Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности
1.1 Виды и причины инфляции
1.2 Измерения инфляции
2 Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Инфляция и экономическое развитие
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси
3.1 Инфляция в национальной экономике
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].
Рисунок 3.2 – Рост ВВП Республики Беларусь, в %
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].
Изменение цен и тарифов в сентябре 2010 г. характеризуется следующими данными (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Динамика цен и тарифов в феврале 2012 г., в %
Февраль 2012г. к |
Январь – февраль 2012г. к январю – февралю 2011г. | |||
январю 2012г. |
декабрю 2011г. |
февралю 2011г. | ||
Индекс потребительских цен |
101,5 |
103,5 |
207,4 |
208,5 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
102,1 |
104,2 |
247,4 |
247,8 |
Индекс цен в строительстве |
102,1 |
106,9 |
230,1 |
225,2 |
Индекс тарифов на перевозку грузов |
101,3 |
120,2 |
287,6 |
286,7 |
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
104,4 |
104,6 |
145,7 |
142,8 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].
Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2012 г. По сравнению с январем 2012 г. составил 101,5%, с декабрем 2011 г. – 103,5%. Рост цен на продовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. дал 0,81% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,26%, на платные услуги – 0,47%. Индекс потребительских цен в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. в Российской Федерации составил 100,4%, с декабрем 2011 г. – 100,9%, в Казахстане – соответственно 100,4% и 100,7%, в Украине – 100,2% и 100,4%. [15].
Индекс цен на продовольственные товары в феврале 2012 г. По отношению к январю 2012 г. составил 101,6%, к декабрю 2011 г. – 103,9%. Изменение цен на продовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,81% прироста сводного индекса потребительских цен. Стоимость минимального набора продуктов питания в феврале 2012 г. По сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 3%, с декабрем 2011 г. – на 4,7%, с февралем 2011 г. – в 2,4 раза. Индекс цен на непродовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 100,8%, с декабрем 2011 г. – 102,4%. Изменение цен на непродовольственные товары в феврале 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,26% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен и тарифов на платные услуги в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 102,9%, с декабрем 2011 г. – 104,8%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в феврале 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,47% прироста сводного индекса потребительских цен. [15].
Индекс потребительских цен по Республике Беларусь для 5 процентов наименее обеспеченных семей в феврале 2012 г. по отношению к январю 2012г. составил 101,2%, к декабрю 2011 г. – 102,9%; для 5 процентов наиболее обеспеченных семей – соответственно 101,8% и 103,9%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 101,2%, с декабрем 2011 г. – 103%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 101,8% и 103,6%, на непродовольственные товары – 100,7% и 102,3%, на платные услуги – 101,5% и 103,8% [15].
Индекс цен в строительстве в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 102,1%, в том числе на строительно-монтажные работы –
99,8%, машины и оборудование – 105,4%, прочие работы и затраты – 101,4%. Индекс цен производителей промышленной продукции в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 102,1% [15].
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».
В настоящее время на государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
Министерство
экономики устанавливает фиксир
Регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги осуществляется для следующих групп.
В настоящее время в перечень социально значимых продовольственных товаров включены семь групп продуктов питания:
- мука (для хлебопечения);
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- молоко, кефир, сметана и творог;
- мясо (говядина, свинина);
- молочные смеси, мясные консервы для детского питания;
- сахар, заменители сахара для больных сахарным диабетом;
- картофель и плодоовощная продукция [10, c. 6].
С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.
Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
- задействование возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2011 — 2015 гг.;
- создание механизмов,
стимулирующих снижение
- ликвидация отраслевых и других перекосов цен, препятствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;
- приведение
антимонопольного
- правовая защита
национальных производителей, в
том числе от демпинговой
- увязка ценообразования
с денежно-кредитной, бюджетно-
- совершенствование
системы органов
Совершенствование ценообразования осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций.
На основании проведенного исследования рекомендуется следующий комплекс общих мер по сдерживанию роста цен и дальнейшего возрастания инфляции. Для этих целей необходимо:
1. Восстановить
доверие к национальной валюте,
как внутри страны, так и за
ее пределами путем
2. Стабилизировать
белорусский рубль посредством:
3. Законодально
запретить использование
4. Проводить
политику "дорогих денег" путем
активизации рынка ценных
5.Либерализировать
денежно-кредитный и валютный
рынок, отказавшись от системы
множественности валютных
6. Применять процедуры санации и банкротства предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;
7. Разработать
систему мер, гарантирующих
На
краткосрочную перспективу
1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра ограниченны, так как повышение процента по вкладам может привести к удорожанию кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.
2. Повышение
процента по государственным
облигациям, распространение акционерной
формы собственности,
3. Для понижения
уровня ликвидности сбережений
практикуется повышение нормы
процента по срочным вкладам
и иные приемы, рассчитанные на
то, чтобы подольше удержать
4. В качестве
краткосрочного
На долгосрочную перспективу необходимы следующие мероприятия.
1. Государственная
поддержка повышения
2. Поддержка
формирования новых рынков, особенно
в тех секторах экономики, где
совершается переход от
Информация
как товар обладает уникальными
антиинфляционными
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия