Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение основных аспектов планирования и прогнозирования экономики. Исходя из цели исследования, мною сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику прогнозированию и планированию как функциям государственного управления;
- выделить основные методы прогнозирования и планирования;
- охарактеризовать прогнозирование и планирование экономики в РФ;
- произвести анализ социально-экономического развития страны.

Содержание

Введение2
1. Государственное планирование и прогнозирование: основные понятия4
1.1. Индикативное планирование4
1.2. Системы государственных прогнозов регионального развития 6
2. Государственное планирование экономики в России8
2.1. Анализ социально-экономического развития РФ в 2000–07 гг……….………………..11
Заключение………………………………………………………………………..……………16
Литература………………………………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 46.87 Кб (Скачать)

Прогнозные данные макроэкономических показателей, полученных в результате статистических разработок, используются в дальнейшем для разработки программ различной временной продолжительности. Затем разрабатываются способы  реализации разных программ, выделяя  основные препятствия, способные этому  помешать.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную  думу. Анализ выполнения среднесрочной  программы является составной частью ежегодного послания Президента Федеральному собранию России. Главная цель среднесрочной  программы состоит в преодолении  кризисных явлений, обеспечении  возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для  повышения благосостояния граждан5.

Краткосрочный (годовой) прогноз  является наиболее развернутым и  детальным в системе прогнозных документов. Он представляется Федеральным  Правительством в Государственную  думу РФ одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции  для государственных нужд и другими  документами.

При правильно спрогнозированной  тенденции развития социально-экономической  системы, а также правильно выбранных  мероприятиях по стимулированию развития страны в целом, можно добиться долгосрочного  роста всех основных экономических  показателей, а так же улучшения  уровня и качества жизни ее населения.

    1. Анализ социально-экономического развития РФ в 2000–07 гг

С точки зрения официальных макроэкономических показателей 2004-2007 стали одними из лучших периодов развития России за все время  ее существования. Даже высмеянный специалистами  лозунг удвоения ВВП к 2010 году благодаря  головокружительному росту цен  на нефть стал потенциально достижим, а о заведомо нереальной цели снижения годовой инфляции до 3% российское общество прочно забыло.

Конечно, показатели роста, скорее всего, завышались из-за вероятного и неуклонно  растущего занижения роста цен, особенно с 2004 года. Другой фактор статистического  улучшения показателей — неадекватный досчет результатов малого бизнеса  и теневой сферы, не охватываемых официальной системой статистического  учета (достаточно указать на то, что  для достижения официального роста  инвестиций их увеличение в малом  бизнесе должно было составить в 2007 году 46%). Не вызывает сомнения и откровенно низкое качество инвестиционного роста (в него включаются заведомо спекулятивные  инвестиции в недвижимость, ставшую  единственным общедоступным инвестиционным товаром, а также растущие расходы  на передел собственности) и иностранных  инвестиций, не менее 85% которых (в том  числе почти половина иностранных  инвестиций, относимых официальной  статистикой к прямым инвестициям) представляют собой кредиты6.

Восстановление государственности, хотя и неэффективной, и коррумпированной, вызвало поддержку населения  России и надежды на возрождение  страны.

Результатом этого стал мощный и  устойчивый рост социального оптимизма.

Таблица 1. Динамика основных показателей социально-экономического развития России.

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008 (прогноз ИПРОГ)

ВВП

10.0

5.1

4.7

7.3

7.2

6.4

7.4

8.1

7.0

Промышленность

11.9

4.9

3.1

8.9

7.3

4.0

6.3*

6.3

5.4

Сельхозпроизв-во

7.7

7.5

1.7

1.5

3.1

2.4

3.6

3.3

4.0

Инвестиции

17.4

10.0

2.8

12.5

10.9

10.7

13.7

21.1

17.5

Доходы населения

13.4

10.0

11.1

15.0

9.9

11.1

13.3

10.4

12.5

Розн. товарооборот

8.8

10.7

9.3

8.8

12.5

12.8

13.9

15.2

11.5

Экспорт товаров

39.0

-3.0

5.3

26.7

34.8

32.9

24.5

17.1

35

Импорт товаров

13.5

19.8

13.4

24.8

28.0

28.7

31.0

36.0

40

Инфляция, %%

20.2

18.6

15.1

12.0

11.7

10.9

9.0

11.9

9.8

Международн.резервы

в 2,2 р

30.9

30.5

61.0

61.9

46.3

66.7

56.9

30

Проф.фед.бюдж,%%ВВП

2.4

2.9

1.4

1.7

4.1

7.5

7.4

5.5

6.5

Движение частного капитала, млрд.долл.

 

-24.8

 

-15.0

 

-8.1

 

-1.9

 

-8.9

 

+0.1

 

+41.9

 

+81.2

 

+20

Цена Urals, долл/барр

27.5

23.0

23.9

27.3

34.4

50.6

61.1

69.3

90


*Показатель промышленного роста  в 2006 году «в порядке уточнения»  повышен Росстатом с 3,9% до 6,3% в  марте 2008 года.

 

Улучшение условий жизни, хотя и  было, как правило, не очень существенным, коснулось большинства россиян. Так, доля населения, испытывающего  нехватку денег на покупку еды (то есть нищих) сократилась с 2002 по 2007 годы почти вдвое — с 21 до 12%, а доля населения, испытывающего нехватку средств на покупку товаров длительного  пользования (то есть бедных) — с 93 до 84%. Доля же россиян с уровнем потребления, характерного для «среднего класса», выросла более чем вдвое — с 7 до 15%7.

В основе этого «процветания» лежит  повышение мировых цен на нефть (недаром их снижение в 2001-2002 годах  «аукнулось» немедленным замедлением  экономического роста) и другое экспортируемое Россией сырье, а также продукцию  первого передела. После 2001 года, когда  позитивный эффект девальвации 1998 года был исчерпан полностью, удорожание экспортного сырья стало главным  фактором роста. За годы 2004-2007 среднегодовая  мировая цена российской нефти выросла  в 4 раза, а доля зависящего от нее  товарного экспорта (нефть, газ и  нефтепродукты) — с 41,1% в 1999 году до 68,8% в I квартале 2008 года.

Официальные оценки, по которым высокие  цены на экспортируемое Россией сырье  обеспечивало в отдельные годы лишь 30-40% роста, занижают нашу зависимость  от внешнего рынка в политических целях. Они ошибочны потому, что учитывают  только прямой эффект от поступления  в страну «нефтедолларов» (то есть их влияние на бюджет и экспортеров), в то время как «нефтедоллары» по технологическим и коммерческим цепочкам расходятся по всей экономике, стимулируя развитие и ее неэкспортных секторов.

Помимо удорожания экспортного  сырья, важным фактором экономического роста стала модернизация российского  бизнеса, в первую очередь среднего. Глубокое обновление систем управления прошли практически все компании и большинство в той или  иной форме и степени обновило используемое оборудование.

Прямой вклад государства в  экономический рост ограничился  инвестициями в ряд конкретных проектов (экспортная инфраструктура), а также  повышением спроса на ряд видов продукции  железнодорожного и, в меньшей степени, энергетического машиностроения, вызванным  реформой железнодорожного транспорта и, в меньшей степени, электроэнергетики.

В ходе этих реформ было экспериментально подтверждено классическое определение  естественной монополии как отрасли, в которой издержки от конкуренции  по технологическим причинам превышают  экономию от нее. В частности, выяснилось, что для перевоза одного и того же груза по одному и тому же маршруту в условиях конкуренции независимых  перевозчиков требуется больше локомотивов  и вагонов, чем в условиях централизованно  управляемой системы. Это, а также  резкий рост спроса на цистерны (в которых  в силу полной загруженности трубопроводов  стали экспортировать растущие объемы нефтепродуктов и сырой нефти) способствовал  столь резкому и продолжительному росту производства железнодорожного машиностроения, что он стал заметным макроэкономическим фактором.

Вклад государства в экономический  рост в основном ограничен политической стабильностью. Широкое обсуждение разрушительных социальных реформ, начавшееся весной 2004года, разрушило ее до апреля 2005 года, когда окончательно схлынул вал стихийных протестов, порожденных монетизацией льгот (за 2,5 месяца в полностью стихийных митингах и пикетах приняло участие 2,25 млн. человек).

Прослеживается тенденция снижения среднегодовой численности постоянного  населения, ежегодно убывающего на 0,6 млн. человек. Естественная убыль населения  России будет замедляться с 5,4 до 5,1 промилле.

Одновременно наблюдается качественное изменение в составе населения, связанное с сокращением прироста населения в трудоспособном возрасте. В трудоспособный вступают относительно малочисленные поколения 1990-х годов  рождения, а выбывает из данной группы - многочисленная популяция послевоенных лет рождения. В 2006 году число людей  трудоспособного возраста уменьшается  на 30 тыс. человек, в 2007 году - на 370 тыс. человек. Вследствие постепенного старения населения России требуются дополнительные финансовые расходы государства  на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному  обеспечению.

Миграционный прирост населения  в страну приобретает устойчивую положительную динамику и в определенной степени стабилизирует численность  населения России. Если в 2004 году сальдо миграционного прироста составило 99 тыс. человек, то в 2007 году ожидаемый  чистый приток мигрантов составил около 158,6 тыс. человек. Таким образом, в  увеличившийся положительный миграционный прирост более чем на 20% компенсировал  абсолютное сокращение численности  населения из-за естественной убыли.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что российская экономика, а в частности ее социально-экономическая структура развиваются достаточно быстрыми темпами, в первую очередь за счет роста цен на энергоресурсы. Благодаря этому повышается уровень жизни населения. И немаловажную роль в этом сыграли различные государственные (федеральные и региональные) социальные программы в рамках индикативного планирования социально-экономического планирования.

 

Заключение.

В условиях кризиса и, тем  более, посткризисного развития страны, усиливается роль государства в  целом, и, в частности, государственного регулирования и управления социально-экономическими процессами. Об этом свидетельствует  и успешный опыт большинства стран  мира, в том числе и таких, как  Республика Корея, Япония, Германия, Франция, скандинавских и других стран. А  прогнозирование и индикативное планирование экономики является важным элементом этого государственного регулирования, поэтому определение  долгосрочных целей является залогом  эффективного развития государства.

Подводя итог, я могу с  уверенностью сказать, что в Российской Федерации наметились тенденции успешного применения прогнозирования и планирования экономики в рамках социально-ориентированной направленности и распределения бюджетных средств.

Резюмируя все вышесказанное, считаю, что выполнила все задачи, обозначенные мною во введении, и достигла поставленной цели в результате исследования.

 

Литература:

1. Дукин В., Петров Ю.  Индикативное планирование. Механизм  координации деятельности государственных  и негосударственных субъектов  управления экономикой. М.: "Экономист", 1999. - № 2.

3. Личко К. П. Прогнозирование и планирование АПК: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

4. Парсаданов Г. А. Прогнозирование  национальной экономики: Учебник  для вузов. – М.: Высшая школа, 2002.

5.  Басовский Л. Е.  Прогнозирование и планирование  в условиях рынка: Уч. пособие.  – М.: ИНФРА-М, 1999.

 

 

1 Петрова С.В. «Государственное планирование и обеспечение реализации планов в условиях рыночной экономики», МГТУ, 2000г.

2 Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления. - М.: "Экономист", 1998. - № 1.

3 Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления. - М.: "Экономист", 1998. - № 1.

4 Парсаданов Г.А. «Прогнозирование национальной экономики». – М.: Высш.шк., 2002г., - 70с.

5 Парсаданов Г.А. «Прогнозирование национальной экономики». – М.: Высш.шк., 2002г., - 78с.

6 Информация с портала www.apn.ru

7 Информация с портала www.apn.ru

 


Информация о работе Индикативное планирование