Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
Инфляция - одна из основных пробле

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, виды, типы и причины инфляции
1.2. Методы измерения инфляционных процессов
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1. Инфляция спроса
2.2. Инфляция предложения
3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

В I полугодии 2007 года потребительские цены увеличились на 3,6% (за аналогичный период 2006 г. - на 3,1%). Темпы их роста не отличались равномерностью: в 1 квартале индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 1,03%, во втором - всего 100,6%. Также существенно различались по кварталам среднемесячные темпы - 101 и 100,2% соответственно, данный показатель за полугодие - 100,6%. По компонентам потребительской корзины рост цен на продовольственные товары составил 104,4%; на непродовольственные - 102,8: услуги для населенния- 103%, в том числе жилищно-коммунальные -- 105,1. пассажирский транспорт - 101,7%..[13,стр.66]

По группе непродовольственных товаров наибольшими темпами росли цены на бензин - 109,5% (в I полугодии 2006 г. - 105,2%). На 7,1% они увеличились на велосипеды и мотоциклы, рост цен на печатные издания составил 105,2%, на табачные изделия - 104.6: моющие средства - 104.7; медикаменты - 103,5: легковые автомобили - 103,6%. Снизились они на меховые изделия - 95,3%, телерадиотовары - 98,1%.[13,стр.67]

Темпы роста цен на продовольственные товары в 1 полугодии (1 квартал -102,8. второй - 101,8%) опережали темпы увеличения цен потребительского рынка в целом. По-прежнему значимым фактором этого остается сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию. Так, на капусту свежую белокочанную они в июне 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. выросли в 4 раза; на лук репчатый - в 2; морковь - в 2,2; свеклу - в 1,6; перец сладкий - в 1,5; картофель - в 1,12 раза. Лишь благодаря существенному снижению цен на свежие помидоры и огурцы (32,5 и 71,2% соответственно) их повышение по плодоовощной группе продовольственных товаров в целом составило за анализируемый период только 110,3%.[13,стр.68]

Индекс тарифов на платные услуги населению во 11 квартале 2007 г. по сравнению с первым снизился и составил 96,9%. В целом за 1 полугодие они возросли на 3,0%, что ниже на 3,3 п.п., чем в 1 квартале этого же года. В основном это произошло за счет снижения платежей по услугам жилищно-коммунального хозяйства, в частности, за отопление жилых помещений в апреле-«е на 35,5%, также уменьшились платежи за водоснабжение. При неизменных тарифах на услуги по газо- и электроснабжению, а также платы за техническое обслуживание жилых помещений произошло снижение индекса оплаты услуг ККХ, который составил во II квартале 91,1%, за полугодие - 105,1% в 1 полугодии 2006 г. - 105,4%). Вместе с тем уровень возмещения средневзвешенными тарифами затрат на оказание услуг ЖКХ снижается - 37,8% (по системе Минжилкомхоза Республики Беларусь), причем эта тенденция наблюдается на протяжении последних полутора лет. Складывающаяся ситуация оказывает негативное воздействие на финансовое состояние организаций, производящих .данные виды услуг для населения, создает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней. [13,стр.68]

Наибольший рост тарифов в 1 полугодие зафиксирован на услуги детских дошкольных учреждений - 125,2%. причем "весь он пришелся на II квартал (118,4% в апреле и 105,2% в июне). Достаточно высокими темпами увеличивались тарифы на медицинские и санаторно-оздоровительные услуги - 110,5%; правовые - 107,6%.

Из общего прироста потребительских цен в 3,6% за 1 полугодие на продовольственные товары приходится 2,3 п.п.; непродовольственные - 0,7; платные услуги населению - 0.6 п.п. Вклад сезонных товаров (овощи, фрукты, картофель) составил 0.45 п.п.

Что касается этого года, то индекс потребительских цен на товары и услуги (инфляция) в сентябре 2008 года по сравнению с августом вырос на 1%, сообщили в Национальном статистическом комитете. По сравнению с декабрем 2007 года рост составил 9,4%, по сравнению с январем—сентябрем 2007 года — 14,9%.[14]

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Беларуси на 2008 год предусматривалось ограничить рост инфляции в пределах 6-8% за год.[15]

Индекс цен производителей промышленности в сентябре по сравнению с августом вырос на 1,5%, в том числе на средства производства — на 0,8%, на промежуточные товары — 1,6%, на потребительские товары — 1,7%. Индекс цен на промышленную продукцию с начала года вырос на 15,1%, за девять месяцев текущего года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года — на 13,6%.[14]

Цены на продовольственные товары в сентябре 2008 года по отношению к августу 2008 года в среднем выросли на 1,8%, по сравнению с декабрем 2007 года — на 9,5%. Больше всего в сентябре подорожали овощи — на 22,6%, сахар и пшеничная мука — на 4,9%, мясо и мясопродукты — на 2,9%, молоко и молочные продукты — на 2,4%, яйца — на 2,7%, кондитерские изделия — на 2,6%. Отмечено удешевление растительного масла— на 1% и картофеля — на 3,9%.[14]

Индекс цен на непродовольственные товары в сентябре по отношению к августу вырос на 0,7%, к декабрю 2007 года — на 6%. Больше всего в сентябре подорожали письменные принадлежности — на 5,1%, строительные материалы — на 1% и медикаменты — на 1,1%, табачные изделия — на 1,2%. Цены на бензин не изменились, на 0,1% подорожали телевизоры, велосипеды и мотоциклы, на 0,2% — стиральные машины, на 0,3% — холодильники.[14]

Платные услуги в сентябре подешевели по сравнению с августом на 0,2%, с декабрем 2007 выросли на 13,8%. Снизились цены на оплату услуг ЖКХ — на 1%, в том числе на водоснабжение — на 4,3%, на услуги пассажирского транспорта — на 2,1% и дошкольных учреждений — на 4,7%. На том же уровне остались цены на услуги связи, городского пассажирского и железнодорожного пригородного транспорта, электроснабжение и газоснабжение. Больше всего выросли цены на услуги высшего образования — на 6,1%, ремонт обуви — на 7,5%, химчисток — на 2,5% и парикмахерских — на 2,1%.

Сдерживание инфляционных процессов во многом зависит от эффективного применения регулятивных возможностей государства. Вместе с тем длительное использование только инструментов государственного ценового регулирования может привести к несбалансированности цен потребительского рынка и производителей промышленной продукции. На протяжении последних лет по темпам роста цены производителей стабильно опережают потребительские.

Динамика индексов потребительских цен с 2000 показана в приложении А.

Изменение цен в октябре 2008 года представлен в приложении Б, В, Г.

В республике Беларусь следует отметить неравномерность динамики индекса потребительских цен.

Ликвидация диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка является основой антиинфляционных мер. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Можно также отметить, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы. [1, стр.130]

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. меры по социальной защите населения путем компенсации и индексации его доходов. [1, стр.130]

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая – антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая – антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты. [1, стр.131]

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени. [1, стр.131]

Первый компонент такой стратегии – уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения. [1, стр.131]

Второй компонент антиинфляционной стратегии --- долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. [1, стр.131]

Третьим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства. [1, стр.131]

Еще один блок антиинфляционной стратегии – защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса. [1, стр.131]

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер. [1, стр.131]

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. [1, стр.131]

В Беларуси давно сложилась система влияния на инфляционные процессы и ценообразование, в которых весомая роль принадлежит государственному регулированию цен. Это важнейшая часть нашей экономической политики, она подтверждена временем, пользуется доверием у населения, и от нее не планируется отказываться.

За первый квартал 2008 года индекс прироста потребительских цен составил 104,1 %. К слову, в России за этот период он был на уровне 104,8 %, Украине — 109,7 %. Из общего прироста 4,1 % доля регулируемых государством цен и тарифов составила 2,4 %, вклад свободного ценообразования — 1,7 %. В основе роста потребительских цен находятся два базовых фактора — удорожание энергоносителей и сезонное увеличение цен на плодоовощную продукцию. [15]

С учетом роста цен на энергоносители правительство с 1 января увеличило тарифы на жилищно-коммунальные услуги в пределах ежегодного ограничения их роста пятью долларами в расчете на двухкомнатную квартиру площадью 48 кв. метров, где проживает 3 человека. Однако следует заметить, что с этим удорожанием уровень возмещения населением себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза за январь—март составил всего 36,1 %. [15]

В целях частичной компенсации удорожания используемых в сельскохозяйственном производстве энергетических и других материалов правительство пошло на повышение закупочных цен на молоко и крупный рогатый скот, вследствие чего повысились розничные цены на некоторые продукты их переработки. Самыми высокими темпами в мире дорожает зерно. Некоторые объемы твердой пшеницы Беларусь закупает по мировым ценам, что продиктовало необходимость повышения цен на пшеничную муку для хлебопечения, а также на хлеб и хлебобулочные изделия. При этом отмечу, что подорожание хлеба в Беларуси в десятки раз ниже, чем в той же Российской Федерации, где с начала года хлеб в зависимости от регионов подорожал на 20—30 %. [15]

Правительство и дальше намерено придерживаться выработанной стратегии ограничения инфляции. Принятые еще в начале года меры охватывают установление предельного индекса допустимого роста цен, ежемесячных показателей роста величины минимального потребительского бюджета, повышение персональной ответственности руководителей за выполнение установленных параметров роста цен. Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом проводится еженедельное, а по отдельным товарам ежедневное отслеживание уровня розничных цен. Особенно на товары, производимые предприятиями-монополистами. [15]

Хотя за первый квартал, образно выражаясь, была «выбрана» половина годового лимита инфляции, задача удержания ее в пределах годового прогноза — 108 % — остается, хотя это будет непросто.[15]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

 Существуют различные определения инфляции. Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция характерна для современной экономики, практика свидетельствует о ее повсеместной распространенности. Степень ее воздействия на экономику и на все общество зависит от ее уровня.

 Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Так если раньше инфляция возникала, в основном, в чрезвычайных обстоятельствах, то сейчас во многих странах она стала хронической. Практически во всех странах имеются свои причины для возникновения инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий страны.

 Различают два типа инфляции: скрытая (подавленная) инфляция, открытая инфляция. Выделяют следующие виды инфляции. По проявлению: внутренняя инфляция, внешняя. По причинам возникновения: инфляция издержек, инфляция спроса. По темпам нарастания: умеренная (ползучая) инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция. По степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция. Но в современной экономической действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого, ибо часто она порождается комплексом взаимосвязанных экономических, социальных и политических причин.

 Таким образом, основными социальными последствиями инфляции является перераспределение доходов и богатства. На уровне предприятий наблюдаются спад производства, потеря рентабельности, кризис сбыта. На уровне национальной экономики инфляционный рост цен дестабилизирует воспроизводственные процессы — нарушается их непрерывность, возникает разлад между производством и товарно-денежным обращением. Все это подрывает финансово-экономические источники развития, несет угрозу деиндустриализации республики.

 Антиинфляционная политика является составной частью общеэкономической деятельности государства и включает в себя следующие задачи: проведение  общеэкономических мер, уменьшение влияния финансовых факторов, регулирование денежных факторов, совершенствование банковской системы, регулирование цен и заработной платы.

 Инфляция в Беларуси за первое полугодие составила 7,3%. В России этот показатель был на уровне 8,7%, в Украине - 15,5%. Основными причинами инфляции в нашей стране, как и в других государствах, являются внешние факторы: мировые тенденции подорожания энергоресусров и продовольствия. Нашу открытую экономику эти процессы не могли не затронуть. Логика решений по ценам состоит в поиске оптимального варианта между социальной защитой населения и убыточностью отраслей реального сектора экономики. Обеспечение в этих условиях более низкой инфляции, чем в соседних странах, говорит в пользу устойчивости экономики Беларуси и наличия востребованной системы регулирования цен.

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия