Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:51, контрольная работа
Целью данной работы является освещение основных аспектов планирования и прогнозирования экономики. Исходя из цели исследования, мною сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику прогнозированию и планированию как функциям государственного управления;
- выделить основные методы прогнозирования и планирования;
- охарактеризовать прогнозирование и планирование экономики в РФ;
- произвести анализ социально-экономического развития страны.
Введение2
1. Государственное планирование и прогнозирование: основные понятия4
1.1. Индикативное планирование4
1.2. Системы государственных прогнозов регионального развития 6
2. Государственное планирование экономики в России8
2.1. Анализ социально-экономического развития РФ в 2000–07 гг……….………………..11
Заключение………………………………………………………………………..……………16
Литература………………………………………………………………………………………17
Содержание:
Введение2
1. Государственное планирование и прогнозирование: основные понятия4
1.1. Индикативное планирование4
1.2. Системы государственных прогнозов регионального развития 6
2. Государственное планирование экономики в России8
2.1. Анализ социально-экономического развития РФ в 2000–07 гг……….………………..11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Актуальность темы исследования. Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия. В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
В современной России прогнозы
развития национальной экономики, основных
народно-хозяйственных
В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах, исходя из этого, тему исследования считаю весьма актуальной.
Степень изученности проблемы. Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX века. Главными методами прогнозирования тогда 6ыли экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).
В начале ХХ века были сделаны
первые попытки выявления
В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты - выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.
В 1944г. К. Ландауэр опубликовал книгу под названием «Теория национального экономического планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала· известна как "Индикативное планирование".
В середине 70-х гг. начинают
создаваться макроэкономические модели,
с помощью которых
Цели и задачи. Целью данной работы является освещение основных аспектов планирования и прогнозирования экономики. Исходя из цели исследования, мною сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику
прогнозированию и
- выделить основные методы
прогнозирования и
- охарактеризовать
- произвести анализ социально-экономического развития страны.
Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.
В постиндустриальную эпоху
прогнозирование, программирование и
индикативное планирование вышли за
рамки предприятий и приобрели
общегосударственное значение. Государственное
регулирование в конце ХХ века
становится неотъемлемой частью рыночного
хозяйства, а различные формы
прогнозирования и
На данном этапе индикативное
планирование является средством реализации
социально-экономической
В системе индикативного
планирования на основе научных прогнозов
и целевых программ разрабатываются
государственные, региональные и корпоративные
планы. Индикативные планы органично
соединяют концепции
Опыт государственного планирования и регулирования развитых стран свидетельствует, что посредством этих механизмов государство корректирует экономические деформации рыночных отношений, обеспечивает социально-экономическую стабильность общества, формирует макропропорции.
Индикативное планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т.е. планирования
отраслей, подотраслей, территориально-
Индикативное планирование представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государственных норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения.
Резюмируя всё выше изложенное,
индикативное планирование можно дифференцировать,
как механизм координации интересов
и деятельности государственных
и негосударственных субъектов
управления экономикой, сочетающей её
госрегулирование с рыночным и нерыночным
её саморегулированием, основанный на
разработке системы показателей
социально-экономического развития и
включающий определённые его общенациональные
приоритеты, целеполагание, прогнозирование,
бюджетирование, программирование, контрактацию
и другие процедуры согласования
решений на макро-, мезо- и микроуровне,
налоговые и иные меры государственной
поддержки хозяйствующих
1.2. Системы государственных прогнозов регионального развития.
Бюджетно-плановое регулирование. Прогноз народнохозяйственного развития разрабатывается не только для использования в бюджетном процессе: на его основе принимаются и другие макроэкономические решения как административного, так и нормативного характера.
Прогнозные ориентиры и степень их реализации играют большую роль также при оценке итогов деятельности органов государственной власти и управления, а значит, принятии кадровых и политических решений. Прогнозы и степень их реализации влияют на оценку инвесторами и кредиторами соответствующих рисков. В частности МБРР, МВФ и другие международные организации, различные рейтинговые агенства при оценке кредитоспособности страны и её предприятий руководствуются не только - кредитно-финансовыми показателями, но учитывают перспективы экономического развития и дееспособность системы госрегулирования, систематическое же невыполнение прогнозов и обещаний создаёт весьма непривлекательный имидж финансовых и монетарных властей, правительства в целом2.
Ещё стоит отметить, что,
во-первых, формирование и использование
бюджетов в условиях кризисного социально-экономического
развития предполагает составления
прогнозов важнейших
Государственное
программирование. Государство играет в финансировании
инвестиционно-инновационной деятельности
двоякую роль. Во-первых, закупая в значительных
объёмах продукцию частных предприятий,
оно увеличивает спрос, а значит, стимулирует
расширение производственных мощностей
в соответствующих отраслях; внезапное
же прекращение закупок может породить
в этих отраслях кризис перепроизводства,
а если капиталовложения ещё не амортизированы
- и банкротство производителей, работающих
для госнужд. Последним поэтому важно
знать объёмы закупок и выделяемых на
эти цели средств на среднесрочный период,
особенно, это видно применительно к производству
технически сложной продукции: военной,
космической и вычислительно-
Во-вторых, государство выступает
в роли непосредственного заказчика,
организатора и координатора при
решении крупных общественно
значимых проблем, например, осуществление
полёта человека в космос или комплексном
освоении какого-либо источника энергии.
Особую роль государство может сыграть
в обеспечении благоприятных
условий для зарубежных инвестиций.
Во многих случаях достижение соответствующей
конечной цели предполагает решение
комплекса задач, взаимосвязанных
по времени, ресурсам и другим ограничениям,
причём, как правило, для целереализации
требуется гораздо больший
Ракурс анализа программно-
В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.
Социально-экономические прогнозы целесообразно разделить на 2 группы: «социальные», «экономические».
«Социальные»:
- прогноз занятости населения;
- прогноз ЖКХ и быта;
- прогноз здравоохранения;
- прогноз образования;
- прогноз культуры и искусства;
«Экономические»:
- прогнозирование
- прогноз совокупного спроса;
- прогноз отраслевой структуры национальной экономики;
- прогноз уровня инфляции.
Все это в совокупности
дает концепцию социально-
Между тем Россия является единственным государством, которое в отличие от развитых стран, начинающих планирование своего социально-экономического развития с определения социально-экономических приоритетов и целеполагания, использует на практике только краткосрочное прогнозирование на основе методов экстраполяции и отдельные элементы нормативного планирования, основывающегося на установках МВФ. В результате этого цели подменяются средствами их достижения, отсутствует обоснованная и четко сформулированная стратегия развития национальной экономики, доминируют краткосрочные коммерческие интересы.