ГРЭ – особая форма управления социально-экономическими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;
проанализировать современные задачи государственного регулирования;
изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;
рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;
раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы методологии и методы регулирования экономики………………....5
1.1 Научные основы государственного регулирования экономики…………...5
2. Государтвенное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики.....................................................................................9
2.1 Экономика как объект общественного регулирования.................................9
2.2 Современные задачи государственного регулирования..............................13
3. Государственный механизм регулирования экономических процессов…..16
3.1 Общие функции и методы государственного регулирования экономики.16
3.2 Последствия государственного регулирования экономики........................24
3.3 Пути повышения эффективности государственного влияния…………....26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы.......................................................................35

Работа содержит 1 файл

К.Р по ГРЭ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Важным  направлением государственного регулирования  является денежное обращение. В данном направлении правительством своими действиями снижает темпы инфляции, снижает дефицит госбюджета.

     Цены  в условиях смешанной экономики  тоже могут быть объектом государственного регулирования. Обычно считается, что  в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные монопольные цены на "акцизные" товары и т.д.

     Проведение  антиинфляционной политики привело  к сокращению расходов государства не только по сравнению с их уровнем в прошлые годы, но и по отношению к показателям, утверждённым в законах о госбюджете на соответствующие годы.

     Государственное регулирование экономики приводит к росту платёжеспособности спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги.

     По  отдельным отраслям экономики государственное  регулирование экономики приводит:

     в электроэнергетике - к оптимизации  и управления и диверсификацию структуры  собственности, развитие конкурентных отношений и тем самым - достижение более высокой эффективности отечественной электроэнергетики;

     в газовой промышленности - к созданию привлекательного климата для дальнейших инвестиций; повышению эффективности  во всех звеньях цепочки поставок газа; обеспечение "прозрачности" в деятельности и отчетности РАО "Газпром" и тем самым улучшение условий конкуренции; усовершенствование методов регулирования цен на продукцию и услуги отрасли; сокращение объёмов сжигания газа в факелах до минимального уровня;

     в нефтяной промышленности - к обеспечению  недискриминационного доступа к  трубопроводным мощностям, создание благоприятного инвестиционного климата и, как  результат, - повышение эффективности  транспортировки добываемой в стране нефти;

     на  железнодорожном транспорте - к приспособлению структуры российских железных дорог к рыночной экономике, обеспечение эффективного обслуживания клиентов по разумной цене, постепенную отмену перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых, создание условий для широкого участия частного сектора в деятельности предприятий, не связанных с организацией и обеспечением перевозок и аварийно-восстановительных работ;

     в жилищно-коммунальном хозяйстве - к  устранению противоречий между коммерческой устойчивостью предприятий коммунального хозяйства, обслуживающих население, и возможностью оплаты коммунальных услуг со стороны малообеспеченного населения. 

3.3 Пути повышения эффективности государственного влияния. 

     Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии - одно из самых общих, но и самых необходимых требований к государственному регулированию экономики. Но это во многом зависит от класса работы государственного аппарата. Умное правительство умеет вовремя отпускать вожжи для раскрепощения предпринимательской энергии. Но оно и знает, что требуются энергичные усилия для сдерживания эгоистического поведения предпринимателей, если они теряют узы социального контроля. Словом, роль государства в экономике не может быть раз и навсегда заданной. Она изменяется под влиянием очень большого числа факторов в контексте конкретных условий истории страны.

     При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном  этапе необходимо учитывать ряд  выделяемых аналитиками тенденций  и принципов5.

     Определяющим  фактором является эффективность государства. Эффективное государство жизненно необходимо как для производства товаров и услуг, так и для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям - вести более здоровую и счастливую жизнь. При этом возрастающее влияние государства перемещает акцент с количественного аспекта государственного влияния на аспект качественный. Сегодня главное не объём власти государства как такового и не широта его вмешательства в экономику. Главным стали результативность регулирования и степень отражения нужд населения.

     Государство находится ныне в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного  источника роста, а как партнер, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Поэтому, стремясь более чутко реагировать на нужды людей, государство призвано  расширять участие населения в управлении, предоставлять больше власти местным органам.

     Для повышения эффективности государственных  институтов во многих случаях полезно, как говорит опыт Великобритании и некоторых других стран, создавать  в сферах их функционирования условия  конкуренции. Имеется в виду особая конкуренция - за лучшее удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг.

     Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования  систем оплаты и стимулирования государственных служащих. Оптимальное повышение заработной платы государственным служащим оказывается действенным средством в борьбе с коррупцией, поскольку государственные служащие получают дополнительные стимулы "играть по правилам".

     Важная  сторона этой проблемы состоит в  экономической привлекательности  работы в качестве государственных  служащих. Другая (и самая сложная) сторона стимулирования государственного служащего - это связь эффективности  его труда с эффективностью работы государственного аппарата. Некоторые специалисты, предлагают увязать уровень оплаты труда должностных лиц в государстве непосредственно с показателями экономической и социальной динамики страны. Но как это сделать при наличии многослойной опосредованности между усилиями конкретной персоны и экономическими результатами на уровне национального хозяйства? Очевидно, что это почти неразрешимая пока проблема, хотя ею и нужно активно заниматься. Столь же сложными для решения, но весьма актуальными являются вопросы возможной коммерциализации в государственном управлении.

     Приведенные рекомендации - плод обобщений экспертами Всемирного банка опыта разных стран  мира по институциональному вмешательству  в рыночные отношения сообразно  потенциалу конкретных государств. Они, конечно, не истина в последней инстанции. Их следует брать на вооружение только на творческой основе, с учётом реальной ситуации в стране. В российской практике преобразовании экономической системы и модернизации государственного управления необходимо учитывать ряд особенностей, как самой страны, так и условий управления её преобразованиями.

     Первое  и самое важное обстоятельство - это уникальный масштаб радикальных  преобразований, проводимых в нашей  стране за короткое по историческим меркам время. Вытекающие отсюда сложности умножаются территориальными масштабами России. Вывод о необходимости более заметной роли государства на пространстве современных российских реформ напрашивается сам собой. Однако пути реализации этой роли могут быть различными. Многие предлагают предоставить процессу первоначального накопления капитала возможность логически развиться до состояния некоей стабилизации при переделе собственности под надзором государства. Однако никто пока не предоставил убедительных вариантных сценарных проработок такого развития процесса. Жестокие противоборства конкурирующих финансовых структур не внушают оптимизма в смысле возможности разрешения противоречий между ними на базе законов нормальной конкуренции. Поэтому некоторыми экспертами высказываются предложения о введении жесткой государственной диктатуры, направленной на ускоренное создание правового поля реформ. Однако опыт недавнего российского прошлого протестует против этого пути, потому что велика опасность монополизации государственной политики со стороны того или иного слоя политической или финансовой элиты.

     Тенденции подчинения государственной политики частным интересам постоянно  проявляются в разных странах  мира. Противодействие им способен создавать лишь такой демократический  механизм функционирования общества, при котором "свобода" и "порядок" выступают в органическом взаимодействии. Этот механизм должен предоставлять необходимую свободу предпринимательству, но одновременно вводить его в рамки, приемлемые для всего общества. Он должен делать государство сильным, но исключать на корню попытки "приватизации" кем бы то ни было государственных возможностей. В России на первом этапе рыночных реформ именно использование мощи государственных институтов в частных корыстных целях было наиболее действенным способом становления бизнеса для целого ряда лиц, превратившихся на этой базе в "олигархов". И это в немалой степени скомпрометировало саму идею "государственного регулирования". Поэтому сегодня необходимы убедительные для большинства гарантии соответствия государственной экономической политики стабильным интересам страны в целом. Устойчивый институт государственной службы как раз и призван выполнить роль проводника в жизнь долговременной, национальной, а не конъюнктурной, псевдогосударственной политики.

     Второе. Следует с большей чёткостью, чем это было до сих пор сформулировать главные цели экономической политики и стратегии, расположив и ранжировав их в пространстве и времени. Эти цели должны быть выражены в понятных большинству людей терминах, фиксирующих ступени их уровня жизни.

     Подчеркнём, нужна определённость ориентации экономических  реформ на достаточно универсальные  критерии - такие, как достижение более  высокой результативности национального  хозяйства, устойчивый рост благосостояния народа страны, повышение качества жизни общества. Такого рода целевые установки понятны всем, ибо выражают устойчивые непреходящие интересы любой нации. Постоянное связывание стратегической цели с ориентиром устойчивого роста благосостояния широкого круга людей позволяет избежать распространенного явления - эгоистического авантюризма функционирующего поколения в ущерб последующим.

     Третье. Одна из важных задач государственного управления - отработать механизмы  постоянного соответствия содержания экономических преобразования интересам народа и страны. Только таким путём можно включить в число активных участников реформ не только элиту, но и подавляющее большинство населения. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываются привлекательными, если выигравшие не ставят задачу сполна компенсировать потери проигравшим.

     Проводя сегодня промышленную политику, важно  обеспечивать стимулирование эффективного сотрудничества в рамках частного сектора  вместо привычного ранее формирования громоздкой промышленной бюрократии. Соответственно, в сфере финансового регулирования надо стремиться создавать у банкиров мотивации к квалифицированному и осторожному ведению дел вместо простого укрепления возможностей по надзору за предпринимателями.

     Четвертое. Государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных международных акциях по поддержанию равновесия в экономическом пространстве мира. С большой долей уверенности можно утверждать, что общемировые проблемы глобального плана в будущем, по мере вступления в режим рыночного потребительского общества все большего числа ранее отсталых народов, станут серьезно обостряться.

     По  общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться  как идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте "рыночное несовершенство", связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации социального неравенства.

     Но  если отставшие страны рассчитывают на самостоятельную политику и на серьезное место в мировой  экономике, то уже недостаточно идти просто в фарватере даже самых  развитых стран. Многие учёные начинают писать о явной ограниченности необходимых теоретических разработок в экономической науке. В них нет удовлетворительных объяснений ряда накопившихся противоречий и обоснований путей их преодоления.

     Американский  профессор Дж. Стиглиц, рассуждая  о назревшем переходе к качественно новым концепциям в регулировании социально-экономического развития, характеризует нынешнее состояние экономических исследований следующим образом: мы только начинаем понимать взаимосвязи между демократизацией, неравенством, охраной окружающей среды и экономическим ростом.

     Таким образом, для такой страны с переходной экономикой, как Россия особенно важно  не соблазняться в ходе реформ простыми решениями, даже если они были когда-то и где-то оправданными. Ответы на потребности  нашего общества могут быть найдены с учётом мирового опыта, но только изнутри страны и на базе активных творческих поисков нации. Эта поисково-творческая работа должна опираться на стабильность государственных институтов, на устойчивость административно-правового порядка демократического типа. Демократические процедуры совершенствования государственных институтов - залог сочетания динамизма и творчества в ходе дальнейших экономических и социальных реформ.

Информация о работе ГРЭ – особая форма управления социально-экономическими процессами