Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:43, реферат
В условиях становления и развития постиндустриального, информационного общества, в котором основная роль отводится человеку, его знаниям и инновациям, сфера услуг становится приоритетной в обеспечении качественного динамичного экономического роста как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. Несмотря на то, что услуги традиционно рассматривались как “третичный сектор” экономики, на современном этапе они занимают более 2/3 мирового ВВП. В общем объеме международной торговли услуги достигли 20 процентов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………3
ГЛАВА 1 Характеристика основных показателеЙ динамики платных услуг населению в период 2001- 2011 гг……………………………………………………………………………5
1.1 Общие показатели платных услуг населению……………………………...5
1.2 Бытовые услуги………………………………………………………………11
1.3 Услуги связи…………………………………………………………………13
1.4 Туристические и экскурсионные услуги………………………………...…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..18
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………
ГЛАВА 1 Характеристика
основных показателеЙ динамики платных
услуг населению в период 2001- 2011 гг…………………………………………………………………………
1.1 Общие показатели платных услуг населению……………………………...5
1.2 Бытовые услуги………………………………………………………………
1.3 Услуги связи………………………………………………
1.4 Туристические и экскурсионные услуги………………………………...…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диаграммы, отражающие динамику основных показателей сферы платных услуг населению……………………………..….19
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления и развития постиндустриального, информационного общества, в котором основная роль отводится человеку, его знаниям и инновациям, сфера услуг становится приоритетной в обеспечении качественного динамичного экономического роста как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. Несмотря на то, что услуги традиционно рассматривались как “третичный сектор” экономики, на современном этапе они занимают более 2/3 мирового ВВП. В общем объеме международной торговли услуги достигли 20 процентов. После научнотехнической революции, которая привела к значительному расширению запросов населения и появлению новых потребностей, возросший спрос способствовал формированию устойчивого предложения услуг и поддерживал динамичное развитие компаний и стран, ставших мировыми лидерами в сфере услуг. Среди наиболее успешных компаний, демонстрирующих ежегодный рост на мировом рынке услуг, можно выделить McDonald’s и Servicemaster (США), Saatchi & Saatchi и Hawley Group (Великобритания), Adia (Швейцария), International Service System (Дания) и другие. Многие страны стали специализироваться в целых отраслях мировой сферы услуг и добились видимых результатов. Например, Швейцария преуспела в банковской деятельности, торговле, консалтинге, логистике, Великобритания — в страховании, проведении аукционов, различных видах консалтинга, Сингапур — в авиатранспорте, Соединенные Штаты — в рекламной деятельности и гостиничном бизнесе.
Стоит отметить, что услуги обладают особенностями, которые позволяют отличать их от товара. Во-первых, услуги неотделимы от своего источника, так как при их реализации необходимо присутствие производителя. Во-вторых, услуги неосязаемы и выступают в нематериальной форме. В-третьих, производство услуг неразрывно связано с их потреблением. В-четвертых, качество услуг подвержено изменчивости и не может сохраниться в длительном периоде.
Сферу услуг можно разделить на традиционные и нетрадиционные отрасли. К традиционным видам услуг относятся торговля, транспорт, питание, связь, финансовые услуги, образование, здравоохранение и прочие. Нетрадиционные виды появляются с развитием экономики и возникновением новых потребностей. К ним можно отнести туризм, новые финансовые, консалтинговые и иные услуги. Данная классификация основана на принципе потребления услуг. При этом важно заметить, что на современном этапе в структуре личного потребления происходят значительные сдвиги в сторону большего удовлетворения дополнительных, нетрадиционных, потребностей при пропорциональном снижении доли расходов на удовлетворение первичных, традиционных, потребностей. При понижении жизненного уровня или при стабильно низком жизненном уровне населения доля расходов на удовлетворение традиционных, первичных, потребностей относительно велика. С ростом доходов возникают новые потребности, в частности подталкиваемые модой и рекламой. В результате население расходует больше средств на то, что ранее или не приобреталось, или приобреталось в ограниченном количестве.
Но как же обстоят дела в Республике Беларусь с данной сферой? В своей работе я постараюсь проанализировать динамику платных услуг населению, проследить закономерности развития этой отрасли и сделать определенные выводы.
ГЛАВА 1 Характеристика основных показателей динамики платных услуг населению в период 2001- 2011 гг
1.1 Общие показатели платных услуг населению
Республика Беларусь, выбрав в качестве стратегии модель социально-экономического устойчивого инновационного развития, ориентируется в долгосрочной перспективе на значительное повышение доли сферы услуг в ВВП (таблица 1.1). Программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы предусматривает рост удельного веса сферы услуг в ВВП страны в 2015 году до 47%. Но тем не менее, можно заметить явную тенденцию роста этого показателя: в 2000 году он составил 38.6%, к 2005 году он увеличился на 2.2%. Также налицо заметный скачок в сторону увеличения в 2009 году и в сторону уменьшения в 2010 году.
Таблица 1.1 – Доля сферы услуг в ВВП Республики Беларусь (в процентах к итогу)
Год |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доля сферы услуг в ВВП |
38.6 |
40.8 |
42.1 |
41.9 |
39.6 |
43.2 |
40.9 |
42.4 |
Недовыполнение установленного параметра (46-48%) обусловлено тем, что темпы роста добавленной стоимости в промышленности и строительстве, занимающих наибольший удельный вес в ВВП, в 2010 году сохранялись высокими и составили соответственно 111,0% и 115,3%. А рост добавленной стоимости в целом по сфере услуг составил только 107,3%, в том числе в торговле – 112,3%, а в образовании – 99,5% (таблица 1.2). Таким образом, несмотря на то, что в целом сфера услуг развивалась достаточно динамично, опережающие темпы роста добавленной стоимости в сфере производства товаров способствовали увеличению ее доли в ВВП, что соответственно привело к снижению доли сферы услуг.
Таблица 1.2 – Индексы производства валового внутреннего продукта
(в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,7 |
105,3 |
Сфера производства в том числе по видам экономической деятельности: |
111,0 |
112,4 |
108,4 |
114,2 |
100,3 |
110,3 |
107,2 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйства |
102,4 |
105,9 |
104,7 |
108,7 |
100,2 |
102,4 |
106,6 |
рыболовство, рыбоводство |
111,1 |
111,8 |
118,6 |
97,8 |
111,0 |
101,5 |
100,8 |
промышленность |
111,8 |
111,5 |
106,7 |
113,2 |
97,2 |
111,0 |
108,3 |
строительство |
118,8 |
125,3 |
119,4 |
124,1 |
111,3 |
115,3 |
104,9 |
Сфера услуг
в том числе по видам экономической деятельности: |
108,2 |
108,5 |
106,2 |
106,9 |
102,9 |
107,3 |
108,6 |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
115,1 |
117,3 |
108,0 |
116,2 |
97,8 |
112,3 |
118,6 |
гостиницы и рестораны |
112,3 |
114,8 |
110,0 |
108,8 |
97,6 |
111,8 |
98,5 |
транспорт и связь |
104,5 |
107,5 |
106,9 |
107,4 |
97,2 |
109,6 |
108,2 |
финансовая деятельность |
105,9 |
110,6 |
122,3 |
119,2 |
130,7 |
107,1 |
121,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителями |
116,2 |
113,9 |
110,5 |
104,7 |
112,8 |
103,5 |
98,8 |
государственное управление |
101,2 |
98,1 |
99,7 |
100,0 |
102,6 |
101,6 |
99,5 |
образование |
104,6 |
101,0 |
98,7 |
92,1 |
99,3 |
99,5 |
99,9 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
102,8 |
101,8 |
96,1 |
100,1 |
101,2 |
102,6 |
102,5 |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
104,4 |
105,0 |
103,0 |
103,0 |
98,2 |
111,7 |
102,9 |
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (-) |
109,2 |
121,6 |
144,7 |
131,7 |
158,6 |
111,2 |
133,2 |
Налоги на продукты |
111,3 |
109,3 |
117,5 |
116,2 |
100,1 |
97,1 |
99,6 |
Субсидии на продукты (-) |
122,4 |
114,4 |
111,7 |
128,1 |
103,0 |
86,0 |
115,4 |
Занятость в сфере услуг также возрастает, что напрямую связано с увеличением доли сферы услуг в ВВП страны. Но, к сожалению,задание комплексной программы по данному показателю не было обеспечено (57-58%). Но тем не менее, в соответствии с «Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015гг », объем населения, занятого в данной сфере предположительно составит 58%. Отследить динамику занятости в сфере услуг можно при помощи таблицы 1.3.
Таблица 1.3 – Удельный вес численности занятых в сфере услуг в общей численности занятых в Республике Беларусь (в процентах к итогу)
Год |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Удельный вес численности занятых в сфере услуг |
49.0 |
52.1 |
53,1 |
53,3 |
53.5 |
53,8 |
55,3 |
55.5 |
К платным услугам населению в Беларуси относят 13 основных отраслей, такие как транспортные, жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, бытовое обслуживание, образование, медицина и прочее. С каждым годом объем предоставляемых услуг растет, что можно увидеть в таблице 1.4
Таблица 1.4 – Объем платных услуг населению
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Платные услуги населению в фактически действовавших ценах, млрд. руб.
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
1367,3 |
2495,7 |
4048,7 |
5212,4 |
6776,2 |
8307,2 |
9988,2 |
12607,6 |
14223,4 |
15690,8 |
21 519,7 |
109,0 |
108,7 |
111,2 |
112,9 |
115,3 |
111,2 |
111,5 |
113,9 |
102,8 |
111,5 |
105,7 | |
В том числе бытовые услуги в фактически действовавших ценах, млрд. руб.
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
208,4
|
348,0
|
445,2
|
597,2
|
839,1
|
1020,3
|
1307,7
|
1671,4
|
1985,7
|
2184,1
|
3 411,7
|
114,0 |
122,6 |
113,6 |
116,3 |
130,0 |
121,2 |
121,9 |
125,8 |
116,4 |
121,7 |
111,7 |
Стоит обратить внимание на
структуру платных услуг
Таблица 1.5 – Структура платных услуг населению (в процентах к итогу)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Платные услуги населению
в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
бытовые |
15,2 |
14,0 |
11,0 |
11,5 |
12,4 |
12,3 |
13,1 |
13,3 |
14,0 |
13,9 |
15,9 |
транспортные |
24,4 |
21,2 |
20,1 |
18,1 |
16,5 |
15,8 |
15,8 |
15,2 |
13,6 |
13,3 |
14,2 |
связи |
13,2 |
14,8 |
16,4 |
19,5 |
21,7 |
23,0 |
22,5 |
21,2 |
21,1 |
22,1 |
20,6 |
жилищно-коммунальные |
18,4 |
24,0 |
31,0 |
30,9 |
28,0 |
26,6 |
25,7 |
24,7 |
26,3 |
24,9 |
22,3 |
культуры |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
туристические и экскурсионные |
1,0 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
1,5 |
1,8 |
2,6 |
2,6 |
3,0 |
2,7 |
гостиниц и аналогичных |
1,9 |
1,5 |
1,3 |
2,2 |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,5 |
1,5 |
0,8 |
0,8 |
физической культуры и спорта |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
медицинские |
2,3 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,9 |
санаторно-оздоровительные |
7,4 |
5,4 |
4,3 |
4,3 |
3,9 |
3,0 |
3,3 |
3,3 |
1,9 |
1,3 |
1,4 |
образования |
9,0 |
8,6 |
7,1 |
7,0 |
8,5 |
8,5 |
7,9 |
8,2 |
8,1 |
8,9 |
8,3 |
правового характера |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
банков |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
1,0 |
1,6 |
1,9 |
2,4 |
2,7 |
3,4 |
4,2 |
прочие |
4,3 |
4,6 |
4,1 |
1,4 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
2,4 |
2,6 |
2,3 |
2,6 |