Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико-географическая характеристика северо-восточного региона Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В первой части курсовой работы будут рассмотрены такие вопросы как экономико-географическое положение района, оценка природных условий и естественных ресурсов с точки зрения их хозяйственного использования, главные условия и причины сложившегося размещения населения и трудовых ресурсов, отрасли народного хозяйства, получившие развитие в данном регионе, состояния сферы обслуживания.

Работа содержит 1 файл

Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Таблица 5.

Перевозная  работа Южной железной дороги. 

п/п

Номенклатура  перевозимых грузов
Ввоз, % Вывоз, % Транзит, % Местное сообщение, %
14,5 18,9 55,6 11,0
1. Каменный  уголь Железная  руда Черные  металлы Сельхозмашины
2. Стройматериалы Стройматериалы Химические  грузы Мин. Удобрения
3. Лесные  грузы Сахарная  свекла Машины  и промоборудование Стройматериалы
4. Нефтяные  грузы Хлебные грузы Железная  руда Хлебные грузы
5. Черные  металлы Мин. Удобрения Сахар Сахарная  свекла
6. Сахарная свекла Машины  и промоборудование Сельскохозяйственные

Грузы

 
7. Хлебные грузы Сахар    
8. Химические

грузы

Мясные  грузы    
9.  
 
Сельхозмашины    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3. Структура  и направление основных грузопотоков.

   Южная железная дорога обеспечивает выход из Донбасса и Приднепровья на север и северо-запад – в сторону Москвы, Брянска и Киева, а также на северо-восток и восток – в сторону Воронежа и Пензы. В связи с этим наиболее важными на Южной железной дороге являются 3 грузонапряженных направления: центральное – Лозовая – Харьков – Белгород, Курск и далее на Орел, Тулу и Москву; западное – Лозовая – Красноград – Полтава – Гребенка и далее на Киев; восточное – Славяногорск – Купянск – Валуйки – и далее на Москву и Воронеж. С центральным направлением пересекаются еще 2 важных диагональных направления дороги, идущих с Донбасса: Брянск – Сватово – Купянск – Харьков – Сумы –Ворожба, и далее через Бахмач на Гомель и Минск; Букино – Харьков – Готня и далее на Львов. Практически, по всем этим направлениям идет из Донбасса транзитный поток черных металлов, стройматериалов, химических грузов, машин и промоборудования. В прошлом Южной железной дорогой совершались существенные перевозки каменного угля (через Харьков, преимущественно на Вильнюс, Ленинград, Москву).

   Центральное направление обслуживает также  грузовые связи Донбасса с Харьковским  промышленным узлом. В Харьков ввозятся каменный уголь, ртуть, химическое сырье, стройматериалы. От  Харькова на север  направляется поток машин для  сельского хозяйства, промышленного оборудования, турбин, запчастей, двигателей, электродвигателей с машиностроительных заводов города.

   Тесные  экономические связи существуют между Харьковом и Приднепровьем. Из Днепропетровской и Запорожской  областей в города СВ района поступают никелевые и марганцевые руды, а также ввозятся железные руды из Криворожского железорудного бассейна и из Белозерского бассейна (Запорожская область), металлопрокат. А вывозятся запчасти, машины. Эти связи обслуживают железнодорожные линии Лозовая – Харьков, Красноград – Харьков и Кременчуг – Полтава – Харьков, по которым также следуют и транзитные грузы из Приднепровья в центральные районы страны.

   Связи Донбасса с Белоруссией и Северо-западом  обеспечивает линия Букино -  Харьков  – Сумы – Ворожба. К транзитному грузопотоку, идущему по этому направлению, в пределах дороги добавляются машины, сахар и сельскохозяйственные  грузы.

   Потоки  железной руды следуют из района Курской  магнитной аномалии на металлургические заводы Центрально-Черноземного района России, Украины и Урала.

   Обслуживая  в основном центры обрабатывающей промышленности, Южная железная дорога долгие годы имела пассивный грузооборот : она  отправляла в 1,5 раза меньше грузов, чем  получала. Быстрый рост добычи железной руды на рудниках и карьерах Курской магнитной аномалии привел к активизации ее грузооборота.

   Главное место в грузовой транспортной работе дороги занимает Харьковский узел, в котором сходятся 8 магистральных  железнодорожных направлений.

   2.4. Другие  виды транспорта и их характеристика.

   В СВ районе наряду с железнодорожным транспортом функционируют и другие виды транспорта.

   Одним из них является  автомобильный  транспорт, занимающий 2 место в грузообороте после железнодорожного  и 1 место  в пассажирообороте. Автотранспорт  характеризуется высокой маневренностью. Он играет большую роль в обеспечении смешанных и местных перевозок на короткие расстояния во всех отраслях народного хозяйства и экономических районах страны. Его преимуществом является высокая скорость движения и возможность перевозок грузов непосредственно на завод, стройку, без промежуточных перегрузочных операций.

   Вследствие  преимущественно равнинного характера  рельефа СВ района автотранспорт  развит более-менее равномерно по всей территории. Через территорию района проходят важные автомагистрали: Москва-Харьков-Симферополь, Киев – Харьков - Ростов-на-Дону. Большими автодорожными узлами являются Полтава и Харьков.

   Воздушный транспорт – один из самых молодых  видов сообщения. Использование  авиации дает большой выигрыш  времени по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом. При этом выигрыш двойной: за счет большой скорости самолета и от  выпрямления трассы полета. Но он является и самым дорогим видом транспорта.

   Самолетами  доставляются только срочные, скоропортящиеся (фрукты, ранние овощи, свежая рыба) и высокоценные (драгоценные металлы, дорогие меха) грузы. А также доставка почты, газет и их матриц, подкормка минеральными удобрениями сельскохозяйственных культур, поиск полезных ископаемых и т.д.

   На  территории района аэропорты есть в Полтаве, Харькове, Сумах и совершаются перелеты в Киев, Одессу, Николаев, Симферополь.

   Речной  транспорт в структуре перевозок  пассажиров занимает вместе с авиационным, последнее место. В основном это  внутригосударственные перевозки  и в небольшом количестве – межгосударственные. Основными видами грузов, которые перевозятся речным транспортом, являются минеральные стройматериалы, руда, каменный уголь, лесные грузы, зерно, нефть, соль. Через Кременчугское водохранилище проходят отправки из Киева в Приднепровье и обратно.

   Трубопроводный  транспорт играет важную роль в транспортировке  нефти и нефтепродуктов, а также  природного газа и химических продуктов. Он занимает 3 место по объемам перемещения  грузов. Через территорию района проходят следующие трубопроводы: Шебелинка  -Харьков, Шебелинка - Брянск, Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса – Кишенев, Шебелинка – Диканька – Западные районы Украины, и нефтепроводы: Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса – Прилуки – Кременчуг и др.

   2.5. Взаимодействие железной дороги с другими видами транспорта.

   В Северо-Восточном  регионе в комплексе взаимодействуют  все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный и воздушный. В структуре грузооборота ввоз значительно превышает вывоз. В район ввозят топливо, металл, строительные материалы, лес, а вывозят продукцию машиностроения, сахар, масло, подсолнечное масло, одежду, обувь, природный газ

   По  территории района параллельно железной дороге проходит автомобильная магистраль Москва – Харьков – Симферополь – Ялта. Эта магистраль пересекается в Харькове автомагистралью Лубны – Полтава – Харьков. Кроме того, все областные центры связаны железными и автомобильными дорогами. С речным транспортом ЮЖД взаимодействует через порты на Днепре в Кременчуге и Крюкове – осуществляется перевалка угля, руд с речного транспорта на железнодорожный.

   Основные  транспортные узлы в районе – Харьков (8 железнодорожных лучей-магистралей), Полтава, Кременчуг, Конотоп, Лозовая. Большое значение имеет соединение разных видов транспорта в узлах: Харьков(железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный), Кременчуг (речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). Следует назвать два больших транспортно-распределительных узла: Кременчуг (крупные нефтеперерабатывающие предприятия) – сырая нефть поставляется нефтепроводами, а переработанный продукт отвозится железнодорожным транспортом; Шебелинка – важные газопроводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 6.

   Протяженность транспортной сети Украины и экономического района. 

     
     
     
       Вид транспорта 
     
       
    Протяженность, тыс. км 
     
    Средняя густота, км/тыс. км2
     
    Украина
     
    Район
    Украина Район Отклонение

    от средней

    (+;-)

       Железные

       дороги

       22,8    3,2    37,7    38,1    +0,4
       Автодороги    166,8    23,1    256,3    263,1    +6,8
       Речные пути    4,9    0,3    7,0    3,6    -3,4
       Трубопроводы    40,2    1,485    6,7    17,7    +11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Вывод: из вышеприведенной таблицы видно, что в СВ районе средняя густота  железных дорог составляет 38,1 км/тыс.км .2 , что несколько превышает среднюю густоту железных дорог по Украине (37,7) – отклонение  =0,4 . Это связано с широким развитием промышленности в районе. По автодорогам средняя густота в районе составляет 263,1 км/тыс.км.2 , а по Украине – 256,1 км/тыс.км.2. этому способствовало развитие в районе многоотраслевого сельского хозяйства, продукция которого перевозится преимущественно автомобильным транспортом.

   А вот  средняя густота речных путей  выше по Украине (7,0 км/тыс.км2).

   Таблица 7

   Крупнейшие  станции отправления и прибытия грузов

                                            

     
    Станция 
       
     
    Вид транспорта 
     
    Ввоз Вывоз
    Основные

    грузы

    Район Основные

    грузы 

    Район 
    Харьков 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
    Железно- дорожный 
     
     
     
     
     
    Каменный

    уголь, руда, металлопрокат,

    ткани, лес, бумага 

     
    Донецко-

    Приднепровский,

    Юго-западный 
     
     

     
    с/х  машины,

    станки, запчасти,

    двигатели строй-

    материалы

    Юго-

    Западный,

    Цент-

    ральный 
     
     

     
    Авто-

    мобильный 
     
     
     

    Трубопроводный 
     

    Авиационный 
     
     

     
    Продукты  питания, рыба, ткани, пряжа, лен 
     
     

    Природный газ 
     

    Скоро- портящиеся и дорого- стоящие грузы 

    Юго-

    Западный,

    Цент-

    ральный 
     
     
     

    Шебелинка 
     
     

    Кавказ, Южный, центральный. 
     

    Машины, оборудование, кабеля 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Скоро- портящиеся и дорого- стоящие грузы

    Цент-

    ральный, центрально-восточный, Южный 
     
     
     
     

    Россия, Центральный. 
     

     
    Шебелинка 
     
     
     
       
     
     
     
    Трубопроводный 
     
     
     
     
    Природный газ 
     
     
     
     
    Оренбург 
     
     
     
     
     
    Природный газ 
     
     
     
     
    Цент-

    ральный, Донецко-

    Приднепровский,

    Кремен- чуг 
     
       
     
     
     
     
     
     
     
    трубопроводный 
     
     
     

    речной 
     
     
     
     

    Ж/Д

     
     
     
     
     
     
     
    Нефть 
     
     
     
     

    Каменный уголь, лес, хим. грузы 
     
     

    Металл, двигатели

     
     
     
     
     
     
     
    Россия 
     
     
     
     

    Донбасс, центральный 
     
     
     

    Донецко-

    Приднепровский

     
     
     
     
     
     
     
    Нефть 
     
     
     
     

    Строймат., хим. грузы 
     
     
     

    Вагоны, локомотивы, тепловозы

     
     
     
     
     
     
     
    центрально-восточный, Южный 

    центрально-восточный, Южный 

    западный, цетральный 
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико-географическая характеристика северо-восточного региона Украины