Идеальное государство Платона.Физиократы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

В V в. до н.э. греческая цивилизация достигла высшего подъема в своем развитии. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.). Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431—404 до н. э.) между извечными противниками — Афинами и Спартой. Уже в период Пелопоннесской войны мир греческих полисов вступает в состояние кризиса, который продолжает углубляться в течение IV в. до н.э., несмотря на многочисленные попытки его преодоления путем внутренних преобразований и внешнеполитической активности.

Содержание

1. Идеи «идеального государства» Платона.
1.1. Кризис греческого полиса.
1.2. Государство Платона.
1.3. «Государство».
1.4. «Законы».
1.5. Заключение.
2. Французская классическая школа – физиократизм (Ф.Кенэ, Тюрго).
2.1. Физиократизм.
2.2. Ф.Кенэ.
2.3. А.Тюрго.
3. Тесты.
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по ист. эном. уч..docx

— 43.86 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Кафедра экономической теории и национальной экономики 
 
 
 
 

Контрольная  работа по дисциплине: 

                 История экономики и экономических  учений.

                                                         Тема: №5 
       
       
       
       
       
       
       

                                                        Студент:курса заочной формы обучения

           специальность:коммерция (торговое дело)

                                 № студенч. билетаК10з - 244

                                                           Ручина Е.И. 
 
 
 
 

Преподаватель к.э.н., доцент Кузьменко В.М.                                                                       Дата сдачи в деканат19.12.2010 г.  
 

                                                                                                                                                                                                                                       

                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                             Мурманск,2010 г.                

                            Контрольная работа №5.                   

Содержание:

1. Идеи «идеального государства» Платона.

   1.1. Кризис греческого полиса.

   1.2. Государство Платона.

   1.3. «Государство».

   1.4. «Законы».

   1.5. Заключение.

 2. Французская классическая школа – физиократизм (Ф.Кенэ, Тюрго).

   2.1. Физиократизм.

   2.2. Ф.Кенэ.

   2.3. А.Тюрго.

  3. Тесты.

  4. Список  литературы. 

    1.Идеи «идеального государства» Платона.                                            1.1.Кризис греческого полиса.

      В V в. до н.э. греческая цивилизация достигла высшего подъема в своем развитии. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.). Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431—404 до н. э.) между извечными противниками — Афинами и Спартой. Уже в период Пелопоннесской войны мир греческих полисов вступает в состояние кризиса, который продолжает углубляться в течение IV в. до н.э., несмотря на многочисленные попытки его преодоления путем внутренних преобразований и внешнеполитической активности.

      Этот  процесс был прямым следствием развития греческой экономики. Проявлениями кризиса традиционной полисной структуры в первую очередь были изменения в земельных отношениях. С конца V в. до н. э. очень широко распространяются сделки купли-продажи земли, которая в IV в. до н. э. рассматривается уже не как основа жизни гражданина, а как один из источников дохода. Кроме того, в IV в. до н. э. все чаще нарушается исключительное право граждан на владение землей — отличившимся какими-либо заслугами метекам (чужеземцам) предоставляются привилегии, в том числе возможность приобретения земли и дома. Помимо этого с конца V в. до н. э. распространяется аренда частных владений, а поскольку обработка чужой земли считалась позорной для гражданина, арендаторами становятся в основном метеки и вольноотпущенники. Таким образом, негражданское население проникает в сферу земледелия, ранее практически закрытую для него. Ослабление связи граждан с землей сопровождалось падением характерного для древнего грека ощущения слитности со своим полисом.

      Наряду  с этим многие граждане начинают заниматься более прибыльными, чем земледелие, видами деятельности, ранее считавшимися недостойными гражданина: морской торговлей, процентными ссудами, разработкой рудников и т. д.

      Все это, а также бурное развитие ремесла  и торговли, которыми в основном занимались метеки, объективно приводит к усилению роли свободного негражданского населения в экономике, социально-политической жизни полиса, к постепенному разрушению традиционной полисной структуры; главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе.

      В связи с кризисом полиса значительные изменения произошли в сфере  рабовладения. Начиная с Пелопоннесской войны, растет число рабов-греков, что  прежде было практически немыслимо. Кроме того, как более прибыльная, все шире распространяется практика отпуска рабов на оброк. Резко увеличивается число вольноотпущенников — рабов, сумевших скопить деньги и выкупиться на волю. В целом же в IV в. до н. э. классическое рабство продолжает развиваться, численность рабов увеличивается.

      Кризис  греческого полиса в IV в. до н. э. не был связан с экономическим упадком. Напротив, кризисные явления, начиная с перемен в основополагающих для полиса земельных отношениях, тесно связаны с развитием товарно-денежных отношений, стремлением к обогащению, развитием межполисных экономических связей. Именно эти процессы способствовали ослаблению тесной связи между гражданином и его полисом, создавали предпосылки для развития противоречий между частными и государственными интересами, для столкновения различных социальных групп внутри гражданского коллектива.

      Естественно, что эти процессы вызывали серьезную  тревогу среди политических деятелей и мыслителей того времени, понимавших, что на карту поставлена судьба греческого мира.

                                      1.2. Государство Платона.

      Платон (427-347 до Р.Х.) - выдающийся философ Древней  Греции. Он - основатель целого направления  в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории  философии.

      Большое место в философском мировоззрении  Платона занимают его взгляды  на общество и государство. Платон жил в эпоху кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы между аристократией и демократией, между богатыми и бедными, рабами и рабовладельцами, между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Это нашло отражение и в работах Платона.

      Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который  в систематической форме представил свое понимание государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

        Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы", в которых Платон выдвигает свой проект идеального государства, который явился первой социальной утопией в истории общества.                                                                          Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип государства, который у него выражается в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной.                                                                                                                                                          Тимократия - это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но при которой противоположность между богатыми и бедными еще больше обостряется.

      Демократия  возникает как результат восстания  бедняков против богатых, в результате которого богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. За демократией следует тирания, являющаяся результатом вырождения демократии. Согласно Платону, наличие чего-либо в излишней степени приводит к своей противоположности. Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей свободы.                                                        

            Наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государстве, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей «идеи», правящей миром.

                              1.3. «Государство».                                                                                                                                                                                                                                                                                   

      Платон  изложил концепцию «нового», или «идеального», государства, в сочинении «Государство». Коренной порок государства состоит в том, писал Платон, что в нем нет единства, оно раскалывается борьбой за материальные интересы и в результате существует два государства — богачей и бедняков.

         Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. Платон считал, что государство должно состоять из трех сословий — правителей (философов); стражей (воинов); земледельцев, ремесленников и торговцев. Нравственная природа каждого из «сословий» не одинакова. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства.

      Платон  считает, что "многоделание", т.е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. В обществе существует огромное количество разнообразных потребностей, удовлетворение которых даже в отношении одного человека требует приложения многих видов труда. Следовательно, разделение труда связывает людей в общество и позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей отдельного человека.

        В силу своей классовой позиции Платон считал необходимым освободить философов и стражей от производительного труда. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей.

        При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-стражей бросается, в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. Различия между отдельными разрядами класса производящих работников он характеризует по различиям их профессиональных функций. Предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне: и земледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело — воины-стражи и правители-философы. Для них необходимость обособления от групп работников, обслуживающих хозяйство, основывается уже не на их профессиональных особенностях, а на отличии их нравственных качеств от нравственных свойств работников производства. А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже — правителей государства.

Информация о работе Идеальное государство Платона.Физиократы