Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико-географическая характеристика северо-восточного региона Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В первой части курсовой работы будут рассмотрены такие вопросы как экономико-географическое положение района, оценка природных условий и естественных ресурсов с точки зрения их хозяйственного использования, главные условия и причины сложившегося размещения населения и трудовых ресурсов, отрасли народного хозяйства, получившие развитие в данном регионе, состояния сферы обслуживания.

Работа содержит 1 файл

Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

   Харьков – один из наиболее крупных культурных и научных центров Украины. Еще в 1727 г. По образцу Киево-Могилянского коллегиума здесь открылся важный центр образования слободской Украины – Харьковский коллегиум. Сегодня в городе около 20 ВУЗов. В городе 6 профессиональных театров, цирк, филармония, кинотеатры, концертные зоны, музеи.

   В Полтаве  работает 5 ВУЗов, 6 музеев, филармония, кинотеатры.

   Комплекс  здравоохранения включает всю систему  лечебных, лечебно-профилактических и  других медицинских учреждений.

   Наилучшая обеспеченность врачами на 10 тыс. чел. Населения в Харьковской области (51), а в среднем по Украине – 44.

   Комплекс  связи состоит из взаимосвязанных  пунктов и предприятий, линий  и узлов, которые в комплексе  обеспечивают процесс передачи информации. Телефонно-телеграфная связь – основной вид связи между населенными пунктами. Развита также лучше в крупных городах района. Планируется развитие телефонной связи в сельской местности.

   Развито рекреационное обслуживание: 45 санаториев и 11 домов отдыха. Известные курорты – Миргород, Березовская, Рай-Еленовка.

   В сфере  обслуживания занято 12,5% основных непроизводственных фондов Украины. Крупным центром  с развитой непроизводственной сферой является г. Харьков.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  железной дороги района и ее взаимодействие с другими видами транспорта.

   2.1. Железнодорожный  транспорт. Расчет густоты железнодорожной  сети по административно-территориальным  единицам.

   Железнодорожный транспорт является одной из важнейших отраслей экономики, от усиленной деятельности которой в значительной мере зависит эффективное функционирование всего народно-хозяйственного комплекса Украины.

   К основным преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести: надежность, регулярность, универсальность (возможность перевозить грузы как крупногабаритные, так и мелких размеров) ; возможность массовых перевозок грузов и пассажиров, себестоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом меньше, чем другим транспортом, независимость от погодных условий и времени суток. Железные дороги связывают практически все области и регионы Украины между собой и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Они обеспечивают бесперебойную работу предприятий всех отраслей.

   Южная железная дорога обслуживает северо-западную часть Донецко-Приднепровского района, охватывающую территорию Харьковской и Полтавской областей, часть территории Черниговской, Сумской и Луганской областей Украины, а также Белгородской и Курской областей России.

   Экспуатационная длина железной дороги составляет 3800 км. Дорога обслуживает три крупных экономических района: Донецко-Приднепровский и Юго-Западный районы Украины, а также Центрально-Черноземный район России. Более 75% протяженности дороги (2922 км) размещено в пределах Северо-Восточного района, остальная часть – на территории Юго-Западного и Центрально_Черноземного районов.Удельный вес Южной дороги в отправлении грузов составляет 2,7% , а в грузообороте – 2,4% соответствующих общесетевых показателей. Примерно 55% длины дороги электрифицировано, остальная часть – на тепловой тяге.

   В состав дороги, обслуживающей СВ район входят Купянское, Сумское, Харьковское и  Полтавское отделения. Управление дороги в Харькове.Дорога граничит с рядом  железных дорог. Московской (ст.Готня, Курск), Юго-Западной (ст.Бахмач, Ворожба, Нежин, Гребенка), Одесской (Гребенка), Донецкой (ст. Букино, Лозовая,Сватово), Приднепровской (ст.Красноград, Лозовая), Юго-Восточной (ст.Валуйки, Старый Оскол).

   Основные  сортировочные и грузовые станции  дороги: Харьков-Сортировочный, Основа, Полтава-Южная, Купянск-Сортировочный, Кременчуг, Харьков-Балашовский, Сумы-Товарные, и др. Положение дороги на скрещении многих направлений определяет ее значение как важного транзитного звена.  
 
 
 

   Таблица 2.

   Общая характеристика Южной железной дороги.

   1. Расположение  управления железной дорогой: г. Харьков

   2. Расположение  отделений железной дороги: Харьков,  Суммы, Полтава, Купянск.

   3. Магистрали  и линии дороги.

      а) Гребенка – Ромодан – Полтава – Лозовая;

      Гребенка – Ромодан – Полтава  – Люботин – Харьков-Основа  – Купянск;

      Казачья Лопань – Харьков-Сортировочный – Мерефа – Лозовая

      б) Люботин – Ворожба; Полтава – Лозовая; Харьков – Купянск;

   
Характер

дороги

Станции Эксплуатационная  длинна,

км 

Всего В т.ч. электри-

фицированные

Широтные Гребенка-Ромодан-Полтава  Южн.-Люботин-Харьков-Основа-Купянск-Сватово 517 120
Меридиальные Казачья Лопань-Харьков сорт.-Мерефа-Лозовая.

Сумы-Боровая-Богодухов-Люботин.

188 

161

188 

-

Окружные Ромодан-Кременчуг-Полтава

Полтава-Красноград-Мерефа-Харьков

Змиев-Мерефа-Харьков

209

180

45

-

101

45

Двухпутные Мерефа-Лозовая

Змиев-Букино

Сумы-Люботин-Полтава

123

110

277

123

110

-

Однопутные Красноград - Мерефа

Ромны-Ромодан-Кременчуг

Прилуки-Гребенка

76

201

58

76

-

-

Электро-

Фицированные

Казачья Лопань - Харьков

Мерефа –  Змиев

Мерефа –  Лозовая

Мерефа - Красноград

40

22

123

76

40

22

123

76

   Харьков – Полтава – Кременчуг и  др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3.

Роль  и значение Южной железной дороги в работе железнодорожной сети Украины  и СНГ.  

Наименование показателя Величина  показателя
По  дороге по дорогам

Украины

По

дороге

По  сети

СНГ

Эксплуатационная  длина, км 2922 22596 3800 148000
Грузовая  работа железной дороги, % 18,4 100 5,2 100
Отправление 9,4 100 2,7 100
Прибытие 9,1 100 2,6 100
Грузооборот 16,3 100 2,4 100
Пассажирская  робота железной дороги, % 23,4 100 3,4 100
Отправление 23,4 100 3,4 100
Пассажирооборот 17,1 100 4,0 100
Перевозки багажа 9,5 100 2,5 100
Удельный  вес прогрессивных видов тяги в выполнении грузооборота:        
Теплотяга 59,5 63,7 62 48,3
Электротяга 40,5 36,9 38 57,7
Грузонапряженность  дороги или основных ее участков по отношению к среднесетевой, млн. т км /год 27 21,4 27 25-30
Структура грузооборота по дороге и по сети, %        
Каменный  уголь 11,9 15,4 11,9 15,4
Кокс 1,6 0,9 1,6 0,9
Нефтяные  грузы 12,1 14,9 11,7 14,4
Рудные  грузы 7,7 7,2 7,7 7,2
Черные  металлы и лом 11,8 9,2 11,8 9,2
Лесные  грузы 5,1 8,8 5,1 8,8
Минерально-строительные материалы 18,8 13,6 18,8 13,6
Минеральные удобрения 2,8 3,5 2,8 3,5
Хлебные грузы 3,9 3,9 3,9 3,9
Прочие  грузы 24,3 22,6 24,7 23,1
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4.

Расчет  густоты железнодорожной сети по району, обслуживаемому Южной железной дорогой.  

Наименование  админисративно-

территориальных

единиц (областей)

Территория, тыс. км2 Эксплуатационная  длина железной дороги в целом  и в т.ч. по отделениям, км Густота железнодорожных линий на 1000 км2
Харьковское отделение

Харьковская область  – 3/5 части

31,4*3/5=18,84 636 33,8
Купянское отделение

Харьковская область  – 2/5 части

31,4*2/5=12,6 728 57,9
Сумское отделение

Сумская область

23,8 471 19,8
Полтавское  отделение

Полтавская область 

28,8 1037 37,7
Всего по району, обслуживаемому дорогой  84 2922 34,8
По  Украине в целом 603,7 22596 37,4
По  СНГ 22402,2 148000 6,5
 
 

   Вывод: из вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что густота ж/д линий на 1000 км2 по району, обслуживаемому Южной железной дорогой относительно высокая и составляет 34,8 , что не намного уступает густоте ж/д линий в целом по Украине и намного выше, чем по СНГ (6,5).Это связано преимущественно с равнинным рельефом района , а также с развитием крупных промышленных центров Харькова, Кременчуга, Лозовой , Полтавы и др.

   2.2. Характеристика  перевозочной работы дороги.

   Южная железная дорога выполняет значительные размеры пассажирских перевозок. Ее удельный вес в пассажирообороте  сети составляет более 4,3% . Наиболее крупный транзитный пассажиропоток идет по линии Курск-Харьков-Лозовая в направлениях южных курортов страны и обратно. Наиболее крупным отправителем пассажиров в дальнем следовании является Харьковский железнодорожный узел. Значительны также пригородные пассажирские перевозки по дороге.

   Грузооборот дороги составляет 2,4% сетевого. Через  дорогу проходят связи Центра, Севера, Северо-Запада и Белоруссии с Донбассом, Крымом и Кавказом, а также Донбасса с западными районами Украины. Это и определило преобладание транзитных перевозок при незначительных перевозках в местном сообщении .Удельный вес транзитных перевозок – 55,6%, ввоза – 14,5% , вывоза – 18,9% , местного сообщения – 11% .

   В 1990г. дорога принимала около 60% всего  грузового потока идущего с Донецкой железной дороги, и столько же подавала порожняка. Большой объем перевозок  приходится на сельхозпродукцию, в  т.ч. хлебные маршруты, сотни тысяч  вагонов свеклы и др., а также  на минерально-строительные грузы, черные металлы, химические грузы. Одним из важнейших звеньев в работе дороги является организация железнодорожных перевозок, связанных с обслуживанием крупных промышленных предприятий Украины и России, в т.ч. Курской магнитной аномалии, Сумского промышленного объединения, Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.

   В транзитных перевозках преобладают : черные металлы, стройматериалы, химические грузы, машины и промышленное оборудование, лесные и нефтяные грузы. Каменный уголь в настоящее время здесь следует в ограниченных размерах, т.к. он перевозится сейчас в основном по территории Украины. Также к транзитным грузам относятся сахар, хлебные грузы.

   Главные грузы ввоза: каменный уголь, стройматериалы, нефтепродукты, черные металлы, сахарная свекла и хлебные грузы, лесные грузы. Среди отправляемых грузов по ЮЖД   1место занимает железная руда, затем следуют стройматериалы (строительный камень и цемент), нефтепродукты, сахарная свекла и хлебные грузы, перевозимые как правило , в пределах дороги, а также машины, металлоизделия и сахар, отправляемые преимущественно  за ее пределы. В перевозках местного сообщения  преобладают : минеральные стройматериалы, машины, сахарная свекла, минеральные удобрения, мясные продукты и хлебные грузы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико-географическая характеристика северо-восточного региона Украины