Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности
1.1 Виды и причины инфляции
1.2 Измерения инфляции
2 Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Инфляция и экономическое развитие
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси
3.1 Инфляция в национальной экономике
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Инфляция и ее социально-экономические последствия доработаная.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].

 

 

Рисунок 3.2 – Рост ВВП Республики Беларусь, в %

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].

 

Изменение цен и тарифов в сентябре 2010 г. характеризуется следующими данными (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Динамика цен и тарифов в феврале 2012 г., в %

 

Февраль 2012г. к

Январь –  февраль  2012г. к январю – февралю 2011г.

январю 2012г.

декабрю 2011г.

февралю 2011г.

Индекс потребительских  цен

101,5

103,5

207,4

208,5

Индекс цен  производителей промышленной продукции

102,1

104,2

247,4

247,8

Индекс цен  в строительстве

102,1

106,9

230,1

225,2

Индекс тарифов  на перевозку грузов

101,3

120,2

287,6

286,7

Индекс тарифов  на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

104,4

104,6

145,7

142,8


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].

 

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в феврале 2012 г. По сравнению с январем 2012 г. составил 101,5%, с декабрем 2011 г. – 103,5%. Рост цен на продовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. дал 0,81% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,26%, на платные услуги – 0,47%. Индекс потребительских цен в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. в Российской Федерации составил 100,4%, с декабрем 2011 г. – 100,9%, в Казахстане – соответственно 100,4% и 100,7%, в Украине – 100,2% и 100,4%. [15].

Индекс цен  на продовольственные товары в феврале 2012 г. По отношению к январю 2012 г. составил 101,6%, к декабрю 2011 г. – 103,9%. Изменение цен на продовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,81% прироста сводного индекса потребительских цен. Стоимость минимального набора продуктов питания в феврале 2012 г. По сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 3%, с декабрем 2011 г. – на 4,7%, с февралем 2011 г. – в 2,4 раза. Индекс цен на непродовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 100,8%, с декабрем 2011 г. – 102,4%. Изменение цен на непродовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,26% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен и тарифов на платные услуги в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 102,9%, с декабрем 2011 г. – 104,8%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в феврале 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,47% прироста сводного индекса потребительских цен. [15].

Индекс потребительских  цен по Республике Беларусь для 5 процентов наименее обеспеченных семей в феврале 2012 г. по отношению к январю 2012г. составил 101,2%, к декабрю 2011 г. – 102,9%; для 5 процентов наиболее обеспеченных семей – соответственно 101,8% и 103,9%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 101,2%, с декабрем 2011 г. – 103%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 101,8% и 103,6%, на непродовольственные товары – 100,7% и 102,3%, на платные услуги – 101,5% и 103,8% [15].

Индекс цен  в строительстве в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 102,1%, в том числе на строительно-монтажные работы –

99,8%, машины и  оборудование – 105,4%, прочие работы  и затраты – 101,4%. Индекс цен производителей промышленной продукции в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 102,1% [15].

Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».

В настоящее  время на государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

Министерство  экономики устанавливает фиксированные цены на нефть и продукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.

Регулирование цен и тарифов на социально  значимые товары и услуги осуществляется для следующих групп.

В настоящее  время в перечень социально значимых продовольственных товаров включены семь групп продуктов питания:

- мука (для хлебопечения);

- хлеб и хлебобулочные  изделия;

- молоко, кефир,  сметана и творог;

- мясо (говядина, свинина);

- молочные смеси,  мясные консервы для детского  питания;

- сахар, заменители  сахара для больных сахарным  диабетом;

- картофель  и плодоовощная продукция [10, c. 6].

С учетом значительного  влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

- задействование  возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2011 — 2015 гг.;

- создание механизмов, стимулирующих снижение себестоимости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

- ликвидация  отраслевых и других перекосов  цен, препятствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;

- приведение  антимонопольного регулирования  в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики;

- правовая защита  национальных производителей, в  том числе от демпинговой политики  импортеров;

- увязка ценообразования  с денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, с изменениями условий функционирования на внутреннем и внешнем рынках;

- совершенствование  системы органов государственного  управления, отвечающих за вопросы ценообразования, и уточнение их функций [8, c.6].

Совершенствование ценообразования осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций.

На основании  проведенного исследования рекомендуется  следующий комплекс общих мер  по сдерживанию роста цен и  дальнейшего возрастания инфляции. Для этих целей необходимо:

1. Восстановить  доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за  ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать  белорусский рубль посредством: 

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно  только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодально  запретить использование кредитно-денежной  эмиссии для финансирования дефицита  бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить  политику "дорогих денег" путем  активизации рынка ценных бумаг,  включения купли-продажи земли  и осуществления других мер  в целях замедления скорости обращения рубля;

5.Либерализировать  денежно-кредитный и валютный  рынок, отказавшись от системы  множественности валютных курсов, а также практики изъятия части  валютной выручки у предприятий  по фиксированному официальному  курсу;

6. Применять процедуры санации и банкротства предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

7. Разработать  систему мер, гарантирующих внутренним  и внешним инвесторам сохранность  их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству.

На  краткосрочную перспективу рекомендуются  следующие антиинфляционные мероприятия.

1. Повышение  ставки процента по вкладам,  если правительство намерено  повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра ограниченны, так как повышение процента по вкладам может привести к удорожанию кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

2. Повышение  процента по государственным  облигациям, распространение акционерной  формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь  значительные сбережения. Подобные  меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

3. Для понижения  уровня ликвидности сбережений  практикуется повышение нормы  процента по срочным вкладам  и иные приемы, рассчитанные на  то, чтобы подольше удержать депозиты  в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

4. В качестве  краткосрочного антиинфляционного  средства может использоваться  повышение курса белорусского  рубля. Если внутренние рынки  достаточно конкурентны, и отсутствуют  разного рода внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [13, C. 16-17].

На  долгосрочную перспективу необходимы следующие мероприятия.

1. Государственная  поддержка повышения товарности  экономики. Имеется в виду льготное  налогообложение предприятий, реализующих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

2. Поддержка  формирования новых рынков, особенно  в тех секторах экономики, где  совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить рынок информационных услуг, который в настоящий момент в Республике Беларусь находится в стадии становления.

Информация  как товар обладает уникальными  антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия