Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа
Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
определена сущность инфляции и методы ее измерения;
выявлены условия возникновения инфляции;
исследованы направления антиинфляционного регулирования;
определены особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции
1.2 Классификация видов инфляции
1.3 Методы измерения инфляции
2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Реальные процентные
ставки на кредитно-депозитном рынке
по рублевым инструментам были отрицательными.
Уровень монетизации ВВП
Второй период (ноябрь
1994–1996 гг.). В результате осуществления
комплекса антиинфляционных мер
монетарной политики была достигнута
определенная финансовая стабилизация
на макроэкономическом уровне. Темп прироста
индекса потребительских цен
снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. –
до 39,3 % (в 1994 г. – до 1959 %). Изменение
ситуации было связано с переходом
к жесткой денежно-кредитной
Третий период (1997–1999
гг.). Высокая инфляция в республике
в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный
характер и была обусловлена главным
образом экспансионистской
Вместе с административным
сдерживанием цен это привело
к образованию инфляционного
навеса. Несмотря на высокие темпы
экономического роста, инфляция в 1999 г.
выросла до максимального в данном
периоде уровня – 350 % за год, а уровень
монетизации ВВП по рублевой денежной
массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного
в реальном выражении уровня процентных
ставок удельный вес срочных рублевых
сбережений в общем объеме рублевой
денежной массы сократился до 5,3 %.
Четвертый период (2000
– 2009 гг.) – период снижения темпов
инфляции и их относительная стабилизация
с замедлением темпов социально-экономического
развития страны в начале периода. В
2000 г. произошел переход к более
взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной
политике, что дало свои положительные
результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных
параметров (уровня кредитной эмиссии,
роста денежной массы) от их целевых
прогнозных значений, имело место
снижение темпов инфляции. По итогам 2001
г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. –
134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004 г. – 114,4 %. [13, с.582-585].
Специфика инфляции
определяется условиями, в которых
протекает процесс
Наряду с причинами
инфляции, вытекающими из структуры
народно-хозяйственного комплекса
республики, есть причины и условия
развития инфляции, лежащие в "монетарной
сфере". Это последствия определенной
финансово-бюджетной и денежно-кредитной
политики (ДКП) государства, отразившиеся
в инфляционных процессах.
Высокий рост потребительских
цен в 1992 г. ознаменовал в республике
начало борьбы с инфляцией. Снижение
и сдерживание темпов роста цен
стало главной задачей
Начало стабилизации
экономического положения страны и
роста по важнейшим макроэкономическим
параметрам было положено в 1996 – 2000 гг.
Изменилось сальдо внешнеторгового
оборота – с -4,4 % в 1995 г. до -1,5 % в 2000
г. Увеличилась доля негосударственного
сектора экономики. В этом пятилетии
выделялись две различные тенденции:
относительно высокие темпы роста,
характерные для начала периода
(1996 г. – первая половина 1998 г.), и
замедление темпов экономического развития
во второй его половине. Это обусловлено
исчерпанием таких факторов, стимулировавших
экономический рост в начале пятилетия,
как недоиспользованный производственный
и научно-технический
С 2000 г. в Беларуси
стала поводиться достаточно жесткая
денежно- кредитная политика, обеспечивающая
снижение темпов инфляции и создание
условий для оздоровления финансовой
сферы. Обеспечение положительного
уровня реальных процентных ставок и
стабилизация рыночного курса белорусского
рубля способствовали достижению сбалансированности
спроса и предложения на денежном
рынке, а также росту склонности
к сбережениям в национальной
валюте. Опережающая по сравнению
с инфляцией девальвация
Условия для проведения
экономических реформ в Беларуси
оказались сложнее, чем в странах
Восточной Европы в силу следующих
особенностей: различная продолжительность
"социалистической полосы" (более
70 лет), распад ранее единого государства,
разрыв единого экономического пространства,
огромная доля ВПК в экономике [9,
с.71].
В Беларуси процесс
реформирования экономики и общественных
отношений не завершен. Несмотря на
некоторое улучшение
Индекс потребительских
цен на товары и услуги в январе
2008 г. по сравнению с декабрем 2007
г. составил 102,5%, с январем 2007 г. – 112,9%
[Приложение В].
Индекс цен на
продовольственные товары в январе
2008 г. по отношению к декабрю 2007 г.
составил 101,3%, по отношению к январю
2007 г. – 116,2%. [20].
В связи с сохранением
инфляционной угрозы из-за внешних
факторов правительство уже в
начале года приняло необходимые
упреждающие меры. По первому кварталу
мы близки к прогнозным значениям",
– сказал министр экономики.
В целом в 2008 году
ставится задача удержать инфляцию на
уровне не выше 8%. "Задача по достижению
этого параметра остается очень
напряженной", – подчеркнул Николай
Зайченко.
Он пояснил, что
в Министерстве экономики и правительстве
находятся предложения ряда министерств
(Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода
и других) по повышению цен и
тарифов. Однако если все эти предложения
принять, то уровень инфляции мог
бы составить не 8%, а 16-20%. Поэтому
подход Минэкономики будет очень
взвешенным и жестким. Будут приниматься
меры для обеспечения безубыточной
работы предприятий. "Но мы не пойдем
на кратное повышение цен и
тарифов", – подчеркнул министр
экономики.
3.2 Антиинфляционное
регулирование в Республике
Разработка и реализация
антиинфляционных мер представляют
собой не только актуальную, но и
чрезвычайно сложную задачу. Опыт
развития стран с рыночной экономикой
дает богатый материал в области
как теории инфляции, так и методов
практической борьбы с ней. Из множества
подходов следует выделить два основных
варианта антиинфляционной программы
стабилизации экономики.
Ортодоксальная программа
чисто монетаристского
Сторонники кейнсианской
точки зрения на инфляцию настаивают
на более активной роли государства
в регулировании экономики, включая
временное замораживание цен
и заработной платы, налоговое стимулирование
предпринимательства, сбережений населения,
поддержку жизненно важных отраслей
и производств.
Как правило, в практической
деятельности в западных странах
используются смешанные программы,
которые содержат элементы политики
из обеих программ.
Отечественный опыт
регулирования социально-
Первый комплекс
включает меры:
по регулированию
заработной платы в составе себестоимости
продукции;
поиску путей удешевления
импортных энергоносителей, сырья
и материалов, комплектующих изделий;
снижению материало-
и энергоемкости продукции на
основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих
технологий;
реструктуризации
и финансовому оздоровлению предприятий,
включая оптимизацию процентных
ставок, формирующих себестоимость
продукции, налоговых ставок и обязательных
платежей;
сокращению трансакционных
издержек и др.
Второй комплекс
охватывает меры:
по регулированию
объема и структуры денежной массы;
проведению эффективной
процентной политики по кредитам и
депозитам;
сокращению скорости
оборота денег;
регулированию резервных
требований;
ограничению бюджетного
дефицита;
регулированию доходов
населения;
сокращению бартерных
операций, неплатежей;