Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:28, доклад
Экономико-математические методы – обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения экономики. Введено академиком В. С. Немчиновым вначале 60-х гг.
ЭММ в действительности имеют общий объект исследования с другими экономическими дисциплинами – экономику (или шире: социально-экономическую систему), но разный предмет науки: т. е. они изучают разные стороны этого объекта, подходят к нему с разных позиций.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения
высшего профессионального образования
Восточно-Сибирский
Кафедра: «Таможенное дело и международное право»
Самостоятельная работа студента
по дисциплине: «Экономика таможенного дела»
на тему: Индексный метод
Выполнила: Кулакова О.С. студентка гр. 599-4
Проверила: Белоусова А.Г
Улан-Удэ, 2012 г.
1. Сущность и содержание экономико-математических методов
Экономико-математические методы – обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных для изучения экономики. Введено академиком В. С. Немчиновым вначале 60-х гг.
ЭММ в действительности имеют общий объект исследования с другими экономическими дисциплинами – экономику (или шире: социально-экономическую систему), но разный предмет науки: т. е. они изучают разные стороны этого объекта, подходят к нему с разных позиций. И главное, при этом используются особые методы исследования, развитые настолько, что сами они становятся отдельными научными дисциплинами особого методологического характера. В отличие от дисциплин, в которых преобладают онтологические аспекты, а методы исследования выступают лишь в большей или меньшей степени как вспомогательные средства, в «методологических» дисциплинах, составляющих значительную часть комплекса ЭММ, методы сами оказываются объектом исследования. Кроме того, действительный синтез экономики и математики еще впереди, потребуется немало времени, пока он осуществится в полной мере.
Общепринятая классификация экономико-математических дисциплин, явившихся сплавом экономики, математики и кибернетики, с известной долей условности выглядит в виде следующей схемы1:
1. Прикладная статистика и эконометрика:
1.1. выборочный метод;
1.2. дисперсионный анализ;
1.3. корреляционный анализ;
1.4. регрессионный анализ;
1.5. многомерный статистический анализ;
1.6. факторный анализ;
1.7. эконометрическое моделирование:
1.8. анализ временных рядов;
1.9. статистическое оценивание параметров;
1.10. статистическая проверка гипотез;
1.11. распознавание образов;
1.12. теория индексов и др.
2. Математическая экономия и эконометрия:
2.1. теория экономического роста (модели макроэкономической динамики);
2.2. теория производственных функций;
2.3. межотраслевые балансы (статические и динамические);
2.4. национальные счета, интегрированные материально-финансовые балансы;
2.5. анализ спроса и потребления;
2.6. региональный и пространственный анализ;
2.7. глобальное моделирование и др.
3. Методы принятия оптимальных решений, включая исследование операций:
3.1. оптимальное (математическое) программирование:
3.2. линейное программирование;
3.3. нелинейное программирование;
3.4. динамическое программирование;
3.5. дискретное (целочисленное) программирование;
3.6. блочное программирование;
3.7. дробно-линейное программирование;
параметрическое программирование;
3.8. сепарабельное программирование;
3.9. стохастическое программирование;
3.10. геометрическое программирование;
3.11. методы ветвей и границ;
3.12. сетевые методы планирования и управления;
3.13. программно-целевые методы планирования и управления;
3.14. теория и методы управления запасами;
3.15. теория массового обслуживания;
3.16. теория игр;
3.17. теория решений;
3.18. теория расписаний.
4. ЭММ и дисциплины, специфичные
для централизованно
4.1. теория оптимального функционирования социалистической экономики (СОФЭ):
4.2. оптимальное планирование:
4.3. народнохозяйственное;
4.4. перспективное и текущее;
4.5. отраслевое и региональное;
4.6. теория оптимального ценообразования;
4.7. модели материально-технического снабжения и др.
5. ЭММ, специфичные для конкурентной экономики:
5.1. модели рынка и свободной конкуренции;
5.2. модели делового цикла;
5.3. модели монополии, дуополии, олигополии;
5.4. модели индикативного планирования;
5.5. модели международных экономических отношений;
5.6. модели теории фирмы.
6. Экономическая кибернетика:
6.1. системный анализ экономики;
6.2. теория экономической информации, включая экономическую семиотику;
теория управляющих систем, включая теорию автоматизированных систем управления.
7. Методы экспериментального
изучения экономических
7.1. математические методы планирования и анализа экономических экспериментов;
7.2. методы машинной имитации и стендового экспериментирования;
«деловые игры».
В ЭММ применяются различные
разделы математики, математической
статистики и математической логики;
большую роль в машинном решении экономико-
2.Индексный метод
Индекс – индексный показатель, величина, получаемая как отношение показателей одинаковой размерности при их сопоставлении (напр., за различные периоды времени, для разных территорий). Поэтому индексы – безразмерные величины2.
Индексы могут быть индивидуальные (или частные), групповые и общие (агрегатные). Индивидуальные индексы – показатели, характеризующие изменения во времени или в пространстве простых экономических явлений, отдельные элементы которых непосредственно соизмеримы (напр., индекс производства зерна в стране). Под общими или собственно экономическими индексами понимаются показатели, характеризующие изменения во времени или в пространстве каких-либо сложных экономических явлений, индивидуальные элементы которых непосредственно не соизмеримы (напр., общий индекс сельскохозяйственного производства). Их получают из частных путем определенной математико-статистической обработки, чаще всего они представляют собой некоторую взвешенную среднюю из индивидуальных индексов, то же относится к групповым индексам.
Индивидуальные (частные) индексы являются исходными данными для индексных расчетов. Для характеристики показателей (напр., сопоставления размера выпуска отдельных товаров в базисном и текущем периодах) вычисляют либо индексы базисные (с постоянной, неизменной по времени базой), либо цепные (с переменной базой, т. е. получаемые путем сопоставления индексируемой величины в каждый данный срок с ее величиной в предшествующий промежуток времени и перемножения полученных индексов). Для индивидуальных индексов оба эти способа дают одинаковые результаты.
Специфика индексного метода проявляется тогда, когда вычисляются отношения сводных показателей, объединяющих однородные индивидуальные индексы. При выведении средней возникает необходимость их взвешивания.
Бывает, что общий или групповой индекс строится не из индивидуальных индексов, а путем предварительного объединения соответствующих данных в базисном и текущем периодах в отдельности. Когда невозможно суммировать показатели непосредственно (напр., количества разнородных товаров, проданных в розничной торговле), то количества умножают на цены, обязательно одинаковые в оба периода времени, а произведения суммируют. Отношение этих сумм принимается за общий индекс (физического объема розничного товарооборота).
В экономико-математических моделях (и вообще в современной экономике) для этих целей используются индекс цен (индекс Ласпейреса, индекс Пааше), физического объема производства, производительности труда, уровня жизни (Индекс стоимости жизни), хозяйственной активности (индекс Доу Джонса). Последние годы широко развивается конструирование разного рода сложных, в какой-то мере искусственных индексов (индекс экономической свободы, индекс экономического развития и т. п.). Они образуются путем умножения или иных операций с частными индексами, характеризующими рассматриваемое явление, причем каждому из последних придается какой-то вес, основанный на экспертных оценках. Скажем, индекс экономического развития страны образуется на основе данных о ее ВВП, продолжительности жизни населения и среднего уровня образования.
В науке (а в последнее время и в публицистике) ведется активное обсуждение достоверности и точности подобных индексов, особенно на макроуровне. Причем диапазон мнений достаточно широк: от беспрекословного их признания до утверждений об их абсолютной непригодности для измерения и анализа агрегатных показателей. Структурные сдвиги в экономике (особенно усилившиеся в эпоху НТР) — по-видимому, главная причина возникающих при этом затруднений.
3.Основные индексы,
Система индексов внешней торговли была утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2006 г. N 1329 «Об утверждении методологии исчисления системы индексов внешней торговли на основе данных таможенной статистики» и предназначена для описания и анализа краткосрочной и долгосрочной динамики показателей внешней торговли: стоимости, цен и физического объема.
Индивидуальные индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Например, изменение объема производства отдельных видов продукции. В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают физического объема продукции, себестоимости, цен, трудоемкости и т.п.
Индивидуальный индекс физического объема продукции показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетный период по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара.
Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько возрос (уменьшился) выпуск продукции.
Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены одного определенного товара в текущий период по сравнению с базисным периодом. Индивидуальные индексы, в сущности, представляют собой относительные показатели динамики или темпы роста, и по данным за несколько периодов времени могут рассчитываться в цепной или базисной формах. Вычисление данных индексов не представляет трудности, так как производится путем деления одной величины на другую.
Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции показывает изменение себестоимости одного определенного вида продукции в текущий период по сравнению с базисным.
Индивидуальный индекс стоимости продукции (товарооборота) отражает, во сколько раз изменилась стоимость какого-либо товара в текущий период по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости товара.
В экономических расчетах чаще всего используются общие индексы. Сводные (сложные) индексы служат для измерения сложного явления, составные части которого непосредственно несоизмеримы. Например, изменения физического объема продукции, включающей разноименные товары, индекса цен акций предприятий региона и т.п. В зависимости от цели исследования и наличия исходных данных используют различные формы построения общих индексов – агрегатную или средневзвешенную.
Агрегатный индекс – сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов. Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и знаменателе (вес) индекса. Индексируемой величиной называется признак, изменение которого изучается. Вес индекса – это величина, служащая для целей сравнения индексируемых величин. К агрегатным индексам относятся наиболее применяемые на практике: индекс физического объема продукции, индекс стоимости (ценности), индекс средних цен.
Индекс стоимости продукции, или товарооборота (Ipq ), представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода (p1q1 ) к стоимости продукции в базисный период (p0q0 ). Данный индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции. Если из значения индекса стоимости вычесть 100%, то разность покажет, на сколько процентов возросла (уменьшилась) стоимость продукции в текущий период по сравнению с базисным. Разность числителя и знаменателя (p1q1 - p0q0 ) показывает, на сколько рублей увеличилась (уменьшилась) стоимость продукции в текущий период по сравнению с базисным.
Для иллюстрации этого и
Таблица 1
Цены и объем реализации трех товаров
Товар |
Сентябрь |
Октябрь |
|||
цена, руб. |
продано, тыс. шт. |
цена, руб. |
продано, тыс. шт. |
||
А Б В |
20 55 44 |
22 12 13 |
17 44 39 |
31 14 13 |
|