Инфляция и антиинфляционная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
определена сущность инфляции и методы ее измерения;
выявлены условия возникновения инфляции;
исследованы направления антиинфляционного регулирования;
определены особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции
1.2 Классификация видов инфляции
1.3 Методы измерения инфляции
2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

анти.docx

— 56.62 Кб (Скачать)

переключение на режим инфляционного таргетироваиия со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной  системе; 

улучшение качества статистических данных и аналитических  исследований; 

более быстрая и  жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен; 

Режим денежно-кредитной  политики инфляционного таргетироваиия (ИТ) принято считать наиболее эффективным  в борьбе с инфляцией. Общепринятого  и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно  выделить несколько обязательных элементов  и/ или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято  называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических  агентов среднесрочного целевого ориентира  по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную  вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее  конкретны в том смысле, что  им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они  более полно отражают существо самой  политики. 

Последняя заключается  в том, что задача достижения и  сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с  иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой  степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров с  другой. 

Безусловными требованиями реализации ИТ являются: 

доверие экономических  агентов к политике денежных властей; 

абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями; 

упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном  анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании  текущего состояния экономики и  перспектив ее развития. 

Список требований можно расширять, однако и это  перечисление наглядно показывает, что  речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о  гораздо более сложном механизме  выработки и проведении денежно-кредитной  политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики  осложняется рядом специфических  для таких стран проблем, связанных  с низким уровнем доверия к  экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и  зависимостью от внешнеэкономической  конъюнктуры, с подверженностью  резким изменениям интенсивности и  направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы  и финансового сектора. 

Недавно экономистами МВФ было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы  денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования  режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс. 

Во-первых, можно  ожидать, что в такой экономике  обменному курсу отводится роль якоря той или иной степени  значимости. Следовательно, эффект влияния  обменного курса на инфляцию также  оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты, может  спровоцировать эффекты второго  порядка, связанные с утратой  доверия экономических агентов  к национальной валюте и политике правительства. Во-вторых, резкое обесценение  курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению  положения банков. В условиях недостаточной  диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного  курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» – «дуть против ветра». В  качестве инструмента используются прямые интервенции па валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных  стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся  воздействовать на динамику обменного  курса в долгосрочной перспективе. 

Инфляционное таргетирование, как показывает опыт, может применяться  в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих  режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее. 

Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким  доверием к политике денежных властей  и развивающимися странами. Для последних  характерны слабые государственные  институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют  многие процессы. В них затруднен  контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства. 

Доверие населения  к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим  фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия  в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные: 

официально установленный  в экономической политике безусловный  приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими; 

поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти; 

последовательность  в проведении антиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых  мер и решений официально провозглашенной  политике); 

максимальную информационную открытость (в том числе в признании  допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка. 

Формирование серьезной  статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов  ИТ. Они дают возможность центральному банку четко представлять состояние  экономики и характер взаимодействия всех важнейших макроэкономических показателей, а также направление  ее дальнейшего развития. В таких  условиях центральный банк может  действовать на опережение, не допуская роста инфляции, но в то же время  ослабляя негативные последствия ужесточения  денежно-кредитной политики для  экономики. 

В условиях дефицита доверия и низкой эффективности  процентной политики (а также иных характерных особенностей развивающейся  экономики) реализация режима ИТ потребует  принятия денежными властями более  жестких и быстрых мер (по сравнению  с развитыми странами) в ответ  на любые шоки и риски ускорения  инфляции. 

Предлагается для  анализа и прогнозирования перейти  к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста  индекса потребительских цен  к декабрю предыдущего года имеет  два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей  бюджета. Финансирование бюджетных  расходов и поступление доходов  осуществляются в течение всего  года, а не только в декабре. Поэтому  более адекватная индексация требует  оценки того, насколько цепы выше цен  предыдущего года на протяжении всего  года, а не только за один месяц –  декабрь. Во-вторых прогнозирование  показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его  повышенной волатильности. Колебания  среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года». 

Для развивающихся  стран и стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно  возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который  может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного  контроля над динамикой обменного  курса. 

В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного  эффекта должен быть выработан комплексный  подход с акцентом на среднесрочных  мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового  рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал  необходимость комплексного подхода  к снижению инфляции при высоком  и даже умеренном ее уровне (7–10%), поскольку инфляция является одним  из базовых факторов торможения структурных  изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста  доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп. 
 

3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

3.1 Особенности инфляции  в Республике Беларусь 
 

Национальная экономика  страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного  комплекса.  

Предпосылки роста  инфляции в Беларуси к началу 90-х  гг. XX в. были заложены в диспропорциональной  структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура  производственного сектора, ориентированная  на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации  и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над  выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства  и неразвитость сферы услуг, технологическая  и инфраструктурная негибкость в  условиях либерализации цен и  открытия экономики в 90-е гг. стали  основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным  для нее долгостроем и распылением  средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и  предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров. 

В начале экономических  реформ инфляция существовала в экономике  республики в скрытом виде и имела  следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале –  инфляция спроса), искажённые ценовые  пропорции, отражающие деформированность  структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной  на мировом рынке продукции, высокие  инфляционные ожидания населения. 

Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспособных предприятий, возросли объемы взаимных неплатежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. 

Исследование феномена инфляции в белорусской экономике  постсоветского периода в числе  основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие: 

кризис в сфере  производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической  отсталостью и хроническими неплатежами; 

монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной  перестройке, а также либерализация  цен в условиях монополизма производителя; 

режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором  рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный  экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности  товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров; 

импортируемая, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в  республике играет именно раскручивание  спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общий уровень  цен". 

С начала кардинальных экономических преобразований и  перехода инфляции из скрытой формы  в открытую в ее развитии отчетливо  прослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периоды  обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 – 2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных  ее видов [9, с.71]. 

Первый период (1991 –1994 гг.). Это был самый трудный  период, связанный с углублением  экономического кризиса из-за разрыва  хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти  процессы вместе с нарастанием экспансионистской  денежной политики обусловили гиперинфляцию  в 1993–1994 гг., когда цены вырастали  в год более чем в 20 раз [Приложение Б] . 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика РБ