Характерные черты налоговой системы России и проблемы ее реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:01, реферат

Описание работы

Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
В данном реферате автор хотел бы рассмотреть систему налогообложения Российской Федерации и путь её реформирования.

Содержание

Содержание 2
Введение 2
1.Сущность, виды и функции налогов 3
2. Модели налоговой системы и характерные черты налоговой системы России. 11
3. Основные направления реформирования налоговой системы России. 15
4. Совершенствование механизмов налоговой политики. 18
Заключение 24
Библиографический список. 26

Работа содержит 1 файл

рф.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономико-математический факультет

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Экономика» 
 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РОССИИ И  ПРОБЛЕМЫ ЕЁ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Студент

Гр. ПМД-41                            _______________________     Судаков В.А. 

Научный руководитель: 
к.э.н., доцент                          _______________________     Сафиуллин А.Р.  
 
 
 
 
 

Ульяновск

2010

Содержание

    Введение

 

    Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства.

    Налоги  представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Таким образом, построение справедливой и  эффективной налоговой системы, обеспечение  ее  ясности, предсказуемости  и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

    В данном реферате автор хотел бы рассмотреть систему налогообложения Российской Федерации и путь её реформирования. 
 
 
 

    1.Сущность, виды и функции  налогов

 

    Прежде  всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

    Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 
 
 

    Виды  налогов

    Налоги  бывают двух видов, прямые и косвенные:

    Прямые     - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. 

    Косвенные - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. 

    Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

    Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

    В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

    Способ  взимания налога, срок и сумма платежа  должны четко определятся для  того, чтобы удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его исчисления  позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами дохода плательщика.

    В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов  или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги бывают трех видов:

    1. Акцизы

    Акцизами  облагаются товары массового производства (алкогольные напитки, соль, сахар, табак, спички и другое), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты).

    1. Фискальные монопольные налоги

    Фискальные  монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством (еще с петровских времен существует монополия на производство спиртных напитков, практически всегда объектом монополии было производство и продажа изделий из мехов и золота).

    1. Таможенные пошлины

    Это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны. Уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. Таможенные пошлины подразделяются на:

  • фискальные таможенные пошлины - для роста бюджетных фондов
  • протекционные - защищают внутренний рынок от проникновения импортных товаров
  • антидемпинговые - защищают внутренний рынок от "бросового" экспорта
  • преференциальные - устанавливаются на какой-либо определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована
 

       Правительствам приходится применять различные по воздействию налоги, так как средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, являются большей жертвой чем те, что изъяты у богатых. При этом это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота платят в бюджет больше. Эти налоги можно условно разделить на три группы:

    Прогрессивный  - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о "предельной" налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост доходов (выражается в процентах). Таким образом реальное налоговое бремя для лиц, получающих более высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке. Следовательно, растущие предельные налоговые ставки сдерживают рост средних. Такова особенность прогрессивного налога.

    Регрессивный   - это такой налог, который возрастает медленнее чем доход. Характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и более низкого процента с высоких доходов.

    Пропорциональный - забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины). 

    Функции налогов.

        В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

        В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?  Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

    1. Экономическая.

    Это функция, которая состоит в воздействии  через налоги на общественное воспроизводство, т.е. процессы в экономике страны, а так же социально-экономические процессы в обществе.

      Налоги в этой функции могут  играть регулирующую, стимулирующую  и распределительную роли. Те  предприятия, которым предоставлены  налоговые льготы, растут и развиваются  быстрее других. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

    2. Регулирующая.

       Рыночная экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика.  Споры по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире,  не  регулируемую государством, невозможно.  Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

    3. Стимулирующая.

      С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует   технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,  реконструкцию, расширение  производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда  других освобождается от налогообложения.

    4. Распределительная,  или, вернее, перераспределительная.

      Посредством  налогов  в   государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

       С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  В  современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно  отражается  на  всем состоянии экономики и жизни населения.

       Перераспределительная функция   налоговой  системы носит ярко  выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая  система  позволяет   придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной части бюджета средств на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

Информация о работе Характерные черты налоговой системы России и проблемы ее реформирования