Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа
В первой части курсовой работы будут рассмотрены такие вопросы как экономико-географическое положение района, оценка природных условий и естественных ресурсов с точки зрения их хозяйственного использования, главные условия и причины сложившегося размещения населения и трудовых ресурсов, отрасли народного хозяйства, получившие развитие в данном регионе, состояния сферы обслуживания.
Таблица 5.
Перевозная
работа Южной железной дороги.
№
п/п |
Номенклатура перевозимых грузов | ||||
Ввоз, % | Вывоз, % | Транзит, % | Местное сообщение, % | ||
14,5 | 18,9 | 55,6 | 11,0 | ||
1. | Каменный уголь | Железная руда | Черные металлы | Сельхозмашины | |
2. | Стройматериалы | Стройматериалы | Химические грузы | Мин. Удобрения | |
3. | Лесные грузы | Сахарная свекла | Машины и промоборудование | Стройматериалы | |
4. | Нефтяные грузы | Хлебные грузы | Железная руда | Хлебные грузы | |
5. | Черные металлы | Мин. Удобрения | Сахар | Сахарная свекла | |
6. | Сахарная свекла | Машины и промоборудование | Сельскохозяйственные
Грузы |
||
7. | Хлебные грузы | Сахар | |||
8. | Химические
грузы |
Мясные грузы | |||
9. | |
Сельхозмашины |
2.3. Структура
и направление основных
Южная железная дорога обеспечивает выход из Донбасса и Приднепровья на север и северо-запад – в сторону Москвы, Брянска и Киева, а также на северо-восток и восток – в сторону Воронежа и Пензы. В связи с этим наиболее важными на Южной железной дороге являются 3 грузонапряженных направления: центральное – Лозовая – Харьков – Белгород, Курск и далее на Орел, Тулу и Москву; западное – Лозовая – Красноград – Полтава – Гребенка и далее на Киев; восточное – Славяногорск – Купянск – Валуйки – и далее на Москву и Воронеж. С центральным направлением пересекаются еще 2 важных диагональных направления дороги, идущих с Донбасса: Брянск – Сватово – Купянск – Харьков – Сумы –Ворожба, и далее через Бахмач на Гомель и Минск; Букино – Харьков – Готня и далее на Львов. Практически, по всем этим направлениям идет из Донбасса транзитный поток черных металлов, стройматериалов, химических грузов, машин и промоборудования. В прошлом Южной железной дорогой совершались существенные перевозки каменного угля (через Харьков, преимущественно на Вильнюс, Ленинград, Москву).
Центральное направление обслуживает также грузовые связи Донбасса с Харьковским промышленным узлом. В Харьков ввозятся каменный уголь, ртуть, химическое сырье, стройматериалы. От Харькова на север направляется поток машин для сельского хозяйства, промышленного оборудования, турбин, запчастей, двигателей, электродвигателей с машиностроительных заводов города.
Тесные
экономические связи существуют
между Харьковом и
Связи
Донбасса с Белоруссией и Северо-
Потоки железной руды следуют из района Курской магнитной аномалии на металлургические заводы Центрально-Черноземного района России, Украины и Урала.
Обслуживая в основном центры обрабатывающей промышленности, Южная железная дорога долгие годы имела пассивный грузооборот : она отправляла в 1,5 раза меньше грузов, чем получала. Быстрый рост добычи железной руды на рудниках и карьерах Курской магнитной аномалии привел к активизации ее грузооборота.
Главное место в грузовой транспортной работе дороги занимает Харьковский узел, в котором сходятся 8 магистральных железнодорожных направлений.
2.4. Другие
виды транспорта и их
В СВ районе наряду с железнодорожным транспортом функционируют и другие виды транспорта.
Одним из них является автомобильный транспорт, занимающий 2 место в грузообороте после железнодорожного и 1 место в пассажирообороте. Автотранспорт характеризуется высокой маневренностью. Он играет большую роль в обеспечении смешанных и местных перевозок на короткие расстояния во всех отраслях народного хозяйства и экономических районах страны. Его преимуществом является высокая скорость движения и возможность перевозок грузов непосредственно на завод, стройку, без промежуточных перегрузочных операций.
Вследствие преимущественно равнинного характера рельефа СВ района автотранспорт развит более-менее равномерно по всей территории. Через территорию района проходят важные автомагистрали: Москва-Харьков-Симферополь, Киев – Харьков - Ростов-на-Дону. Большими автодорожными узлами являются Полтава и Харьков.
Воздушный транспорт – один из самых молодых видов сообщения. Использование авиации дает большой выигрыш времени по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом. При этом выигрыш двойной: за счет большой скорости самолета и от выпрямления трассы полета. Но он является и самым дорогим видом транспорта.
Самолетами доставляются только срочные, скоропортящиеся (фрукты, ранние овощи, свежая рыба) и высокоценные (драгоценные металлы, дорогие меха) грузы. А также доставка почты, газет и их матриц, подкормка минеральными удобрениями сельскохозяйственных культур, поиск полезных ископаемых и т.д.
На территории района аэропорты есть в Полтаве, Харькове, Сумах и совершаются перелеты в Киев, Одессу, Николаев, Симферополь.
Речной
транспорт в структуре
Трубопроводный транспорт играет важную роль в транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также природного газа и химических продуктов. Он занимает 3 место по объемам перемещения грузов. Через территорию района проходят следующие трубопроводы: Шебелинка -Харьков, Шебелинка - Брянск, Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса – Кишенев, Шебелинка – Диканька – Западные районы Украины, и нефтепроводы: Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса – Прилуки – Кременчуг и др.
2.5. Взаимодействие железной дороги с другими видами транспорта.
В Северо-Восточном
регионе в комплексе
По территории района параллельно железной дороге проходит автомобильная магистраль Москва – Харьков – Симферополь – Ялта. Эта магистраль пересекается в Харькове автомагистралью Лубны – Полтава – Харьков. Кроме того, все областные центры связаны железными и автомобильными дорогами. С речным транспортом ЮЖД взаимодействует через порты на Днепре в Кременчуге и Крюкове – осуществляется перевалка угля, руд с речного транспорта на железнодорожный.
Основные
транспортные узлы в районе – Харьков
(8 железнодорожных лучей-
Таблица 6.
Протяженность
транспортной сети Украины и экономического
района.
Вид транспорта |
Протяженность,
тыс. км |
Средняя густота, км/тыс. км2 | |||
Украина |
Район |
Украина | Район | Отклонение
от средней (+;-) | |
Железные
дороги |
22,8 | 3,2 | 37,7 | 38,1 | +0,4 |
Автодороги | 166,8 | 23,1 | 256,3 | 263,1 | +6,8 |
Речные пути | 4,9 | 0,3 | 7,0 | 3,6 | -3,4 |
Трубопроводы | 40,2 | 1,485 | 6,7 | 17,7 | +11 |
Вывод: из вышеприведенной таблицы видно, что в СВ районе средняя густота железных дорог составляет 38,1 км/тыс.км .2 , что несколько превышает среднюю густоту железных дорог по Украине (37,7) – отклонение =0,4 . Это связано с широким развитием промышленности в районе. По автодорогам средняя густота в районе составляет 263,1 км/тыс.км.2 , а по Украине – 256,1 км/тыс.км.2. этому способствовало развитие в районе многоотраслевого сельского хозяйства, продукция которого перевозится преимущественно автомобильным транспортом.
А вот средняя густота речных путей выше по Украине (7,0 км/тыс.км2).
Таблица 7
Крупнейшие станции отправления и прибытия грузов
Станция |
Вид транспорта |
Ввоз | Вывоз | ||
Основные
грузы |
Район | Основные
грузы |
Район | ||
Харьков |
Железно-
дорожный |
Каменный уголь, руда, металлопрокат, ткани, лес, бумага |
Донецко- Приднепровский, Юго-западный |
с/х машины, станки, запчасти, двигатели строй- материалы |
Юго-
Западный, Цент- ральный |
Авто- мобильный Трубопроводный Авиационный |
Продукты питания, рыба, ткани, пряжа, лен Природный газ Скоро- портящиеся
и дорого- стоящие грузы |
Юго-
Западный, Цент- ральный Шебелинка Кавказ, Южный, центральный. |
Машины,
оборудование, кабеля Скоро- портящиеся и дорого- стоящие грузы |
Цент-
ральный, центрально-восточный,
Южный Россия, Центральный. | |
Шебелинка |
Трубопроводный |
Природный газ |
Оренбург |
Природный газ |
Цент- ральный, Донецко- Приднепровский, |
Кремен-
чуг |
трубопроводный речной Ж/Д |
Нефть Каменный уголь,
лес, хим. грузы Металл, двигатели |
Россия Донбасс, центральный Донецко- Приднепровский |
Нефть Строймат., хим.
грузы Вагоны, локомотивы, тепловозы |
центрально-восточный, Южный центрально-восточный,
Южный западный, цетральный |