Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
определена сущность инфляции и методы ее измерения;
выявлены условия возникновения инфляции;
исследованы направления антиинфляционного регулирования;
определены особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции
1.2 Классификация видов инфляции
1.3 Методы измерения инфляции
2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

bestref-194700.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

     В процессе регулирования (с целью минимизации) уровня инфляции основными параметрами ФЭС являются:

     оптимальным можно считать уровень инфляции в 1 – 2% в год, способствующий устойчивому экономическому росту;

     при годовом уровне инфляции до 10% удается поддерживать стабильные темпы роста экономики;

     пороговым можно считать уровень инфляции, значительно превышающий 10%, при котором темпы экономического роста могут замедлиться;

     при индексе цен, превышающем 30 – 40%, экономический рост, как правило, резко снижается и может прекратиться (значение данного показателя является критическим).

     Структурообразующим элементом ФЭС по регулированию и минимизации уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков (ЦБ) или аналогичных учреждений, использующих такие инструменты регулирования, как уровень процентной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков.

     Политика процентной ставки или ставки рефинансирования ЦБ. Основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк (или аналогичное ему финансовое учреждение) предоставляет кредиты коммерческим банкам.

     Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков, и ее изменение позволяет Центральному банку проводить политику "дорогих" и "дешевых денег".

     В мировой практике учетная ставка (с позиции коммерческих банков) – это издержки избыточных резервов. Поэтому, когда Центральный банк понижает ставку, он стимулирует получение ссуд коммерческими банками. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует активность предпринимателей и инвестиционный процесс, а также способствует росту экономики.

     При низкой инфляции изменение процентной ставки может применяться для стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к оживлению последней и способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей используется понижение уровня процентных ставок.

     Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что приводит к уменьшению объема выдаваемых банками кредитов и предложения денег. Высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме "горячих денег", как правило, для краткосрочных спекулятивных операций, что оказывает влияние на инфляционные процессы.

     В большинстве стран мира за проведение денежно-кредитной и валютной политики отвечают центральные банки или приравненные к ним финансовые институты. Например, в США таким институтом является Федеральная резервная система (ФРС), имеющая статус независимого государственного агентства.

     Решение об изменении учетной ставки определяет решения, принимаемые Европейским центральным банком, а также банком Великобритании и банковскими учреждениями в других странах. В Евросоюзе функции, аналогичные функциям Федеральной резервной системы, выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ), причем в отличие от ФРС он действует по принципу установления целевого уровня инфляции. Главной функцией ЕЦБ, отмечается в Маастрихтском договоре, является "поддержание стабильности цен". Под стабильностью цен понимается уровень инфляции, не превышающий 2% в год (остальные функции ЕЦБ могут реализовываться при соблюдении этого положения). Так, с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и удерживалась на этом уровне до декабря 2005 г., а в марте 2008 г. повысилась до 2,5%. В большинстве стран Еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции.

     Следует отметить, что номинальная учетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции, т. е. снижения цен на большинство потребительских товаров. На процесс дефляции в определенной мере влияет глобализация мировой экономики. Так, спросом пользуются товары, выпускаемые в странах с наименьшими издержками производства и продаваемые по более низким ценам.

     Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

     В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно денежной политики выполняет следующие функции:

     создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;

     повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;

     определение верхнего предела роста денежной массы;

     ограничение волатильности ставок денежного рынка.

     Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

     Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.

     Операции на открытом рынке. В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту. Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы – ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.

     Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.

     В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке – защитные и динамические.

     Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.

     Динамические операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста [2, с.135].

     При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

     К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительства требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

     Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» – это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

     В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

     Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

     Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

     Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

     Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

     структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;

     выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

     глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

     проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

     переключение на режим инфляционного таргетироваиия со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;

     улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;

     более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

     Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетироваиия (ИТ) принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов и/ или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси