Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа
Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
определена сущность инфляции и методы ее измерения;
выявлены условия возникновения инфляции;
исследованы направления антиинфляционного регулирования;
определены особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции
1.2 Классификация видов инфляции
1.3 Методы измерения инфляции
2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров с другой.
Безусловными требованиями реализации ИТ являются:
доверие экономических агентов к политике денежных властей;
абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.
Список требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о гораздо более сложном механизме выработки и проведении денежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики осложняется рядом специфических для таких стран проблем, связанных с низким уровнем доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.
Недавно экономистами МВФ было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.
Во-первых, можно ожидать, что в такой экономике обменному курсу отводится роль якоря той или иной степени значимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию также оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты, может спровоцировать эффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономических агентов к национальной валюте и политике правительства. Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» – «дуть против ветра». В качестве инструмента используются прямые интервенции па валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.
Инфляционное таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.
Доверие населения к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:
официально установленный в экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;
поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;
последовательность в проведении антиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых мер и решений официально провозглашенной политике);
максимальную информационную открытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка.
Формирование серьезной статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов ИТ. Они дают возможность центральному банку четко представлять состояние экономики и характер взаимодействия всех важнейших макроэкономических показателей, а также направление ее дальнейшего развития. В таких условиях центральный банк может действовать на опережение, не допуская роста инфляции, но в то же время ослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.
В условиях дефицита доверия и низкой эффективности процентной политики (а также иных характерных особенностей развивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия денежными властями более жестких и быстрых мер (по сравнению с развитыми странами) в ответ на любые шоки и риски ускорения инфляции.
Предлагается для анализа и прогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цепы выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц – декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».
Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.
В
целом отметим, что инфляция подпитывается
множеством факторов, затрудняющих борьбу
с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного
эффекта должен быть выработан комплексный
подход с акцентом на среднесрочных мерах
по снижению инфляционных ожиданий и повышению
доверия к политике правительства, к национальной
валюте. Важно также развитие финансового
рынка и усиление контроля Центрального
банка над динамикой денежных агрегатов.
Проведенный анализ показал необходимость
комплексного подхода к снижению инфляции
при высоком и даже умеренном ее уровне
(7–10%), поскольку инфляция является одним
из базовых факторов торможения структурных
изменений в экономике и создания конкурентной
среды, сдерживания модернизации производства,
замедления темпов роста доходов населения,
особенно наименее обеспеченных его групп.
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции
в Республике Беларусь
Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.
В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале – инфляция спроса), искажённые ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспособных предприятий, возросли объемы взаимных неплатежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике.
Исследование
феномена инфляции в белорусской экономике
постсоветского периода в числе основных
ее причин структурно-
кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;
монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;
режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;
импортируемая, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общий уровень цен".
С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 – 2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов [9, с.71].
Первый период (1991 –1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз [Приложение Б] .
Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США.
Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. – до 39,3 % (в 1994 г. – до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси