Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:01, реферат
Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
В данном реферате автор хотел бы рассмотреть систему налогообложения Российской Федерации и путь её реформирования.
Содержание 2
Введение 2
1.Сущность, виды и функции налогов 3
2. Модели налоговой системы и характерные черты налоговой системы России. 11
3. Основные направления реформирования налоговой системы России. 15
4. Совершенствование механизмов налоговой политики. 18
Заключение 24
Библиографический список. 26
5. Фискальная.
Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения.
Сочетание стабильности и
Систему налогообложения можно
считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
Нормально функционирующая
В мировой практике известны четыре базисные модели налоговых систем, которые различаются в зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская и смешанная.
Особенностью англосаксонской модели является ориентированность на обложение прямыми налогами, причем основное налоговое бремя несут налогоплательщики - физические лица. Доля косвенных налогов (НДС, налога с продаж, акцизов) незначительна. Этой модели придерживается большая часть стран, например, Австралия, Италия, Великобритания, Ирландия.
Характерной чертой евро-континентальной модели является высокая доля отчислений на социальное страхование, которые с известной долей вероятности можно отнести к налоговым платежам. Это объясняется социально ориентированной политикой, проводимой западноевропейскими странами. Например, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование превышают 45%, причем этот показатель практически не менялся с 1988 г. Значительна также доля косвенных налогов (в частности, НДС), поступления которых могут в несколько раз превышать поступления прямых налогов и составлять не менее 22% общих бюджетных поступлений. Схожая картина наблюдается в Нидерландах, Франции, Швеции, Норвегии.
Инфляционность экономики предопределяет в большей степени специфические черты латиноамериканской модели. Ввиду того что косвенные налоги гораздо лучше приспособлены к условиям высокой инфляции, чем прямые, налоговые системы многих латиноамериканских стран ориентированы на косвенное налогообложение с целью защиты бюджетных поступлений от инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета в Боливии, Чили и Перу составляет соответственно 42, 46 и 49%1.
Существование смешанной модели налоговой системы определяет тот факт, что многие страны, не желая ставить бюджетные поступления страны в зависимость от конкретного налога или группы плательщиков, диверсифицировали структуру доходов бюджета. Например, в Италии при значительном удельном весе косвенных налогов высока доля прямых налогов (порядка 36%). По такому же пути пошли Аргентина, Австрия, Испания.
К сожалению, приходится констатировать, что Россия придерживается латиноамериканской модели налогообложения.
Характерной чертой налоговой системы Российской Федерации является ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия прежде всего на налогообложение организаций и в меньшей степени - на налогообложение физических лиц. Доля налога на доходы физических лиц в Российской Федерации в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет 13-15% против 41% в США, 28% в Великобритании, 39% в Японии. Это наследие социалистической экономики, для которой такое положение оправданно. В условиях рыночного хозяйства это анахронизм. Поэтапное ослабление налогового бремени организаций с постепенным его перенесением на граждан является важнейшей задачей проводимой налоговой реформы. Однако не следует забывать, что высокие ставки налога на доходы физических лиц тормозят формирование среднего класса, часть доходов которого - надежный источник пополнения государственной казны в развитых странах. С 1 января 2001 г. в Российской Федерации применяется модулярная система налогообложения, при которой разные категории доходов (заработная плата, проценты от финансовых вложений и др.) облагаются по различным правилам и ставкам. Известно, что при глобальной системе налогообложения совокупный доход налогоплательщика облагается по прогрессивной шкале.
Принято считать, что глобальный подоходный налог больше соответствует развитой рыночной экономике, в большей степени отвечает принципам социальной справедливости, если применяется в сочетании с льготами для малообеспеченных семей, а также правилами, не допускающими двойного налогообложения. Однако основное условие эффективности применения глобального налогообложения заключается в возможности точного определения совокупного дохода налогоплательщиков. В развитых странах это достигается с помощью декларирования налогоплательщиками своих доходов. Точность декларирования обеспечивается за счет потенциально возможного контроля, который на практике достаточно редок, но проводится тщательно, и за счет жестких мер в случае обнаружения каких-либо нарушений закона. Важную роль при этом играет наличие сильного и современного аппарата налоговой администрации и традиционного уважения к ней со стороны налогоплательщиков. Ясно, что в России эти условия не выполняются, поскольку налоговой службе сложно обеспечить точность и своевременность декларирования доходов. Для этого необходимо создание эффективной системы налогового администрирования.
Налоговая система России отличается неоправданными с позиций создания равной конкуренции налоговыми льготами. Установление порядка, согласно которому органы местной власти могут предоставлять налоговые льготы только в пределах сумм платежей, зачисляемых в собственные бюджеты, ведет к тому, что налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда - достижению главной цели рыночных преобразований. В настоящее время поставлена задача кардинального пересмотра налоговых льгот, их эффективности и значимости. К примеру, отмена всех льгот по налогу на прибыль организаций в 2001 г. позволила снизить его ставку до 24% (по сравнению с основной ставкой 35%; для банков, страховых и посреднических организаций - 43%; для некоторых других категорий налогоплательщиков - 70%).2
Сложной проблемой является упорядочение налоговой системы с помощью снижения числа налогов. До 1999 г. в России действовал открытый перечень налогов и сборов, насчитывалось более 200 видов налогов. С введением в действие части первой НК РФ их количество резко сократилось, однако в современной налоговой системе присутствуют не соответствующие рыночным принципам, малоэффективные, дублирующие друг друга налоги. Примером "нерыночного" налога мог служить налог на пользователей автодорог, взимавшийся с выручки от реализации. Этот налог действовал по принципу налога с оборота. Уплаченная сумма налога включалась в цену продукции на каждом этапе производства, поэтому проявлялся так называемый каскадный эффект, когда сумма налога как бы накапливалась с каждой новой ступенью технологической цепочки производства. Очевидно, что преимущество при этом получал производитель технологически простой продукции, что не способствовало нормальному развитию экономики. Полная отмена этого налога произошла в 2003 г., а потери бюджета планируется компенсировать за счет повышения акцизов на горюче-смазочные материалы и введения транспортного налога. Примеры налогов со сходной базой - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за добычу полезных ископаемых. Эти платежи существовали самостоятельно лишь потому, что средства от сбора направлялись на разные цели (соответственно на воспроизводство минерально-сырьевой базы и геологоразведочные работы). С 2002 г. эти два платежа, а также акцизы на нефть были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Сходны по базе и такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Их одновременное существование - специфика России и Канады.
На
современном этапе
Цель реформирования налогового законодательства заключается в:
- увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;
- повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;
- снижении
административных издержек
- обеспечении
приоритетности формирования
- расширении
налоговых полномочий
- закреплении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
- уточнении видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации;
- удовлетворении
потребностей бюджетного
Таким образом, со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Для российской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Ведь ни для кого ни секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы.
Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика все, что положено по закону, а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимизирует свои налоговые платежи. Отсюда многочисленные ежегодные поправки в налоговые и бюджетные законы.
Информация о работе Характерные черты налоговой системы России и проблемы ее реформирования