Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:53, доклад
В данной работе с учетом современных требований освещены актуальные вопросы организации хозяйственных связей предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Роль хозяйственных связей в реализации продукции
1.2 Классификация хозяйственных связей
2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Биржевые сделки и поставка товара
2.2 Современные экономико-правовые формы предпринимательства
2.3 Услуги, предоставляемые кредитными организациями
3. ДОГОВОРЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Договора в хозяйственных связях
3.2 Пути повышения эффективности хозяйственных связей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
С точки зрения участия снабженческо-сбытовых организаций в регламентации условий поставки продукции, что находит свое выражение в соответствующих формах хозяйственных связей:
прямых;
опосредованных.
В тех случаях, когда непосредственное взаимодействие между изготовителями (продавцами) и получателями продукции обеспечивает более быстрое и точное согласование их деятельности, целесообразной формой хозяйственных связей являются прямые хозяйственные связи; когда основные условия поставки материальных ресурсов согласовываются непосредственно между продавцом и покупателем.
При прямых связях, ассортиментная программа производства и планы ее реализации у предприятий-изготовителей формируются на основе заказов, получаемых непосредственно от потребителей в пределах общих объемов поставок продукции.
Задача органов снабжения и сбыта у предприятий, для которых экономически целесообразной формой хозяйственных связей являются прямые связи, состоит в определении возможности перевода этих предприятий на такие связи с учетом имеющихся производственных мощностей по производству продукции, рациональности их использования и перспектив их роста, необходимости полного обеспечения данным видом продукции всех заданий, предусмотренных в планах и установлением прямых связей между изготовителями и потребителями.
Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшении величины торговых надбавок, установленных каждым посредником.
Опосредованные хозяйственные связи – это хозяйственные связи, при которых предполагается та или иная степень участия посредника, через которого определяются условия поставки продукции. Трудно переоценить роль посредника в коммерческой деятельности.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями материальных ресурсов немыслимо без участия посредников, и в частности – оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
В условиях рыночного развития функции оптовых посредников, с одной стороны, усложнились, а с другой – персонифицировались. По отношению к клиентам – покупателям, клиентам - поставщикам должны выполнять следующие функции они указаны в «Приложении А».
От того, как оптовые звенья будут выполнять указанные функции в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решения актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров.
Поэтому важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями – изготовителями продукции, так как оптовые предприятия располагают необходимыми размерами складских площадей, могут получать товары от поставщиков – изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой частотой для комплектования широкого ассортимента и регулярного снабжения необходимыми материальными ресурсами предприятий – покупателей.
Таким образом, оптовые посредники занимают важное место в организации хозяйственных связей, так как имеет ряд преимуществ:
поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, крупным потребителям;
разгружает органы сбыта предприятия – производителя;
снижаются затраты, связанные с реализацией продукции у предприятия – производителя;
выполнение операций по подготовке материалов к производственному потреблению на промышленных предприятиях – покупателях материальных ресурсов и другое.
При выборе определенного вида хозяйственных связей предприятия должны руководствоваться совокупностью различных факторов, рассматривая каждый фактор отдельно и во взаимосвязи с другими. В частности такими факторами являются:
объем потребления конкретного вида продукции;
степень применяемости данного вида продукции на предприятии;
устойчивость потребления данного вида продукции на предприятии;
количество и размещение изготовителей данного вида продукции;
зависимость качества продукции от места ее изготовления;
надежность работы изготовителей данного вида продукции, их возможности в быстром реагировании на изменения спроса и требования к режиму поставок, их периодичности;
период, в течение которого сохраняются потребительские свойства данного вида продукции;
наличие и размещение складов – посредников и другое.
В каждом конкретном случае, определяющая роль принадлежит, как правило, двум – трем факторам, но должны учитываться и остальные.
Например, хозяйственные связи между изготовителями и покупателями продукции могут формироваться одновременно как прямые и длительные.
Как правило, прямые длительные связи должны устанавливаться между крупными предприятиями – потребителями с устойчивой структурой и объемами потребления продукции, нуждающимся в специальных условиях материального обеспечения производства, и предприятиями – изготовителями, обладающими производственными возможностями для полного и точного удовлетворения требования таких потребителей, представляющих ведущие отрасли.
Каждое предприятие должно решать вопрос о выборе наиболее рациональной формы поставок – транзитной или складской.
При транзитной форме товародвижения материальные ресурсы поставляются предприятием – производителем непосредственно потребителю, минуя склады и базы посредников.
Использование транзитной формы товародвижения зависит от объема потребления каждого вида материальных ресурсов, и установленной для него транзитной нормы отгрузки. При этом транзитной нормой отгрузки является минимальное допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием-поставщиком в адрес предприятия-потребителя по одному заказу.
Преимущества транзитной формы поставок при закупке материальных ресурсов заключаются в:
ускорении сроков доставки ресурсов потребителям;
снижении издержек обращения.
Однако поставка только транзитом может привести к образованию у предприятия-потребителя излишних запасов материалов, если потребность в них ниже установленных транзитных норм. Экономически неоправданное применение транзитной формы товародвижения при закупке материальных ресурсов приводит к некомплектности потребляемых материалов, к неэффективному использованию материальных ресурсов, повышению сроков нахождения ресурсов в производственных запасах.
Указанные недостатки транзита устраняются при использовании складской формы товародвижения, при которой средства производства поставляются предприятиям-потребителям через базы, склады и магазины торговых, посреднических организаций. Использование складской формы поставок позволяет предприятию-потребителю заказывать необходимые материальные ресурсы в объеме их действительной потребности; способствует снижению производственных запасов, так как завоз их с баз и складов посреднических организаций может осуществляться чаще, чем при транзитной форме товародвижения. Однако, при складской форме поставок предприятие-потребитель несет дополнительные расходы за складскую переработку, хранение, доставку материалов с баз и складов предприятий-посредников.
Установление оптимального соотношения между транзитной и складской формами товародвижения – важная проблема для каждого предприятия.
Наиболее рациональной и эффективной формой поставок является такая, которая обеспечивает непрерывность производственного процесса и при прочих равных условиях, наименьшие товарно-заготовительные расходы, а также минимальный уровень производственных запасов.
Таким образом, от структуры хозяйственных связей во многом зависит степень удовлетворения потребности предприятия в продукции определенного качества и в сроки.
Структура хозяйственных связей непосредственно влияет на рациональное использование материальных ресурсов, и применение в производстве экономичных материалов, на уровень и скорость оборота совокупных запасов продукции. Она во многом определяет затраты на перевозку продукции, ее хранение и другие расходы, относящиеся к издержкам обращения. В конечном счете от системы хозяйственных связей в той или иной мере зависит рентабельность производства. Для организации рациональной системы хозяйственных связей необходимо правильно определить форму поставок (товародвижения), длительность связей и выбор способа товародвижения.
Функцию по вопросу правильного способа товародвижения, которая является важнейшей задачей при определении рациональной структуры хозяйственных связей хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов выполняет служба МТО. В связи с этим, актуальным вопросом является содержание деятельности службы материально-технического обеспечения в процессе установления хозяйственных связей.
2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Биржевые сделки и поставка товара
Важным фактором развития рыночной инфраструктуры стало создание товарных бирж. Организация товарных бирж обеспечивает условия для регулирования цен, облегчает процесс приобретения продукции и установления хозяйственных связей.
Товарные биржи сегодня — это центры деловой активности, размывающие региональные барьеры и способствующие формированию оптового рынка. Создаются они на добровольной основе с использованием долевых вкладов учредителей и членов товарной биржи. На биржах осуществляется купля-продажа товаров, биржи способствуют установлению связей между изготовителями и потребителями. Путем котирования цен биржи выявляют реальные цены на товар, которые являются ориентиром при заключении сделок
Биржевая торговля осуществляется публично и в определенном постоянном месте. Как правило, сделки на бирже заключаются через биржевых посредников.
Установлены обстоятельства, исключающие членство на бирже. Так не могут быть членами товарной биржи следующие лица: служащие товарной биржи-предприятия, учреждения и организации, если их руководители являются служащими этой биржи; органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, имеющие лицензию на проведение банковских операций; страховые, инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные, благотворительные объединения и фонды; физические лица, которые не могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Посетители биржи — физические и юридические лица, не являющиеся членами биржи, допускаются к участию в биржевых торгах за определенную плату. Посетители биржи подразделяются на постоянных и разовых. Постоянные посетители допускаются к участию в биржевых торгах на срок, не превышающий трех лет. Их число на бирже может быть не более 30% от числа членов биржи.
Государственное регулирование и контроль за деятельностью товарных бирж Закон о товарных биржах возлагает на Комиссию по товарным биржам.
Товарная биржа подлежит государственной регистрации с последующим получением лицензии, выдаваемой комиссией по товарным биржам. До выдачи лицензии биржа не может предоставлять услуги по биржевому торгу.
Биржевые сделки. На бирже в отношении котирующегося товара участники биржевой торговли (обычно через биржевых посредников-брокеров) совершают биржевые сделки. Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители. Члены биржи — это физические или юридические лица, внесшие взнос в уставный капитал биржи.
Биржевыми посредниками являются:
брокерские фирмы, зарегистрированные как предприятие;
брокерские конторы, филиалы, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений,- организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
независимые брокеры — физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей (без образования юридического лица).
Как уже отмечалось, биржевые сделки совершаются в отношении биржевого товара. Но поскольку биржевая торговля ведется без предъявления товара (по образцам, стандартам биржи), то биржевым товаром являются товары массового производства, качественно однородные, поддающиеся стандартизации.
Биржевые торги проводятся по группам товаров, как правило, в определенных товарных секциях. Ведут торги служащие биржи, именуемые биржевыми маклерами.
В соответствии с Законом о товарных биржах биржевая сделка представляет зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.
Биржевые сделки отличаются от общего гражданско-правового понятия "сделка" условиями их заключения:
участниками биржевой торговли обычно через биржевых посредников (от имени клиента и за его счет);
от имени клиента и за свой счет;
от своего имени и за счет клиента; от своего имени и за свой счет);
только в отношении биржевого товара;