Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать сущность, причины и виды инфляции, охарактеризовать особенности процесса инфляции в Республике Беларусь, а также показать этапы формирования и модель инфляционной политики в Беларуси.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– изучить сущность, причины и виды инфляции;

– проанализировать особенности процесса инфляции в Беларуси;

– охарактеризовать этапы формирования и модель инфляционной политики в Беларуси;

– показать ситуацию и перспективы по борьбе с инфляцией на 2010 год.

Объектом исследования является инфляция в Беларуси.

Предмет исследования – процесс инфляции и антиинфляционная политика.

Содержание

Введение …3
Теоретические аспекты инфляции …5
Понятие и характеристика современной инфляции …5
Причины инфляции …10
Виды инфляции …13
Особенности процесса инфляции в Республике Беларусь …26
История инфляции в Республике Беларусь …26
Особенности инфляционного процесса в Беларуси …30
Борьба государства с инфляцией …35
Антиинфляционная политика …35
Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в Республики Беларусь …38
Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией на 2010 год …41

Заключение …44

Список использованных источников …46

Работа содержит 1 файл

инфляция и антиифляционная политика.docx

— 93.10 Кб (Скачать)

     Развивающиеся страны по экономическим условиям и  факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.

     К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где от отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег.

     Ко  второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

     Страны  третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

     Страны  четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

     К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

     Среди факторов инфляции в этих странах  выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы, например, чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи; в-третьих, диспропорциональность между ускоренным ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственные товары — так называемые «ножницы цен».

     Структурные факторы инфляции не только обусловливают  ускорение роста цен, т.е. создают  ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования, т.е. при помощи печатного станка, а с другой — привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в указанных странах возникли огромные внутренние и внешние долги.

     В то же время увеличение внешней задолженности  вызывает появление такого фактора  инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным  положением доллара или другой сильной  валюты перед национальной, а это  не только не стимулирует приток иностранных  инвестиций, но, наоборот, приводит к  «бегству» капиталов из страны [4, с. 123]. 

     Таблица 1. Инфляция в странах СНГ                                             

    Страны Темп  инфляции в %
    2000 год 2001 год
    Азербайджан 1,8 1,7
    Армения 0,9 3,3
    Белоруссия  193 67,9
    Грузия 3,8 5,4
    Казахстан 13,9 8,9
    Киргизия  20,8 8
    Молдавия  34 11
    Таджикистан 21,6 45,6
    Украина 28,4 14,1
 

     Туркменистан  и Узбекистан не предоставили статистических данных.

     Результаты  реформирования экономики бывших советских  республик Закавказья и Средней  Азии в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). В государствах СНГ применение либеральной модели реформирования длительное время сопровождалось снижением  объема производства и уровня жизни  преобладающей части населения, финансовой нестабильностью и высокой инфляцией. Соответствующие показатели в целом были хуже в странах, которые стали на путь радикальной либерализации экономики (Россия, Украина, Казахстан); их правительства позже внесли коррективы в неоправдавшие себя методы проведения реформ. В этих странах под влиянием экономического и социального кризиса сократилась численность населения. Изменение демографических показателей является в этом смысле одним из наиболее объективных индикаторов результатов и эффективности проводимых реформ, оценки их соответствия интересам страны и общества. К дореформенному уровню производства ВВП в 2000 г. приближался лишь Узбекистан; наименее оно снизилось (на 11,2 % к 1990 г.) в Белоруссии, но там уровень инфляции последние годы был выше, чем в России и других государствах СНГ. Более или менее устойчивые тенденции преодоления кризиса их экономики, усиленного началом рыночных реформ, проявляются в большинстве из них лишь с 1999 г. В гораздо меньших объемах в страны СНГ поступала финансовая помощь Запада, заинтересованного главным образом в импорте топливно-энергетических ресурсов и сырья, сбыте на рынках этих стран продовольствия и продукции обрабатывающей промышленности. Действие отмеченных факторов по отдельным странам заметно отличалось. Тем не менее не случайно, что относительно меньшие потери при либерализации экономики понесли средние и малые государства СНГ, где ниже доля добывающей промышленности и предприятий, производящих продукцию оборонного назначения, более развито сельское хозяйство и проявлена большая осмотрительность при проведении приватизации и использовании механизмов рыночного саморегулирования. В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г., Белоруссии — до 92, Казахстана — 78, Украины — 47, Узбекистан превысил этот уровень на 3 %; все они обеспечили увеличение конечного потребления домашних хозяйств населения и снижение уровня инфляции (кроме Белоруссии).

     В государствах СНГ обеспеченность экономического оборота денежной массой существенно  ниже, чем в других странах, и соответственно выше процентные ставки за кредит.

     Снижение  темпов роста экономики в 2001 г. отмечалось в Белоруссии (4,1 против 5,8 % в 2000 г.); на Украине, в Казахстане и Узбекистане они, наоборот, возросли. Так, на Украине прирост ВВП составил 9 % (5,9 % в 2000 г.), в Казахстане 13,2 % (9,8 % в 2000 г.), Узбекистане - 4,5 % (против 4 %). Наиболее высокий прирост ВВП в прошлом году достигнут в Казахстане; в целом по СНГ его увеличение замедлилось (6 % прироста вместо 8,3 % в 2000 г.). Соответственно изменились показатели занятости и производительности труда. Во всех рассматриваемых странах СНГ увеличилось количество рабочих мест, сократилась безработица. В странах, где произошло ускорение развития экономики, повысились темпы роста производительности труда. К 2000 году дореформенный уровень производительности труда восстановлен Белоруссией и Казахстаном.

     В преобладающей части анализируемых государств СНГ прошлый год характеризовался снижением уровня инфляции. Наиболее высокий уровень инфляции в 2001 г. сохранялся в Белоруссии, самый низкий— в Азербайджане и Армении. В большинстве рассматриваемых стран СНГ был обеспечен профицит государственных бюджетов: в России он составил 3,4 % к ВВП; в Белоруссии сохранялся бюджетный дефицит (4,7 % против 3,6 % в 2000 г.).

     Итоги 2001 г. подтверждают положение об относительно большей эффективности в рамках либерализма политики, сочетающей развитие рыночных механизмов с применением обеспечивающих устойчивость экономики мер ее государственного регулирования [7, с. 5].

     Таблица 2. Ежегодный прирост ВВП и инфляции  в ведущих в экономическом отношении странах мира, в %

Страна

Прирост реального ВВП

Темпы инфляции

Уровень безработицы в % от численности рабочей  силы
1998 1999 2000 1998 1999 2000 1998 1999 2000
США 4,4 4,2 5,0     1,6 2,2 3,4 4,5 4,2 4,0
Япония -1,1 0,8 1,7    0,6 -0,3 -0,7 4,1 4,7 4,7
ЕЭВС, В том числе: 2,7     2,5   3,4    1,1 1,1 2,3 10,9 10,0 9,0
Германия 1,8 1,4 3,1    0,6 0,6 2,1 11,0 10,5 9,6
Франция 3,3 3,2 3,2     0,7 0,6 1,8 11,9 11,2 9,7
Италия 1,6 1,5 2,9     2,0 1,7 2,6 11,8 11,4 10,6
Великобритания  2,6 2,3 3,0     2,7 2,3 2,1 4,7 4,3 3,7
Канада  3,3   4,5 4,7     1,0 1,7 2,7 8,3 7,6 6,8

         

           В 2000 г. заметно возросли темпы  инфляции в развитых странах,  что во многом было связано  с повышением цен на энергоносители. Усиление инфляции предопределило проведение жесткой денежно-кредитной политики в этих странах.

     Среднегодовой прирост потребительских цен  в США в 2000 г. составил 3,4% по сравнению  с 2,2% в предыдущем году. Внутренние причины ускорения инфляции в этой стране заключались в сокращении безработицы и увеличении потребительских расходов населения. В ЕЭВС темпы инфляции составили 2,3% (в 1999 г. - 1.1%). Во второй половине 2000 г. они устойчиво превышали пороговое значение 1% к соответствующему периоду предыдущего года, являющееся ориентиром денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. Важным фактором усиления инфляции в ЕЭВС помимо роста цен па энергоносители стало понижение курса евро к доллару США.

     В Японии сохранилась тенденция к  снижению потребительских цен. В 2000 г. темпы дефляции возросли до 0.7%, что  было связано со значительным понижением цен в период с марта по май (в 1999 г. цены понизились но 0,3%). В Южной Корее потребительские цены в 2000 г. возросли на 2,3% (в послескризисном 1999 г. - всего на 0,8%).

     В КНР после многолетнего периода  понижения с середины 2000 г. наметился рост потребительских цен. По итогам 2000 г. цены в Китае возросли на 1,8%. Понижение темпов инфляции и некоторых развивающихся странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд) было связано, в частности, со сравнительно жестким характером денежно-кредитной политики и с реструктуризацией банковских систем.

     Замедлились темпы роста потребительских  цеп в ряде ведущих стран Латинской  Америки — Мексике, Колумбии, Венесуэле. В Аргентине наблюдалась дефляция, вызванная ограничениями, которые накладывает на денежно-кредитную политику страны привязка песо к доллару США в рамках системы валютного комитета, а также жесткой бюджетной политикой. Незначительное ускорение инфляции произошло в Чили, где темпы роста цен остаются одними из самых низких на континенте. Более значительное ускорение роста цен наблюдалось в Бразилии, которая также входит в группу латиноамериканских стран с относительно низкими темпами инфляции [3, с. 46]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
 
    1. История инфляции в Республике Беларусь
 

     Инфляция  в Беларуси имела место не только в новейшей истории страны, в четко выраженных формах она проявляется, по крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция проявилась уже в советское время – в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления (1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз она проявилась в период  экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.).

     В менее отчетливых формах инфляция наблюдалась  в советской экономике практические постоянно с 1955 г.,  хотя и в  скрытой форме. Негативные черты  централизованной экономики требовали  огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибок планоцентрализованной  экономики была ошибочная концепция  о неприменимости к ней самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности  рубля. Главной причиной скрытой  инфляции были милитаризованная экономика  и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с развитием и модернизацией  добывающих отраслей - нефти и газа, что недопустимо, поскольку в  отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может  быть перспективной. В общем, экономическая  политика административно-командной  системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала [9, с.120].

     1990 год оказался рубежным, последним  годом умеренных темпов инфляции. В Беларуси, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.

     В 1992 году Правительство Беларуси начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика