Характеристика услуг социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить направленность услуг социально-культурной сферы.
Задачи работы:
· Проанализировать природу и особенности услуг;
· Исследовать развитие социально-культурной сферы
· Выявить услуги, оказываемые в социально-культурной сфере.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

Нематериальные  услуги удовлетворяют духовные потребности, например, образование, консультирование, предоставление информации.

Стандартизированные и творческие услуги различаются  по степени их алгоритмизации. Стандартные  виды услуг оказываются по строго установленным правилам. Творческие услуги могут формироваться и  изменяться по индивидуальным требованиям  потребителя. Так, в туристическом  бизнесе могут возникать экзотические виды обслуживания, например турист заказывает экскурсовода, одетого и загримированного под какой-либо исторический персонаж. Личные и интеллектуальные услуги часто подвергаются изменениям и корректировке в процессе их реализации.

Услуги личные и коллективные направлены на разных потребителей. Часть услуг, например репетиторство и врачебная деятельность, имеют полезность только для отдельных  индивидов (хирург не может оперировать  некий коллектив). Другие услуги, наоборот, всегда оказываются целым коллективам  людей: услуги лектора в студенческой аудитории, обеспечение государством общественного порядка, перевозка  общественным транспортом, работа средств  массовой коммуникации.

Производственные  и непроизводственные услуги осуществляются в разных сферах деятельности общества. К производственной сфере можно  отнести, например, транспортировку  грузов и техническое обслуживание оборудования, к непроизводственной – услуги здравоохранения, культуры, туризма, отдыха и т.п.

Коммерческие  и некоммерческие услуги различаются  конечной целью. Первые производятся с  целью получения прибыли и  другой коммерческой выгоды. [5]

Вторые не нацелены на прибыльность. К ним  относятся услуги благотворительных  фондов и организаций, ряд государственных  услуг (оборона страны, поддержание  общественного порядка, забота об образовании  и здоровье своих граждан). По мере повышения уровня жизни населения  возрастает доля услуг коммерческого  характера. Это приводит к дифференциации уровня сервиса в зависимости  от платежеспособного спроса людей.

По форме  организации услуг их можно разделить  на государственные и негосударственные. Главное различие этих видов услуг состоит в том, что государственные услуги в принципе не могут быть оказаны никем, кроме государства. Это услуги по обороне страны, поддержанию общественной безопасности, ведению учета граждан, регистрации средств транспорта, государственной регистрации коммерческих операций (например, сделок с недвижимостью). В обществе существует потребность именно государственного учета рождений, смертей, вступления в брак, отношений собственности и т.п.

Услуги делят  на чистые и смешанные. Чистая услуга является единственным видом деятельности производителя (специализированное производство услуг). Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий акт купли-продажи товара.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.

Идеальная услуга – это абстрактная теоретическая  модель того или иного вида сервисной  деятельности. Она включает правила  обслуживания населения, стандарты  качества, технологию оказания услуги.

Реальная  услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания. [6]

Легитимные  и нелегитимные услуги различаются  по отношению к ним государства  и общества. Легитимные услуги одобряются государством и обществом, нелегитимные – осуждаются и обычно преследуются по закону. Признаются легитимными  услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются  разумными, полезными, одобряемыми. Услуги, удовлетворяющие осуждаемые обществом  потребности (наркотические, преступные, аморальные), относятся к разряду  нелегитимных.

Услуги могут  быть разделены на личностные и безличные. Личностные услуги ценятся, прежде всего, за связь с отличительными особенностями какого-то лица, обладающего исключительными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкантов, ученых, менеджеров.

К безличным обычно относят более простые услуги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалификации.

Услуги можно  делить также на простые и сложные (комплексное обслуживание), добровольные и навязанные и т.п.

Оказание  услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически  любой человек. Простейшие услуги –  помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) и т.д. – не требуют особых знаний и подготовки. Однако, в настоящее время различными организациями предоставляются услуги на высоком профессиональном уровне, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования. Сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой деятельности.

Под услугами принято понимать различные виды деятельности людей, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. [5]

К непроизводственной сфере относят две группы отраслей, производящих услуги: отрасли, услуги которых удовлетворяют общие, коллективные потребности общества (управление, наука и научное обслуживание, кредитование и государственное  страхование, геология и разведка недр и т.п.), и отрасли, услуги которых  удовлетворяют социальные потребности  населения (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, здравоохранение, культурная сфера  и т.п.). Социально-культурная сфера включает в себя вторую группу отраслей непроизводственной сферы, производящих социально-культурные услуги.

Все услуги имеют характеристики:

неосязаемость;

неотделимость;

непостоянство;

недолговечность;

отсутствие  собственности.

Неосязаемость услуг (service intangibility). Одной из основных характеристик услуг является то, что их невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать до того, как они будут приобретены. Неосязаемость услуги означает, что ее нельзя продемонстрировать, то есть до покупки услугу нельзя увидеть, услышать, потрогать. Потребитель может получить подробную информацию о материалах и оборудовании, используемых при лечении зубов, но результат пломбирования или протезирования зубов он сможет оценить лишь только после приобретения данной услуги.

Вследствие  отсутствия осязаемых характеристик  услуги до ее покупки степень неопределенности приобретения увеличивается. Чтобы  ее сократить. Покупатели ищут «сигналы»  качества услуги. Так называемое материальное сопровождение. Свои выводы относительно качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они  могут видеть. [3]

Представим  себе негосударственное медицинское  учреждение – частный стоматологический  центр, желающий донести до потребителей идею о том. Что предоставляет  быстрые и качественные услуги. Для  этого он должен разработать стратегию  позиционирования осязаемой во всех аспектах контакта с клиентами. Физическая обстановка центра должна способствовать быстрому и эффективному обслуживанию: его интерьер должен быть наполнен прямыми, ровными линиями, внутренняя планировка должна быть тщательно продумана, очереди у кабинетов должны либо отсутствовать или быть как можно более короткими. Персонал центра должен быть постоянно занятым и чисто, опрятно одетым. Все оборудование: кресла, шкафчики, кушетки, бор-установки, компьютеры, столы – должно выглядеть современно. Поскольку неосязаемость услуги увеличивает риск неопределенности при ее покупке, потребители больше прислушиваются к оценке услуги другими людьми, нежели к рекламным сообщениям, оплаченным поставщиком услуги. Поэтому поставщик услуги – медицинский центр – должен стимулировать поддержание позитивного общественного мнения.

Неотделимость услуг (service) – услуги сначала продают и лишь затем производят и потребляют, причем это происходит одновременно. Неотделимость услуг означает, что услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной. Рассмотрим в качестве примера спектакль. Услугой в данном случае является выступление труппы артистов. Она не может предоставить услугу без присутствия потребителей (зрителей). Преподаватель не может предоставить услуги, если в аудитории нет студентов.

Качество  конечного продукта-услуги зависит  как от поставщика, так и от покупателя. Способность артистов передать эмоции, переживания, влияет на успех выступления.

Второй характерной  особенностью неотделимости услуг  является присутствие и некоторое  участие в процессе их предоставления других потребителей. Зрители спектакля  присутствуют при процессе потребления  услуги одним человеком. Их поведение  определяет степень удовлетворения услугой отдельных людей. Например, разговаривающие во время спектакля  зрители могут испортить атмосферу  спектакля для других зрителей и  снизить степень их удовлетворения.

Непостоянство качества услуги – (service variability) – качество услуги может очень сильно изменяться, в зависимости от того, кто, когда, где и как ее предоставляет.

Поскольку процесс  производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется  значительный риск непостоянства качества. Как таковое, качество услуги очень  трудно поддается контролю. Например, сфера жилищно-коммунального обслуживания. В одном и том же ЖЭУ электрик может быть вежливым и работать хорошо, в то время как другой, может  быть медлительным, замкнутым. Даже качество услуг, предоставляемых одним работником, варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время обслуживания клиента.

Организации сферы услуг предпринимают различные  меры по контролю качества. Это: тщательный отбор и обучение персонала, повышение  мотивации путем применения стимулов, непосредственно связанных с  качеством услуг; внедрение современного оборудование и новых технологий; введение детально описанных и стандартизированных  рабочих процедур. [1]

Недолговечность услуг (service perishability) – заключается в том, что услуги нельзя хранить с целью последующей продажи или использования.

Например, в  некоторых странах врачи взимают  оплату за пропущенную пациентом  встречу, поскольку ценность услуги имеет место только в определенный момент времени и исчезает при  неявке пациента.

Отсутствие  владения – услуги не являются чьей-либо собственностью. Потребитель услуги часто имен к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Из-за отсутствия владения фирмы, предлагающие услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности  своей марки с помощью одного из методов:

1. Поощрение  потребителей к повторному использованию  услуги;

2. Создание  членских клубов или ассоциаций  с целью усиления чувства собственности.

Вышеперечисленные особенности следует учитывать  при оказании услуг, особенно в социально-культурной сфере, так как именно социально-культурная сфера оказывает непосредственное влияние и воздействие на формирование и развитие отдельного индивидуума и общества в целом.

Оказание  услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически  любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) – не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой  дорогостоящие услуги, требующие  специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.

Сервис –  это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями.

Уже в XX веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой активности. Сейчас более 70% населения, занятого в экономике  промышленно развитых стран, работают в сфере услуг. Закономерности сервисной  деятельности определяют детальный  анализ, без которого ее невозможно организовать на уровне современных  требований.

1.3 Классификация  видов сервиса по сферам его  осуществления

К сфере услуг, или сервисной деятельности, принято  относить ряд крупных секторов экономики: торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования  и управления (хотя деятельность в  трех последних сферах не сводится только к оказанию услуг).

Более подробная  классификация включает в сервисную  деятельность бытовые услуги, услуги грузового и пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные  услуги, услуги физической культуры и  спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные  услуги, правовые.

Информация о работе Характеристика услуг социально-культурной сферы