Хозяйственный учет. Его роль и значение в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учет зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала. Система двойной записи появилась в XIII-XIV веках, и пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии. Самым первым счетным устройством был абак, который представлял собой доску с желобками. Каждый желоб представлял числа, а для арифметических действий использовались камни. В Древнем Риме соединялись две доски, образуя подобие книги (кодекс). Первым начал систематизировать учет францисканский монах Лука Почоли.

Содержание

История развития хозяйственного учета…………………………….…2
Хозяйственный учет и его роль в системе управления…………......2
Виды хозяйственного учета……………………………………………….4
Учетные измерители…………………………………………………….….6
Бухгалтерский учет, понятие, задачи…………………………………….7
Правовая база бухгалтерского учета……………………………….……8
Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету…………..……9
Функции бухгалтерского учета…………………………………………….10
Предмет и объекты бухгалтерского учета………………………………11
Метод и основные элементы метода бухгалтерского учета………...13
Литература…………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Хоз.учет.docx

— 51.15 Кб (Скачать)

 Требования, предъявляемые к бухгалтерскому  учету.

В соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" N° 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года к ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие основные требования:   
− бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут в валюте Российской Федерации - в рублях; 

− имущество, являющееся собственностью организации, учитывают  обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у  данной организации; 

− организация ведет  бухгалтерский учет непрерывно с  момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации  или ликвидации в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации; 

− бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организация ведет путем  двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета; 

− данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; 

− все хозяйственные  операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета без  каких-либо пропусков или изъятий; 

− в бухгалтерском учете  организаций текущие затраты  на производство продукции и вложения во внеоборотные активы учитываются раздельно.  [1]

 

 

Функции бухгалтерского учета.

В системе управления хозяйственной  деятельностью предприятия бухгалтерский  учет выполняет следующие функции: контрольную, информационную, обеспечения  сохранности имущества, обратной связи, аналитическую.

1. Контрольная функция  имеет большое значение в условиях  развития рыночных отношений  и наличия различных форм собственности.  Работники бухгалтерии, аудиторских  фирм, налоговых служб осуществляют  контроль за сохранностью, наличием  и движением имущества предприятий  и организаций, правильностью  и своевременностью расчетов  с государством и другими   субъектами хозяйственных взаимоотношений. 

Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления они схожи  и имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе  к требуемым. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий - во время осуществления операции, последующий (заключительный) - после ее совершения. 

2. Информационная функция.  Это одна из основных функций  бухгалтерского учета, которая  выполняется в системе управления. Бухгалтерская информация широко  используется всеми видами хозяйственного  учета (оперативным, статистическим, бухгалтерским) с целью планирования  и прогнозирования, а также  для определения стратегии и  тактики деятельности организации.  К бухгалтерской информации (для  того чтобы она удовлетворяла  всех пользователей) на всех  этапах предъявляются следующие  требования: оперативность, достоверность,  своевременность, объективность. 

3. Обеспечение сохранности  собственности – значимая в  условиях рыночных отношений  и наличия разных форм собственности  функция. Функция осуществляется  в зависимости от действующей  системы учета и некоторых  определенных предпосылок: 

− совершенствования системы  учета; 

− применения передовых  методов выявления недостач, а  также растрат и хищений; 

− использования мерной тары, измерительных и контрольных  приборов; 

− наличия специализированных оборудованных оргтехникой складских  помещений; 

− использования современных  средств для сбора, обработки и передачи информации. 

4. Функция обратной  связи. Бухгалтерский учет выполняет  функцию обратной связи, необходимой  при управлении: формируется и  передается информация о фактических  параметрах развития объекта  управления.   
Основными компонентами информационной системы обратной связи в данном случае являются: 

− ввод - неупорядоченные  данные; 

− процесс - обработка  данных; 

− вывод - упорядоченная  информация. 

Бухгалтерский учет призван  обеспечивать все уровни  управления предприятия информацией о фактическом  состоянии управляемого объекта, а  также обо всех существенных отклонениях  от заданных параметров. С помощью  бухгалтерской информации, используя  обратную связь, на основании фактических  показателей осуществляется контроль за выполнением запланированных показателей, выявляются недостатки и резервы производства. 

5. Аналитическая функция.  В современных условиях совершенствования  управления и формирования рыночных  отношений аналитическая функция  также важна, поскольку достоверная  и юридически обоснованная бухгалтерская  информация используется для  анализа финансовой и производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и его  подразделений. Реализация этой  функции позволяет проводить  анализ по всем разделам бухгалтерского  учета, в том числе использования  всех видов ресурсов, затрат на  производство и реализацию продукции,  правильности применяемых цен,  что имеет особо важное значение  в условиях действия рыночных  цен, инфляционных процессов.  [1,4]

 

 Предмет и объекты бухгалтерского учета.

Так как бухгалтерский  учет – это система обобщения  и наблюдения за финансово-хозяйственной  деятельностью, отражаемой упорядоченно и непрерывно с помощью специальных  документов с целью получения  данных о работе предприятия и контроля за его деятельностью, то предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия.   
В процессе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств. Здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, которые в учете представлены отдельными хозяйственными операциями. Таким образом, одна часть хозяйственных средств предприятия находится в сфере производства (например, материалы, оборудование), другая – в обращении (готовая продукция, переданная покупателям, денежные средства в кассе, на счету предприятия, в расчетах). Кроме того, часть хозяйственных средств может находиться в непроизводственной сфере. 

Таким образом, объектами  изучения бухгалтерского учета являются средства, их движение в процессе производства, распространения и обращения, а  также источники их образования  и использования. 

Объектами изучения бухгалтерского учета, или составными частями предмета являются: 

− имущество по составу  и размещению (хозяйственные средства) организации; 

− имущество по источникам его формирования (обязательства  организации, его капитал и т. п.); 

− хозяйственные операции, производимые в результате финансово-хозяйственной  деятельности и вызывающие изменения  в имуществе и источниках их образования. 

Имущество организации  по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на две основных группы:  внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).   
Внеоборотные активы (основной капитал) включают в себя: 

-Основные средства (здания, машины, ТС, оборудование, инвентарь). Используются  длительное время, не изменяя  своего внешнего вида, изнашиваются  постепенно, что позволяет их  стоимость включать в себестоимость  продукции, работ, услуг путем  начисления амортизации. 

-Нематериальные активы (право на пользование природными  ресурсами; патенты, изобретения;  иные имущественные права, в  том числе на промышленную  и интеллектуальную собственность,  объекты долгосрочного вложения, имеющие стоимостную оценку, но  не являющиеся вещественными  ценностями). Переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства путем начисления амортизации.

-Капитальные вложения (незавершенные вложения во внеоборотные активы:  затраты на проектно-изыскательские работы, подготовку кадров;  приобретение и строительство зданий, приобретение оборудования, ТС, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования).

-Долгосрочные финансовые  вложения (финансовые вложения на  срок более 1 года: инвестиции  в ценные бумаги; займы, выданные  другим организациям; долевое участие  в уставном капитале других  организаций).

Оборотные активы (оборотный  капитал) включают: 

-Материальные оборотные  средства: производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные  материалы, топливо, малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы, покупные п/ф и комплектующие изделия, тара для упаковки и транспортировки товаров), участвуют только в одном производственном цикле, изменяя свою форму и вид, полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию. Незавершенное производство (продукция (работы), неготовая, неукомплектованная, не прошедшая технической приемки). Готовая продукция, товары и прочие запасы.

-Денежные средства: сумма  наличных денежных средств в  кассе предприятия; свободные  денежные средства на расчетном,  валютном и прочих счетах в  банке; ценные бумаги.

-Краткосрочные финансовые  вложения: вложения на срок менее  1 года (инвестиции в ценные  бумаги, займы под векселя, срочные  депозиты в банке и др.).

-Средства в текущих  расчетах: различные виды дебиторской  задолженности (долги юридических  и физических лиц).

Имущество организации  по источникам образования и целевому назначению подразделяется на две группы:  
− собственные средства (уставный капитал, резервный капитал (ежегодные отчисления от прибыли), добавочный капитал (продажа акций сверх номинальной стоимости), резервы (источники их образования – прибыль и себестоимость продукции), нераспределенная прибыль, целевые фонды);

− заемные средства (обязательства  по расчетам с поставщиками и подрядчиками, с рабочими, разными кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами; банковский кредит; краткосрочные и  долгосрочные займы).  [1]

Метод и основные элементы метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета  – совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные  функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия.   
Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия. Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а также объектов, подвергаемых контролю. Таким образом, непосредственно содержание метода бухгалтерского учета вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.   
Метод бухгалтерского учета включает 4 способа учета хозяйственной деятельности, состоящих из отдельных приемов, которые называются элементами метода бухгалтерского учета:

1. Способ первичного  наблюдения объектов учета (документация,  инвентаризация).

2. Способ стоимостного  измерения объектов учета (оценка, калькуляция). 

3. Способ текущей группировки  данных об объектах учета (система  счетов бухгалтерского учета,  двойная запись, учетные регистры).

4. Способ итогового  обобщения и представления данных (баланс и другая  бухгалтерская  отчетность).

 Документация. 
Документ – это любой материальный носитель, который позволяет доказательно подтвердить факт совершения хозяйственной операции и право на ее совершение. Под хозяйственной операцией, в свою очередь, понимается каждый совершившийся в деятельности организации факт, оформленный документально.  
Документация – письменное свидетельство о совершенной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. 

Документы в учете делятся  на:

− первичные учетные  документы;  
− регистры бухгалтерского учета.

Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском  учете должен быть составлен первичный  документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ – оправдательный документ по совершению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью ответственных за совершенные операции лиц.  Первоочередные требования к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты его работы.   
Первичные (так же как и сводные) учетные документы  могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Первичные документы должны составляться на русском языке средствами, обеспечивающими сохранение записей длительное время, и оформляться на бланках типовых или специально разрабатываемых форм. В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений (при этом ошибочные записи зачеркиваются тонкой чертой с написанием правильного текста и оговаривается исправление). Следует помнить, что в денежных документах никакие исправления не допускаются.   
При поступлении в бухгалтерию первичные документы подлежат обязательной проверке по форме, арифметически, по содержанию. Проверяется полнота и правильность оформления документа и заполнения реквизитов, законность операций, логическая увязка отдельных показателей, а также подсчет сумм. Информация с первичного документа переносится в учетные регистры, о чем делается отметка на самом документе, которая исключает возможность его  повторного использования.  
Все первичные денежные документы подлежат обязательному гашению штампом или надписью "Получено", "Оплачено" с указанием даты.   
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Они классифицируются по внешнему виду (бухгалтерские книги, карточки и свободные листы), по объему содержания операций (синтетические и аналитические), по характеру записей (хронологические, систематические и комбинированные) и по форме (односторонние, двусторонние, многографные, линейные и шахматные).

Информация о работе Хозяйственный учет. Его роль и значение в системе управления