Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:03, контрольная работа
В V в. до н.э. греческая цивилизация достигла высшего подъема в своем развитии. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.). Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431—404 до н. э.) между извечными противниками — Афинами и Спартой. Уже в период Пелопоннесской войны мир греческих полисов вступает в состояние кризиса, который продолжает углубляться в течение IV в. до н.э., несмотря на многочисленные попытки его преодоления путем внутренних преобразований и внешнеполитической активности.
1. Идеи «идеального государства» Платона.
1.1. Кризис греческого полиса.
1.2. Государство Платона.
1.3. «Государство».
1.4. «Законы».
1.5. Заключение.
2. Французская классическая школа – физиократизм (Ф.Кенэ, Тюрго).
2.1. Физиократизм.
2.2. Ф.Кенэ.
2.3. А.Тюрго.
3. Тесты.
4. Список литературы.
Главной
отраслью хозяйства Платон считал земледелие,
но одобрительно относился и к ремеслам.
Экономическую основу государства он
видел в натуральном хозяйстве, базирующемся
на эксплуатации рабов. С естественным
разделением труда Платон связывал необходимость
обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая
призвана была обслуживать разделение
труда. Однако в целом к торговле, особенно
крупной, к торговой прибыли Платон относился
весьма отрицательно. По его мнению, торговлей
должны заниматься в основном иностранцы,
рабы. Для свободного грека занятие торговлей
он считал недостойным и даже постыдным.
1.4. «Законы».
Вторым обширным проектом преобразованного государства стал проект, разработанный Платоном в «Законах». В сравнении с государством, изображенным в «Политии», оно менее совершенно, а его автор более снисходителен или более реалистичен, более склонен уступать неизбежным слабостям и недостаткам человеческого рода.
Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.
Во-первых,
Платон отказывается от коллективной
собственности философов и
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге “Государство” рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.
Идеальным
государственным устройством
Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полное подчинение личности государству.
Идеальное государство Платона есть не что иное, как вариант античной аристократической утопии, смоделированной по самым жестким сословно-корпоративным архетипам, отчасти спартанскому, а еще больше египетскому. Принятая для высшего класса корпоративная организация не исключает, однако, у Платона сохранения (при известных ограничениях) более традиционных, естественных форм жизни для остального населения, занятого производительным трудом. Это выдает — при всей идеальности главных установок — реализм Платона в том, что касалось необходимого материального обеспечения его аристократической идиллии. Но могла ли быть устойчивой и жизнеспособной эта комбинация социальной исключительности, с реализуемым в действительности потребительским коммунизмом, для одних и традиционной, ориентированной на производительный труд, индивидуальной жизнедеятельности для остальных?
Признавая
фантастичность своего проекта, он подчеркивал,
однако, его идеальную образцовость и
готов был радоваться любым попыткам хотя
бы частичного его воплощения в жизнь,
будет ли это относиться к совершенству
отдельной личности или государства в
целом, все равно. Ибо это уже означало
бы приближение земного человека и земных
форм государственного устройства к идеальному
прототипу.
2.Французская классическая школа – физиократизм (Ф.Кенэ, Тюрго).
Классическая школа это новый этап в становлении экономической науки. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Участие в разработке классического направления приняли две страны – Англия и Франция. Англия в 17 веке, Франция в 18 веке. Школа физиократов получила широкое распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Она завершила первый этап в развитии классической политической экономии. В определенной мере физиократизм представлял собой реакцию на меркантилистскую политику Кольбера в период царствования Людовика XIV, политику поощрения и развития мануфактур при полном пренебрежении сельским хозяйством.
Название, данное этой школе отнюдь не случайно, т.к. точно отражает суть их экономических воззрений. Слово “физиократы” ведет свое происхождение от двух латинских слов — “физиос” (природа) и “кратос” (власть).
И действительно, источник
Заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Физиократы одними из первых дали анализ капитала. Вместе с тем толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством.
Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.
Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:
- во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
- во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,
-
в-третьих, не должно быть
Признанным
лидером физиократического
Франсуа Кенэ занимая должность королевского придворного врача увлекся философскими проблемами, а позднее полностью посвятил свой талант глубоким исследованиям в области экономики. Его перу принадлежат такие произведения, как «Население» (1756), «Фермеры» (1757), «Зерно» (1757), «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758), «Естественное право» (1765) и др.
В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, в них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции. В качестве предмета изучения политической экономии Ф.Кенэ избрал чрезмерно возвеличенные им же с точки зрения общественного благополучия проблемы сельскохозяйственного производства, являющегося составной частью сферы производства. Причем он явно недооценивает взаимосвязь всех сфер экономики, что обусловлено методологическими принципами, которых этот автор неизменно придерживался в своем творчестве.
Методологическая
платформа экономических
В теоретическом наследии творчества Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит якобы только смена первоначальной формы этого продукта. Торговля также, по мнению ученого, не прибавляет богатства, она служит для обмена ценности на равную ей ценность, приращения ценности при этом не происходит. Торговую прибыль Ф. Кенэ вообще считал внеэкономической категорией и рассматривал как результат обсчета. Рассуждая таким образом, он исходил из предложенной им классовой структуры общества.
Ф.Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу — всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.
Ф.Кенэ и его последователям принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Он, кроме того, смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.
Рассматривая процесс воспроизводства, Ф. Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между капиталом и доходом, отношение между производительным и окончательным потреблением. Все это воплощалось в одной «Экономической таблице». Он показал основные пути реализации общественного продукта, объединив многочисленные акты обмена в массовое движение денег и товаров. И хотя Кенэ исключил из анализа процесс накопления и рассматривал простое воспроизводство, можно с полным основанием сказать, что «Экономическая таблица» предвосхитила современные схемы воспроизводства общественного продукта.
«Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса; чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввел различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.
Значение
«Экономической таблицы» для дальнейшего
развития экономической мысли трудно
переоценить: она явилась основой важнейших
научных изысканий XIX и XX вв., таких, как
теория общего рыночного равновесии, теория
межотраслевого баланса, теория исчисления
национального дохода.
2.3.Анн Робер Жак Тюрго.
Завершил
учение физиократов выдающийся экономист,
видный государственный деятель Франции
Анн Робер Жак Тюрго. Занимая должность
генерального контролера финансов, равнозначную
должности министра финансов, он провел
важные антифеодальные реформы, направленные
на всемерную либерализацию экономики.
Однако предлагаемые им нововведения
встречали жесткое сопротивление со стороны
парламента, поэтому после его отставки
все они были упразднены.
Информация о работе Идеальное государство Платона.Физиократы