Индекс человеческого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:58, реферат

Описание работы

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает композитную оценку человеческого прогресса. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.

Работа содержит 1 файл

Герман.docx

— 25.75 Кб (Скачать)

Следующий фактор усиления кризиса - цены на нефть, которые увеличились  в течение трех лет в 3,5 раза (с 40 дол. в мае 2005 г. до 140 дол. в июле 2008 г.). Цены на азотные удобрения  с 1999 по 2008 г. возросли втрое. Еще один важный фактор - сокращение мировых  запасов зерновых, которые, по данным ООН, уменьшились до самого низкого  уровня за последние 25 лет. Даже в США, крупнейшем экспортере, рост спроса привел к тому, что в феврале 2008 г. запасы зерна оказались наименьшими  за последние 60 лет. Действие всех указанных  дестабилизационных факторов усиливалось  и нагнетанием ситуации с продовольствием  в мире средствами массовой информации.

 

Сдерживает возможность активного  решения проблем на мировом рынке  продовольствия также значительный уровень его монополизации, что  ограничивает возможности доступа  на рынок новых участников. Так, всего  в мире ежегодно продается пищевых  продуктов на сумму около 650 млрд. дол. При этом 5 компаний США продают  продовольствия на 308 млрд. дол. в год, или 47,5%. В этой стране 4 фирмы контролируют производство и продажу 80% блочного мяса, 60% зерна и муки, 50% мяса бройлеров  и свинины. На Францию приходится 10%, Нидерланды - 9,2%, Германию - 7,5%, Великобританию - 6,2% мирового рынка продовольствия. В целом 6 стран контролируют 85% всей мировой торговли сельскохозяйственным сырьем, пищевыми продуктами и кормами.

Обострение продовольственной  проблемы в мире, вероятнее всего, приведет к тому, что большинство  стран будет формировать более  жесткую политику в указанной  сфере, усиливая государственный контроль за национальными продовольственными ресурсами, наращивая продовольственные  резервы и реализацию протекционистских  мер, которые будут ограничивать экспорт продовольствия. На сегодняшний  день такая тенденция становится уже реальностью. В частности, значительно  сокращают экспорт риса Индия, Египет и Вьетнам. То есть очевидно, что  реформы аграрной политики будут  концентрироваться именно вокруг вопросов продовольственной безопасности.

Благоприятная конъюнктура зернового  рынка, возникшая в результате продовольственного кризиса 2007-2008 гг., будет стимулировать  активный экспорт зерновых из Украины. Этот процесс может обрести неконтролируемый характер, в частности, вследствие невозможности  введения экспортных квот на зерновые, что является одним из обязательств Украины после ее вступления в  ВТО. В этих условиях не следует ожидать  увеличения поступления фуражного  зерна для отечественного животноводства, развитие которого еще больше будет  тормозиться вследствие наращивания  импорта дешевого мяса и пищевых  субпродуктов, объем которого только в январе - августе 2008 г. возрос к соответствующему периоду предыдущего года в 5,8 раза. В то же время в Украине продолжает сокращаться поголовье основных видов скота: в частности, численность крупного рогатого скота по состоянию на 1 октября 2008 г. уменьшилась против соответствующей даты предыдущего года на 8,7%, свиней - на 14,4% . Сохранение такой тенденции в ближайший период приведет к полной утрате продовольственной независимости государства по группе мясомолочной продукции.

В целом отсутствие соответствующей  аграрной политики, направленной на нейтрализацию  негативных процессов, активизировавшихся в отечественной агропродовольственной  сфере после вступления Украины  в ВТО и вследствие мирового продовольственного кризиса, может обусловить дальнейшую депрессию аграрного сектора, уничтожение  малого бизнеса на селе и ухудшение  рациона населения. Агропродовольственная  сфера Украины способна эффективно производить все основные пищевые  продукты для полного обеспечения  ими потребностей внутреннего рынка, поэтому импорт соответствующей  продукции не желателен. Чтобы не допустить чрезмерной экспансии  зарубежных производителей на отечественный  рынок, необходимо сформировать и последовательно  реализовать соответствующую аграрную протекционистскую политику. Спектр ее инструментов в рамках ВТО ограничен  и не может противоречить рыночным принципам. В условиях обострения конкуренции  между национальными товаропроизводителями  и продовольственными ТНК наиболее эффективной формой защиты первых является создание пищевых кластеров и  развитие оптовой торговли продовольствием, что к тому же будет способствовать расширению доступа субъектов продовольственного рынка к информации, повышению  степени их интеграции во внутреннюю и мировую экономику.

 

Отрицательные аспекты глобализации продовольственного рынка требуют  разработки национальных защитных механизмов для минимизации их влияния. Во многих развитых странах действуют соответствующие  законы о продовольственной безопасности. В Украине проект закона "О  продовольственной безопасности Украины" разрабатывался дважды - в 2004 и 2005 г. Причем первый вариант проекта выносился  Министерством аграрной политики Украины  на общее обсуждение, а второй, разработанный  во исполнение соответствующего поручения  Кабинета Министров Украины, был  рассмотрен и принят за основу Верховной  Радой Украины. Однако ни один из указанных  законопроектов до настоящего времени  так и не принят.

В то же время интеграция Украины  в мировое и европейское сообщество актуализирует указанную проблему, поскольку только при гарантировании обеспечения населения продовольствием  государство может в любых  условиях проводить независимую  политику. Под продовольственной  безопасностью следует понимать такое эколого-экономическое состояние  страны, при котором все ее граждане обеспечены продовольствием в необходимом  количестве, достаточном ассортименте и соответствующего качества, поддерживающем наивысший уровень их физического  и психического здоровья. При этом существуют определенные ресурсы, потенциал  и механизмы постоянного сохранения такого состояния (преимущественно  собственными силами государства для  всех слоев населения не зависимо от внешних и внутренних факторов и при условии сохранения благоприятного состояния окружающей среды).

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Индекс человеческого развития