих темпы инфляции и среднедушевые денежные доходы населения за 2008 г. по регионам Центрального Федерального округа
Таблица 3.
Соотношение денежных доходов населения и индекса потребительских цен по регионам Центрального Федерального округа в 2008 г.
Регион | Среднедушевые денежные доходы населения (в мес.), руб. | Индекс потребительских цен в % к предыдущему году |
Белгородская область | 9441,7 | 112,3 |
Брянская область | 7729,1 | 114,4 |
Владимирская область | 7045,9 | 113,3 |
Воронежская область | 8831,9 | 114,2 |
Ивановская область | 5652,8 | 114,8 |
Калужская область | 9247,3 | 113,5 |
Костромская область | 7560,1 | 113,1 |
Курская область | 8589,1 | 115,9 |
Липецкая область | 9604,6 | 113,6 |
Московская область | 14390,2 | 113,3 |
Орловская область | 7301,5 | 111,3 |
Рязанская область | 8067,6 | 116,5 |
Смоленская область | 8275,5 | 114,4 |
Тамбовская область | 8593,3 | 112,4 |
Тверская область | 8591 | 112,7 |
Тульская область | 8314,7 | 115,8 |
Ярославская | 9954,6 | 113,5 |
Если провести регрессионный анализ данных, взяв за предиктор показатель дохода, а за регрессор – ИПЦ, то получим коэффициент детерминации R², показывающий насколько изменение предиктора удалось объяснить с помощью изменения регрессора. В данном случае R²=30%. Это означает, что изменение уровня дохода на 30% удалось объяснить изменением уровня ИПЦ. Можно сделать вывод о том, что уровень инфляции в регионе значительно влияет на среднедушевые доходы населения.
Это
также можно увидеть, если аналогично
проанализировать зависимость заработной
платы от ИПЦ, ведь заработная плата
является основной составляющей дохода
человека.
Таблица 4.
Соотношение
среднемесячной начисленной номинальной
заработной платы и индекса
Регион | Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. | Индекс потребительских цен в % к предыдущему году |
Белгородская область | 10467,7 | 112,3 |
Брянская область | 8224,7 | 114,4 |
Владимирская область | 9346,8 | 113,3 |
Воронежская область | 8961,8 | 114,2 |
Ивановская область | 8374,6 | 114,8 |
Калужская область | 10825,2 | 113,5 |
Костромская область | 9131,2 | 113,1 |
Курская область | 8911,2 | 115,9 |
Липецкая область | 10872,9 | 113,6 |
Московская область | 16109,1 | 113,3 |
Орловская область | 8623,4 | 111,3 |
Рязанская область | 9799,8 | 116,5 |
Смоленская область | 9600,1 | 114,4 |
Тамбовская область | 7896,8 | 112,4 |
Тверская область | 10045 | 112,7 |
Тульская область | 9992,9 | 115,8 |
Ярославская | 11241,9 | 113,5 |
г. Москва | 23169,6 | 110,2 |
R² будет в этом случае равен 25%, что означает, что изменение уровня заработной платы на 25% удалось объяснить изменением уровня ИПЦ.
Инфляция
стремительно пожирает доходы.
2.3. Инфляция и социально - экономическая дифференциация в обществе.
Инфляция, перераспределяя национальный доход, становится функцией скорости, с какой реагируют на нее различные социальные группы, вызывая резкое расслоение общества. Можно сказать, что инфляция является инструментом изменения социальной структуры общества. Характер этого изменения будет различным. Так, в условиях высокой инфляции (особенно если она неожидаемая) ее объясняющее значение в дифференциации будет высоким и на передний план выходят ценовые процессы, а в условиях снижения темпов инфляции ее воздействие уменьшается и происходит выдвижение на передний план других факторов неравенства.
Социально-экономическая дифференциация в условиях высокой инфляции идет в следующих направлениях – группы населения выигравшие, проигравшие и относительно не проигравшие [10].
1)
Выигравшие. Высокодоходные слои
населения используют инфляцию
как дополнительную
2)
К проигравшим относятся
3) К относительно не проигравшим можно отнести лиц, которые не получают каких-либо выгод от инфляции, но и потери их от инфляции минимальны и несоизмеримы с потерями во второй группе. К ним можно отнести высокооплачиваемых работников крупных компаний, например работников финансово-кредитной системы, представителей среднего и малого бизнеса и других [15].
Информация о работе Инфляция и ее влияние на уровень жизни населения