Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа
В первой части курсовой работы будут рассмотрены такие вопросы как экономико-географическое положение района, оценка природных условий и естественных ресурсов с точки зрения их хозяйственного использования, главные условия и причины сложившегося размещения населения и трудовых ресурсов, отрасли народного хозяйства, получившие развитие в данном регионе, состояния сферы обслуживания.
Харьков – один из наиболее крупных культурных и научных центров Украины. Еще в 1727 г. По образцу Киево-Могилянского коллегиума здесь открылся важный центр образования слободской Украины – Харьковский коллегиум. Сегодня в городе около 20 ВУЗов. В городе 6 профессиональных театров, цирк, филармония, кинотеатры, концертные зоны, музеи.
В Полтаве работает 5 ВУЗов, 6 музеев, филармония, кинотеатры.
Комплекс здравоохранения включает всю систему лечебных, лечебно-профилактических и других медицинских учреждений.
Наилучшая обеспеченность врачами на 10 тыс. чел. Населения в Харьковской области (51), а в среднем по Украине – 44.
Комплекс связи состоит из взаимосвязанных пунктов и предприятий, линий и узлов, которые в комплексе обеспечивают процесс передачи информации. Телефонно-телеграфная связь – основной вид связи между населенными пунктами. Развита также лучше в крупных городах района. Планируется развитие телефонной связи в сельской местности.
Развито рекреационное обслуживание: 45 санаториев и 11 домов отдыха. Известные курорты – Миргород, Березовская, Рай-Еленовка.
В сфере
обслуживания занято 12,5% основных непроизводственных
фондов Украины. Крупным центром
с развитой непроизводственной сферой
является г. Харьков.
2.1. Железнодорожный
транспорт. Расчет густоты
Железнодорожный транспорт является одной из важнейших отраслей экономики, от усиленной деятельности которой в значительной мере зависит эффективное функционирование всего народно-хозяйственного комплекса Украины.
К основным преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести: надежность, регулярность, универсальность (возможность перевозить грузы как крупногабаритные, так и мелких размеров) ; возможность массовых перевозок грузов и пассажиров, себестоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом меньше, чем другим транспортом, независимость от погодных условий и времени суток. Железные дороги связывают практически все области и регионы Украины между собой и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Они обеспечивают бесперебойную работу предприятий всех отраслей.
Южная железная дорога обслуживает северо-западную часть Донецко-Приднепровского района, охватывающую территорию Харьковской и Полтавской областей, часть территории Черниговской, Сумской и Луганской областей Украины, а также Белгородской и Курской областей России.
Экспуатационная длина железной дороги составляет 3800 км. Дорога обслуживает три крупных экономических района: Донецко-Приднепровский и Юго-Западный районы Украины, а также Центрально-Черноземный район России. Более 75% протяженности дороги (2922 км) размещено в пределах Северо-Восточного района, остальная часть – на территории Юго-Западного и Центрально_Черноземного районов.Удельный вес Южной дороги в отправлении грузов составляет 2,7% , а в грузообороте – 2,4% соответствующих общесетевых показателей. Примерно 55% длины дороги электрифицировано, остальная часть – на тепловой тяге.
В состав дороги, обслуживающей СВ район входят Купянское, Сумское, Харьковское и Полтавское отделения. Управление дороги в Харькове.Дорога граничит с рядом железных дорог. Московской (ст.Готня, Курск), Юго-Западной (ст.Бахмач, Ворожба, Нежин, Гребенка), Одесской (Гребенка), Донецкой (ст. Букино, Лозовая,Сватово), Приднепровской (ст.Красноград, Лозовая), Юго-Восточной (ст.Валуйки, Старый Оскол).
Основные
сортировочные и грузовые станции
дороги: Харьков-Сортировочный, Основа,
Полтава-Южная, Купянск-Сортировочный,
Кременчуг, Харьков-Балашовский, Сумы-Товарные,
и др. Положение дороги на скрещении многих
направлений определяет ее значение как
важного транзитного звена.
Таблица 2.
Общая характеристика Южной железной дороги.
1. Расположение управления железной дорогой: г. Харьков
2. Расположение отделений железной дороги: Харьков, Суммы, Полтава, Купянск.
3. Магистрали и линии дороги.
а) Гребенка – Ромодан – Полтава – Лозовая;
Гребенка – Ромодан – Полтава – Люботин – Харьков-Основа – Купянск;
Казачья Лопань – Харьков-Сортировочный – Мерефа – Лозовая
б) Люботин – Ворожба; Полтава – Лозовая; Харьков – Купянск;
Характер
дороги |
Станции | Эксплуатационная
длинна,
км | |
Всего | В т.ч.
электри-
фицированные | ||
Широтные | Гребенка-Ромодан-Полтава
Южн.-Люботин-Харьков-Основа- |
517 | 120 |
Меридиальные | Казачья
Лопань-Харьков сорт.-Мерефа- Сумы-Боровая-Богодухов- |
188 161 |
188 - |
Окружные | Ромодан-Кременчуг-Полтава
Полтава-Красноград-Мерефа- Змиев-Мерефа-Харьков |
209
180 45 |
-
101 45 |
Двухпутные | Мерефа-Лозовая
Змиев-Букино Сумы-Люботин-Полтава |
123
110 277 |
123
110 - |
Однопутные | Красноград
- Мерефа
Ромны-Ромодан-Кременчуг Прилуки-Гребенка |
76
201 58 |
76
- - |
Электро-
Фицированные |
Казачья
Лопань - Харьков
Мерефа – Змиев Мерефа – Лозовая Мерефа - Красноград |
40
22 123 76 |
40
22 123 76 |
Харьков
– Полтава – Кременчуг и
др.
Таблица 3.
Роль
и значение Южной железной дороги
в работе железнодорожной сети Украины
и СНГ.
Наименование показателя | Величина показателя | |||
По дороге | по дорогам
Украины |
По
дороге |
По
сети
СНГ | |
Эксплуатационная длина, км | 2922 | 22596 | 3800 | 148000 |
Грузовая работа железной дороги, % | 18,4 | 100 | 5,2 | 100 |
Отправление | 9,4 | 100 | 2,7 | 100 |
Прибытие | 9,1 | 100 | 2,6 | 100 |
Грузооборот | 16,3 | 100 | 2,4 | 100 |
Пассажирская робота железной дороги, % | 23,4 | 100 | 3,4 | 100 |
Отправление | 23,4 | 100 | 3,4 | 100 |
Пассажирооборот | 17,1 | 100 | 4,0 | 100 |
Перевозки багажа | 9,5 | 100 | 2,5 | 100 |
Удельный вес прогрессивных видов тяги в выполнении грузооборота: | ||||
Теплотяга | 59,5 | 63,7 | 62 | 48,3 |
Электротяга | 40,5 | 36,9 | 38 | 57,7 |
Грузонапряженность дороги или основных ее участков по отношению к среднесетевой, млн. т км /год | 27 | 21,4 | 27 | 25-30 |
Структура грузооборота по дороге и по сети, % | ||||
Каменный уголь | 11,9 | 15,4 | 11,9 | 15,4 |
Кокс | 1,6 | 0,9 | 1,6 | 0,9 |
Нефтяные грузы | 12,1 | 14,9 | 11,7 | 14,4 |
Рудные грузы | 7,7 | 7,2 | 7,7 | 7,2 |
Черные металлы и лом | 11,8 | 9,2 | 11,8 | 9,2 |
Лесные грузы | 5,1 | 8,8 | 5,1 | 8,8 |
Минерально-строительные материалы | 18,8 | 13,6 | 18,8 | 13,6 |
Минеральные удобрения | 2,8 | 3,5 | 2,8 | 3,5 |
Хлебные грузы | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 |
Прочие грузы | 24,3 | 22,6 | 24,7 | 23,1 |
Таблица 4.
Расчет
густоты железнодорожной сети по
району, обслуживаемому Южной железной
дорогой.
Наименование
админисративно-
территориальных единиц (областей) |
Территория, тыс. км2 | Эксплуатационная длина железной дороги в целом и в т.ч. по отделениям, км | Густота железнодорожных линий на 1000 км2 |
Харьковское отделение
Харьковская область – 3/5 части |
31,4*3/5=18,84 | 636 | 33,8 |
Купянское
отделение
Харьковская область – 2/5 части |
31,4*2/5=12,6 | 728 | 57,9 |
Сумское
отделение
Сумская область |
23,8 | 471 | 19,8 |
Полтавское
отделение
Полтавская область |
28,8 | 1037 | 37,7 |
Всего по району, обслуживаемому дорогой | 84 | 2922 | 34,8 |
По Украине в целом | 603,7 | 22596 | 37,4 |
По СНГ | 22402,2 | 148000 | 6,5 |
Вывод: из вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что густота ж/д линий на 1000 км2 по району, обслуживаемому Южной железной дорогой относительно высокая и составляет 34,8 , что не намного уступает густоте ж/д линий в целом по Украине и намного выше, чем по СНГ (6,5).Это связано преимущественно с равнинным рельефом района , а также с развитием крупных промышленных центров Харькова, Кременчуга, Лозовой , Полтавы и др.
2.2. Характеристика перевозочной работы дороги.
Южная железная дорога выполняет значительные размеры пассажирских перевозок. Ее удельный вес в пассажирообороте сети составляет более 4,3% . Наиболее крупный транзитный пассажиропоток идет по линии Курск-Харьков-Лозовая в направлениях южных курортов страны и обратно. Наиболее крупным отправителем пассажиров в дальнем следовании является Харьковский железнодорожный узел. Значительны также пригородные пассажирские перевозки по дороге.
Грузооборот дороги составляет 2,4% сетевого. Через дорогу проходят связи Центра, Севера, Северо-Запада и Белоруссии с Донбассом, Крымом и Кавказом, а также Донбасса с западными районами Украины. Это и определило преобладание транзитных перевозок при незначительных перевозках в местном сообщении .Удельный вес транзитных перевозок – 55,6%, ввоза – 14,5% , вывоза – 18,9% , местного сообщения – 11% .
В 1990г. дорога принимала около 60% всего грузового потока идущего с Донецкой железной дороги, и столько же подавала порожняка. Большой объем перевозок приходится на сельхозпродукцию, в т.ч. хлебные маршруты, сотни тысяч вагонов свеклы и др., а также на минерально-строительные грузы, черные металлы, химические грузы. Одним из важнейших звеньев в работе дороги является организация железнодорожных перевозок, связанных с обслуживанием крупных промышленных предприятий Украины и России, в т.ч. Курской магнитной аномалии, Сумского промышленного объединения, Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.
В транзитных перевозках преобладают : черные металлы, стройматериалы, химические грузы, машины и промышленное оборудование, лесные и нефтяные грузы. Каменный уголь в настоящее время здесь следует в ограниченных размерах, т.к. он перевозится сейчас в основном по территории Украины. Также к транзитным грузам относятся сахар, хлебные грузы.
Главные
грузы ввоза: каменный уголь, стройматериалы,
нефтепродукты, черные металлы, сахарная
свекла и хлебные грузы, лесные грузы.
Среди отправляемых грузов по ЮЖД
1место занимает железная руда, затем следуют
стройматериалы (строительный камень
и цемент), нефтепродукты, сахарная свекла
и хлебные грузы, перевозимые как правило
, в пределах дороги, а также машины, металлоизделия
и сахар, отправляемые преимущественно
за ее пределы. В перевозках местного сообщения
преобладают : минеральные стройматериалы,
машины, сахарная свекла, минеральные
удобрения, мясные продукты и хлебные
грузы.