Характерные черты налоговой системы России и проблемы ее реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:01, реферат

Описание работы

Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
В данном реферате автор хотел бы рассмотреть систему налогообложения Российской Федерации и путь её реформирования.

Содержание

Содержание 2
Введение 2
1.Сущность, виды и функции налогов 3
2. Модели налоговой системы и характерные черты налоговой системы России. 11
3. Основные направления реформирования налоговой системы России. 15
4. Совершенствование механизмов налоговой политики. 18
Заключение 24
Библиографический список. 26

Работа содержит 1 файл

рф.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

      5. Фискальная.

    Изъятие части доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

       Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чувствует  себя  предприниматель:  он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п.  Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская  деятельность  всегда  связана  с риском, но  степень  риска по крайней мере удваивается,  если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы,  бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения.

       Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы   достигается тем,  что в течение  года никакие изменения (за  исключением  устранения  очевидных   ошибок)  не  вносятся; состав  налоговой  системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

       Систему налогообложения можно  считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской  деятельности, если остаются неизменными  основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

         Стабильность налогов означает  относительную  неизменность  в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,  то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы  налогообложения могут  и  должны  меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

       Нормально функционирующая  система  налогов является одним из  средств борьбы с теневой экономикой:  ведь уплата налога с того  или иного  дохода  означает  признание его легальности,  законности, в то время как наличие дохода,  укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством. 

    2. Модели налоговой  системы и характерные черты налоговой системы России.

 

    В мировой практике известны четыре базисные модели налоговых систем, которые  различаются в зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская и смешанная.

    Особенностью  англосаксонской модели является ориентированность  на обложение прямыми налогами, причем основное налоговое бремя несут  налогоплательщики - физические лица. Доля косвенных налогов (НДС, налога с продаж, акцизов) незначительна. Этой модели придерживается большая часть стран, например, Австралия, Италия, Великобритания, Ирландия.

    Характерной чертой евро-континентальной модели является высокая доля отчислений на социальное страхование, которые с известной долей вероятности можно отнести к налоговым платежам. Это объясняется социально ориентированной политикой, проводимой западноевропейскими странами. Например, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование превышают 45%, причем этот показатель практически не менялся с 1988 г. Значительна также доля косвенных налогов (в частности, НДС), поступления которых могут в несколько раз превышать поступления прямых налогов и составлять не менее 22% общих бюджетных поступлений. Схожая картина наблюдается в Нидерландах, Франции, Швеции, Норвегии.

    Инфляционность  экономики предопределяет в большей  степени специфические черты  латиноамериканской модели. Ввиду того что косвенные налоги гораздо  лучше приспособлены к условиям высокой инфляции, чем прямые, налоговые системы многих латиноамериканских стран ориентированы на косвенное налогообложение с целью защиты бюджетных поступлений от инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета в Боливии, Чили и Перу составляет соответственно 42, 46 и 49%1.

    Существование смешанной модели налоговой системы  определяет тот факт, что многие страны, не желая ставить бюджетные  поступления страны в зависимость  от конкретного налога или группы плательщиков, диверсифицировали структуру доходов бюджета. Например, в Италии при значительном удельном весе косвенных налогов высока доля прямых налогов (порядка 36%). По такому же пути пошли Аргентина, Австрия, Испания.

    К сожалению, приходится констатировать, что Россия придерживается латиноамериканской модели налогообложения.

    Характерной чертой налоговой системы Российской Федерации является ориентация при  выборе приоритетов между объектами  налогового изъятия прежде всего  на налогообложение организаций  и в меньшей степени - на налогообложение физических лиц. Доля налога на доходы физических лиц в Российской Федерации в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет 13-15% против 41% в США, 28% в Великобритании, 39% в Японии. Это наследие социалистической экономики, для которой такое положение оправданно. В условиях рыночного хозяйства это анахронизм. Поэтапное ослабление налогового бремени организаций с постепенным его перенесением на граждан является важнейшей задачей проводимой налоговой реформы. Однако не следует забывать, что высокие ставки налога на доходы физических лиц тормозят формирование среднего класса, часть доходов которого - надежный источник пополнения государственной казны в развитых странах. С 1 января 2001 г. в Российской Федерации применяется модулярная система налогообложения, при которой разные категории доходов (заработная плата, проценты от финансовых вложений и др.) облагаются по различным правилам и ставкам. Известно, что при глобальной системе налогообложения совокупный доход налогоплательщика облагается по прогрессивной шкале.

    Принято считать, что глобальный подоходный налог больше соответствует развитой рыночной экономике, в большей степени  отвечает принципам социальной справедливости, если применяется в сочетании  с льготами для малообеспеченных семей, а также правилами, не допускающими двойного налогообложения. Однако основное условие эффективности применения глобального налогообложения заключается в возможности точного определения совокупного дохода налогоплательщиков. В развитых странах это достигается с помощью декларирования налогоплательщиками своих доходов. Точность декларирования обеспечивается за счет потенциально возможного контроля, который на практике достаточно редок, но проводится тщательно, и за счет жестких мер в случае обнаружения каких-либо нарушений закона. Важную роль при этом играет наличие сильного и современного аппарата налоговой администрации и традиционного уважения к ней со стороны налогоплательщиков. Ясно, что в России эти условия не выполняются, поскольку налоговой службе сложно обеспечить точность и своевременность декларирования доходов. Для этого необходимо создание эффективной системы налогового администрирования.

    Налоговая система России отличается неоправданными с позиций создания равной конкуренции  налоговыми льготами. Установление порядка, согласно которому органы местной власти могут предоставлять налоговые льготы только в пределах сумм платежей, зачисляемых в собственные бюджеты, ведет к тому, что налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда - достижению главной цели рыночных преобразований. В настоящее время поставлена задача кардинального пересмотра налоговых льгот, их эффективности и значимости. К примеру, отмена всех льгот по налогу на прибыль организаций в 2001 г. позволила снизить его ставку до 24% (по сравнению с основной ставкой 35%; для банков, страховых и посреднических организаций - 43%; для некоторых других категорий налогоплательщиков - 70%).2

    Сложной проблемой является упорядочение налоговой системы с помощью снижения числа налогов. До 1999 г. в России действовал открытый перечень налогов и сборов, насчитывалось более 200 видов налогов. С введением в действие части первой НК РФ их количество резко сократилось, однако в современной налоговой системе присутствуют не соответствующие рыночным принципам, малоэффективные, дублирующие друг друга налоги. Примером "нерыночного" налога мог служить налог на пользователей автодорог, взимавшийся с выручки от реализации. Этот налог действовал по принципу налога с оборота. Уплаченная сумма налога включалась в цену продукции на каждом этапе производства, поэтому проявлялся так называемый каскадный эффект, когда сумма налога как бы накапливалась с каждой новой ступенью технологической цепочки производства. Очевидно, что преимущество при этом получал производитель технологически простой продукции, что не способствовало нормальному развитию экономики. Полная отмена этого налога произошла в 2003 г., а потери бюджета планируется компенсировать за счет повышения акцизов на горюче-смазочные материалы и введения транспортного налога. Примеры налогов со сходной базой - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за добычу полезных ископаемых. Эти платежи существовали самостоятельно лишь потому, что средства от сбора направлялись на разные цели (соответственно на воспроизводство минерально-сырьевой базы и геологоразведочные работы). С 2002 г. эти два платежа, а также акцизы на нефть были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Сходны по базе и такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Их одновременное существование - специфика России и Канады.

    3. Основные направления реформирования налоговой системы России.

 

    На  современном этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации  и организации бюджетных отношений  особую актуальность получают вопросы  совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов как регионального уровня, так и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем совершенства налогового законодательства Российской Федерации.

    Цель  реформирования налогового законодательства заключается в:

    - увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;

    - повышении  её нейтральности по отношению  к налогоплательщикам;

    - снижении  административных издержек исполнения  налогового законнодательства государственных органов и налогоплательщиков;

    - обеспечении  приоритетности формирования доходов  бюджетов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  за счет собственных доходных  источников;

    - расширении  налоговых полномочий законодательных  субфедеральных органов власти и представительных органов местного самоуправления;

    - закреплении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

    - уточнении  видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации;

    - удовлетворении  потребностей бюджетного законодательства.

    Таким образом, со времени появления налогов  проблема совмещения интересов государства  и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Для российской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Ведь ни для кого ни секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы.

    Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика все, что положено по закону, а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимизирует свои налоговые платежи. Отсюда многочисленные ежегодные поправки в налоговые и бюджетные законы.

Информация о работе Характерные черты налоговой системы России и проблемы ее реформирования