Инфляция и антиинфляционная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
определена сущность инфляции и методы ее измерения;
выявлены условия возникновения инфляции;
исследованы направления антиинфляционного регулирования;
определены особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции
1.2 Классификация видов инфляции
1.3 Методы измерения инфляции
2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

анти.docx

— 56.62 Кб (Скачать)

Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке  по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более  чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США. 

Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате осуществления  комплекса антиинфляционных мер  монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен  снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. –  до 39,3 % (в 1994 г. – до 1959 %). Изменение  ситуации было связано с переходом  к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении  темпов роста денежной массы путем  сокращения объемов прямого централизованного  кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных  ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой  депозитной политики стало регулирование  месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном  уровне и стабилизация обменного  курса белорусского рубля, связанная  с резким снижением денежного  предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг. 

Третий период (1997–1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным  образом экспансионистской денежно-кредитной  политикой, в том числе эмиссионным  кредитованием государственных  программ в области жилищного  строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного  курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными  котировками). В этот период в течение  каждого года существенно превышались  утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры  кредитной эмиссии, прироста чистого  рублевого внутреннего кредита  Национального банка и роста  денежной массы в национальной валюте. 

Вместе с административным сдерживанием цен это привело  к образованию инфляционного  навеса. Несмотря на высокие темпы  экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350 % за год, а уровень  монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %. 

Четвертый период (2000 – 2009 гг.) – период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошел переход к более  взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной  политике, что дало свои положительные  результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных  параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых  прогнозных значений, имело место  снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. – 134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004 г. – 114,4 %. [13, с.582-585]. 

Специфика инфляции определяется условиями, в которых  протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего, стабилизационного  механизма динамика инфляционного  процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает  процессы формирования институтов собственника, рыночной инфраструктуры и новой  структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное  разделение труда. 

Наряду с причинами  инфляции, вытекающими из структуры  народно-хозяйственного комплекса  республики, есть причины и условия  развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах. 

Высокий рост потребительских  цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен  стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 – 1995 гг. была порождена  в основном кредитно-денежной политикой  ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии  привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению  с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно  продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало  о том, что реальные проблемы большинства  белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. – оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным  средством поддержания экономики. 

Начало стабилизации экономического положения страны и  роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996 – 2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового  оборота – с -4,4 % в 1995 г. до -1,5 % в 2000 г. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии  выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996 г. – первая половина 1998 г.), и  замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено  исчерпанием таких факторов, стимулировавших  экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое  регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998–1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим  эмиссионным кредитованием государственных  программ в области жилищного  строительства, а также последствиями  финансового кризиса в России. 

С 2000 г. в Беларуси стала поводиться достаточно жесткая  денежно- кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и  стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению  с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению  к доллару США привела к  сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г – к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до б %) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась  доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это  объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг. 

Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах  Восточной Европы в силу следующих  особенностей: различная продолжительность "социалистической полосы" (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля ВПК в экономике [9, с.71]. 

В Беларуси процесс  реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 – 2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. В 2007 году инфляция в Беларуси выросла до 12,1% (при  прогнозе 6-8%) с 6,6% в 2006 году [8]. 

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в январе 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. составил 102,5%, с январем 2007 г. – 112,9% [Приложение В].  

Индекс цен на продовольственные товары в январе 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. составил 101,3%, по отношению к январю 2007 г. – 116,2%. [20]. 

В связи с сохранением  инфляционной угрозы из-за внешних  факторов правительство уже в  начале года приняло необходимые  упреждающие меры. По первому кварталу мы близки к прогнозным значениям", – сказал министр экономики.  

В целом в 2008 году ставится задача удержать инфляцию на уровне не выше 8%. "Задача по достижению этого параметра остается очень  напряженной", – подчеркнул Николай  Зайченко. 

Он пояснил, что  в Министерстве экономики и правительстве  находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода  и других) по повышению цен и  тарифов. Однако если все эти предложения  принять, то уровень инфляции мог  бы составить не 8%, а 16-20%. Поэтому  подход Минэкономики будет очень  взвешенным и жестким. Будут приниматься  меры для обеспечения безубыточной работы предприятий. "Но мы не пойдем на кратное повышение цен и  тарифов", – подчеркнул министр  экономики. 
 

3.2 Антиинфляционное  регулирование в Республике Беларусь 
 

Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и  чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области  как теории инфляции, так и методов  практической борьбы с ней. Из множества  подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы  стабилизации экономики. 

Ортодоксальная программа  чисто монетаристского характера  основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов  при ограничении роли и функций  государства, его вмешательства  в экономику. Примером такой программы  может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает  либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом  рынках, свободные цены при ограничении  роста заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты. 

Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства  в регулировании экономики, включая  временное замораживание цен  и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. 

Как правило, в практической деятельности в западных странах  используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ. 

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 1990-х годах и  в 2000– 2009 гг. позволяет разрабатывать  достаточно гибкие и эффективные  антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран  с переходной экономикой, большинство  из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых  в Беларуси, можно условно разделить  на три группы: комплекс мер по ограничению  издержек и ресурсосбережению; по ограничению  монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию  рынка товаров и услуг и  совершенствованию системы ценообразования. 

Первый комплекс включает меры: 

по регулированию  заработной платы в составе себестоимости  продукции; 

поиску путей удешевления  импортных энергоносителей, сырья  и материалов, комплектующих изделий; 

снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий; 

реструктуризации  и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость  продукции, налоговых ставок и обязательных платежей; 

сокращению трансакционных издержек и др. 

Второй комплекс охватывает меры: 

по регулированию  объема и структуры денежной массы; 

проведению эффективной  процентной политики по кредитам и  депозитам; 

сокращению скорости оборота денег; 

регулированию резервных  требований; 

ограничению бюджетного дефицита; 

регулированию доходов  населения; 

сокращению бартерных  операций, неплатежей; 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика РБ