Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности
1.1 Виды и причины инфляции
1.2 Измерения инфляции
2 Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Инфляция и экономическое развитие
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси
3.1 Инфляция в национальной экономике
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия.
Прежде всего, снижаются реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.
Второе негативное последствие для населения - обесценивание вкладов и сбережений. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.
И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.
Следует заключить, что инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Инфляция может стать не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для противодействия инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а, осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.
Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.
Таким образом, к наиболее значительным последствиям инфляции для национальной экономики можно отнести обесценение потока денежных доходов, перераспределение доходов и богатства, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента, управляемости национального хозяйства, ухудшение, нестабильность и недостаточность экономической информации, отставание цен государственных предприятий от рыночных цен и др. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика).
Двойственный характер последствий инфляции, согласно теории Дж. Кейнса, связан с двумя её стадиями. Первая из них характеризуется умеренными темпами инфляции, направленной на этой стадии на расширение производства и в меньшей мере – на рост цен. Вторая стадия – это истинная инфляция. Её отличительный признак – рост издержек, дезорганизация денежного обращения, подавление производства, т.е. разрушение экономических основ существования общества.
Начиная с 1988 г. в Беларуси можно проследить переход от первой стадии инфляции ко второй. Происходивший в этот период быстрый рост массы денег, не имеющих товарного наполнения, был вызван попытками ускорить решение социальных вопросов, не сбалансированными со средствами и производственными возможностями страны.
Инфляционный рост цен в Беларуси начинался с расширения самостоятельности предприятий. Нынешняя либерализация экономики по сути лишь продолжает реформы 1987 г., в соответствии с которыми предприятия получили беспрецедентные экономические свободы по законам о либерализации внешнеэкономических связей (1987 г.), об отмене директивного планирования о коммерциализации банков, о кооперативах, акционерных обществах и т.п. Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений, препятствующих развитию экономики. Прежде всего, инфляцию провоцировали:
- спекуляции
на рынке ресурсов, получаемых
по фиксированным ценам и
- растрата накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;
- деградация
кредитно-денежной системы в
С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.
Политику Республики Беларусь на внутреннем рынке в этот период можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики (хотя номинальные процентные ставки были высоки, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными). Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию [13, c. 4].
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси
В конце 1990-начале 2000-х гг. денежно-кредитная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость [13, c. 6].
В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.
Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.
Важнейшей особенностью
государственной
На современном этапе в антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами регулирование уровня цен значительно снизилось, отменена торговая надбавка на многие товары, однако определенное их регулирование по-прежнему существует [9, c. 15].
Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.
Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Индексы цен по отдельным секторам экономики
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Индекс потребительских цен |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
111,0 |
109,0 |
122,2 |
115,4 |
111,3 |
118,9 |
249,6 |
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию |
111 |
109 |
130 |
121,8 |
100,6 |
123,7 |
274,4 |
Индекс тарифов на перевозку грузов |
106,4 |
112,3 |
108,8 |
130,9 |
118,2 |
130,0 |
250,3 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15]
Особенно впечатляющими выглядят успехи белорусского правительства в области проведения антиинфляционного регулирования на фоне стабильно снижающегося уровня безработицы и роста объема валового внутреннего продукта на протяжении последних лет (не учитывая кризисный 2009 г.) в национальной экономике (рисунок 3.1, рисунок 3.2).
Рисунок 3.1 – Динамика уровня безработицы
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия