Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:43, реферат
В условиях становления и развития постиндустриального, информационного общества, в котором основная роль отводится человеку, его знаниям и инновациям, сфера услуг становится приоритетной в обеспечении качественного динамичного экономического роста как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. Несмотря на то, что услуги традиционно рассматривались как “третичный сектор” экономики, на современном этапе они занимают более 2/3 мирового ВВП. В общем объеме международной торговли услуги достигли 20 процентов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………3
ГЛАВА 1 Характеристика основных показателеЙ динамики платных услуг населению в период 2001- 2011 гг……………………………………………………………………………5
1.1 Общие показатели платных услуг населению……………………………...5
1.2 Бытовые услуги………………………………………………………………11
1.3 Услуги связи…………………………………………………………………13
1.4 Туристические и экскурсионные услуги………………………………...…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..18
Говоря о структуре платных услуг, привожу данные об объеме этих услуг в расчете на душу населения в таблице 1.6.
Таблица 1.6 – Общий объем платных услуг населению в расчете на душу населения (в фактически действовавших ценах; тысяч рублей)
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Платные услуги населению в том числе: |
63,4 |
701,2 |
864,9 |
1 044,7 |
1 323,2 |
1 496,1 |
1 653,3 |
2 271,6 |
бытовые |
10,9 |
86,8 |
106,2 |
136,8 |
175,4 |
208,9 |
230,1 |
360,1 |
транспортные |
17,8 |
115,7 |
136,6 |
164,6 |
201,7 |
202,9 |
219,9 |
321,9 |
связи |
8,0 |
151,9 |
198,7 |
235,1 |
280,5 |
315,5 |
364,9 |
468,7 |
жилищно-коммунальные |
9,0 |
196,1 |
230,4 |
268,0 |
326,3 |
394,0 |
412,5 |
507,1 |
культуры |
1,3 |
9,0 |
10,7 |
13,7 |
17,3 |
20,9 |
25,7 |
38,2 |
туристические и экскурсионные |
0,8 |
3,8 |
13,1 |
19,2 |
34,7 |
39,2 |
50,0 |
61,4 |
гостиниц и аналогичных |
1,4 |
9,0 |
11,8 |
13,8 |
19,7 |
22,9 |
13,8 |
19,1 |
физической культуры и спорта |
0,3 |
4,0 |
5,3 |
7,2 |
10,8 |
13,4 |
17,3 |
25,4 |
медицинские |
1,4 |
14,6 |
18,9 |
26,6 |
36,7 |
45,6 |
53,0 |
87,8 |
санаторно-оздоровительные |
4,8 |
27,5 |
25,6 |
34,1 |
44,3 |
28,1 |
21,6 |
32,6 |
образования |
5,4 |
59,7 |
73,6 |
82,8 |
108,8 |
121,9 |
147,6 |
188,9 |
прочие |
2,3 |
23,1 |
34,0 |
42,8 |
67,0 |
82,8 |
96,9 |
160,4 |
При помощи данных таблиц 1.5 и 1.6 проанализирую показатели некоторых отраслей сферы платных услуг населению в последующих параграфах данной работы.
1.2 Бытовые услуги
Для начала хотелось бы сказать, что бытовое обслуживание населения представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением личных потребностей человека, а также изготовлению вещей и объектов по индивидуальным заказам. К сфере бытового обслуживания населения не относятся услуги, находящиеся в ведении других специализированных отраслей обслуживания населения, таких, как образование, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, пассажирский транспорт, связь.
Ниже представлена динамика объема бытовых услуг в Республике Беларусь (таблица 1.7)
Таблица 1.7 – Объем бытовых услуг населению по видам (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем бытовых услуг – всего
в том числе: |
839,1 |
1020,3 |
1307,7 |
1671,4 |
1985,7 |
ремонт и пошив обуви |
34,7 |
33,7 |
36,7 |
45,7 |
50,7 |
ремонт и пошив одежды |
42,9 |
45,9 |
50,9 |
48,0 |
64,2 |
ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,9 |
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлических изделий |
39,5 |
44,2 |
49,4 |
61,1 |
76,9 |
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин, оборудования |
185,6 |
263,8 |
379,4 |
499,6 |
525,6 |
изготовление и ремонт мебели |
42,5 |
43,1 |
58,9 |
77,3 |
94,1 |
химическая чистка и крашение |
10,2 |
11,8 |
12,2 |
15,2 |
17,3 |
услуги прачечных |
34,9 |
39,8 |
47,6 |
4,0 |
4,2 |
ремонт и строительство жилья и других построек |
144,1 |
184,4 |
241,2 |
368,6 |
515,2 |
услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий |
28,2 |
30,9 |
34,8 |
39,4 |
34,9 |
услуги бань и душевых |
16,3 |
19,6 |
23,6 |
28,8 |
34,8 |
услуги парикмахерских |
105,0 |
114,4 |
140,1 |
182,5 |
218,2 |
услуги организаций по прокату |
14,2 |
16,8 |
19,9 |
24,7 |
22,8 |
ритуальные услуги |
72,0 |
89,2 |
104,4 |
147,5 |
176,2 |
прочие виды |
66,4 |
80,2 |
106,1 |
126,5 |
147,7 |
В общем можно говорить о стабильном развитии отрасли бытовых услуг. На протяжении 2005-2009 гг. наблюдается незначительный, но все же рост объема таких услуг, как ремонт и пошив обуви и одежды, услуг фотоателье и фотолабораторй, услуг химчисток. Но хотелось бы отметить скачок в росте объема технического обслуживания и ремонта транспортных средств и оборудования (в 2005 году этот показатель составил 185,6 млрд. руб., а в 2009 – 525,6 млрд.руб.), что, на мой взгляд, связано с усиленным развитием транспортной инфраструктуры; ремонта и строительства жилья и других построек (в 2005 году – 144,1 млрд.руб., а в 2009 – 515,2 млрд.руб.). Мне кажется, что это говорит о высоком спросе на данные виды услуг, следовательно, и о повышении благосостояния населения. Интенсивный рост услуг парикмахерских (в 2005 году – 105, 0 млрд.руб, в 2009 – 218,2 млрд.руб.) свидетельствует о потоянной востребовательности труда парикмахера. Также невозможно не заметить значительное сокращение объема услуг прачечных (этот уровень упал с 34,9 до 4,2 млрд.руб. за 4 года), что скорее всего связано с тем, что население вполне может самостоятельно удовлетворить данную потребность (ведь теперь у каждого есть дома стиральная машина!) .
О развитии этой отрасли также говорит и увеличение общего объема предоставляемых услуг на душу населения: с 2000 года 2011 этот показатель вырос с 10,9 до 360,1 тысяч рублей.
1.3 Услуги связи
Динамику услуг связи можно проследить с помощью данных таблицы 1.8.
Таблица 1.8 – Основные показатели связи общего пользования (на конец года)
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Число телефонных аппаратов, подключенных к сети электросвязи общего пользования, тысяч штук |
3071,9 |
3283,1 |
3503,0 |
3718,2 |
4121,7 |
4245,3 |
4203,0 |
Обеспеченность населения
квартирными телефонными |
246 |
270 |
294 |
311 |
349 |
362 |
372 |
Количество абонентов
сотовой подвижной |
139,8 |
1106,4 |
4098,0 |
6959,8 |
9686,3 |
10332,9 |
10694,9 |
Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в расчете на 1000 человек населения, единиц |
14 |
113 |
426 |
729 |
1020 |
1090 |
1130 |
Количество абонентов и пользователей сети Интернет, тысяч |
… |
… |
… |
2795,1 |
4436,8 |
5432,2 |
6804,9 |
Количество абонентов и пользователей сети Интернет на 1000 человек населения, единиц |
… |
… |
… |
293 |
467 |
573 |
719 |
Таблица 1.9 – Доходы организаций от услуг связи общего пользования, оказанных населению (в фактически действовавших ценах, миллиардах рублей)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Связь – всего в том числе: |
1477,5 |
1935,9 |
2270,8 |
2542,2 |
2928,8 |
почтовая |
64,4 |
75,9 |
86,0 |
94,4 |
107,3 |
телеграфная |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
междугородная и международная телефонная |
276,7 |
297,3 |
307,2 |
301,2 |
295,7 |
местная телефонная на городских и сельских телефонных сетях |
179,5 |
201,6 |
217,8 |
241,5 |
251,4 |
телевидение и радиовещание |
64,3 |
84,1 |
107,5 |
137,7 |
167,6 |
радиосвязь и сотовая подвижная электросвязь |
843,6 |
1209,8 |
1453,5 |
1595,9 |
1820,5 |
проводное вещание |
9,2 |
10,5 |
12,6 |
13,8 |
14,3 |
прочие |
38,5 |
55,4 |
85,2 |
156,7 |
271,3 |
Исходя из данных таблиц 1.6, 1.8 и 1.9 можно сделать следующие выводы:
1.4 Туристические и экскурсионные услуги
Туризм – это сфера человеческой деятельсности, связанная с путешествиями людей, выполняет ряд функций политического, экономического, культурного характера, которые проявляются как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества в целом. Если бы в древние времена существовало понятие «туризм», люди, наверное, назвали бы его «восьмым чудом света». И не безосновательно, ведь мало ли в мире столь многогранных явлений, как туризм.
Он возник в древние времена, с первыми путешествиями , и одновременно это молодая отрасль человеческой деятельности, а такое понятие, как «индустрия туризма», возникло уже в послевоенные годы, во второй половине 20 века.
Туризм – это явление массовое, потому что уже сейчас по своим странам и за их пределами странствуют около 3 млрд. человек.
Для Беларуси туризм – это новая, еще развивающаяся отрасль, но тем не менее можно говорить о тенденции увеличения ее доли в общем объеме платных услуг, ведь по данным таблицы 1.5 удельный вес данного рода услуг увеличился с 1% до 2,7% в период времени с 2001 по 2011 год.
Таблица 1.10 – Основные показатели работы организаций, осуществляющих туристическую деятельность (на конец года)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Число организаций – всего,
в том числе занимались: |
402 |
434 |
463 |
577 |
720 |
туроператорской деятельностью |
69 |
54 |
55 |
68 |
82 |
турагентской деятельностью |
93 |
87 |
79 |
104 |
145 |
туроператорской и турагентской деятельностью |
240 |
293 |
329 |
405 |
493 |
Численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, человек |
90811 |
89524 |
105410 |
91587 |
95463 |
Численность туристов Республики Беларусь, выезжавших за рубеж, человек |
572398 |
525430 |
516796 |
380349 |
316322 |
Численность туристов, направленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь, человек |
49584 |
55217 |
49050 |
58650 |
51049 |
Стоимость зарубежных туров, оплаченных гражданами Республики Беларусь, млн. руб. |
71822,5 |
164555,0 |
251587,0 |
388782,1 |
408314,3 |
Стоимость туров, оплаченных иностранными туристами, млн. руб. |
13674,5 |
13726,0 |
25721,2 |
47007,2 |
60743,2 |