Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:55, контрольная работа
Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;
проанализировать современные задачи государственного регулирования;
изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;
рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;
раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы методологии и методы регулирования экономики………………....5
1.1 Научные основы государственного регулирования экономики…………...5
2. Государтвенное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики.....................................................................................9
2.1 Экономика как объект общественного регулирования.................................9
2.2 Современные задачи государственного регулирования..............................13
3. Государственный механизм регулирования экономических процессов…..16
3.1 Общие функции и методы государственного регулирования экономики.16
3.2 Последствия государственного регулирования экономики........................24
3.3 Пути повышения эффективности государственного влияния…………....26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы.......................................................................35
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине __ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Тема
«ГРЭ – особая форма
управления социально-экономическими
процессами».
Содержание
Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.
Объект исследования - государственное регулирование экономики.
Предмет исследования - методы и последствия государственного регулирования экономики.
Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;
проанализировать современные задачи государственного регулирования;
изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;
рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;
раскрыть
пути повышения эффективности
1. Основы методологии и методы регулирования экономики.
1.1 Научные
основы государственного регулирования
экономики.
Предметом дисциплины "Государственное регулирование экономики" является изучение совокупности методов воздействия на экономику, обеспечивающих её устойчивое развитие при формировании раночных отношений, в интересах общества.
Под экономикой понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно- экономических отношений.
ГРЭ ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.
Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и эрридических лицв развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сфер; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введение необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением.
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Совокупность всех экономисеских процессов, совершающихся в обществе на основе действующих имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на формах собственности на ресурсы; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования деятельности на макроэкономическом уровне; экономические связи между хозяйственными субъектами.
Рыночная система функцианирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой форм собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование рынков.
Командную экономику характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования. Все крупные решения, касающиеся объёма используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным органом. Предприятия функционируют на основе государственных директив. Основные социально-экономические соотношения, в том числе между средствами производства и предметами потребления, устанавливаются централизованно.
Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют ещё и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.
Американская модель (саксонская модель - США, Канада, Англия) построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, "обогащения" наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряжённости малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счёт частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации – массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель (патерналистская модель) характеризуется определённым отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счёт этого достигается снижение себестоимости продукции, повешение её конкурентноспособности на мировом рынке. С целью поощрения предспринимательской активности не принимаются серьёзные меры по контролю за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определённые материальные жертвы ради благосостояния страны.
Шведская модель (скандинавская модель – Швеция, Дания, Норвегия) отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоёв населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель (социально ориентированная модель – Германия, Австрия, Голландия) экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определённые функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причём его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда.
Революционный вклад в развитие науки государственного регулирования внёс в 30-е году прошлого столетия, американский теоретик Дж. Кейнс. Его ключевая идея состояла в том, что государство должно вмешиваться в процессы развития общества и влиять на развитие экономики (перераспределение доходов в пользу неимущих слоёв населения, налоговая политика, социальные льготы и тд.). Во Франции была разработана теория Дирижизма, для востановления экономики страны после войны, реконтрукции и модернизации отраслей производства, создание новых отраслей. Для реализации этой теории был объявлен принцип избирательности политики государства, для востановления и развития наиболее привелигированных отраслей промыщленности, таких как: тяжёлая промыщленность, химеческая, машиностроение, нефтепереработка.
Экономист М. Фридмен и др. является противником государственного вмешательства в экономику. По его мнению, рыночная система сама по себе обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Запас прочности рыночного механизма неисчерпаем, а трудности и кризисы, возникающие в экономике, якобы навязываются из вне, носят экзогенный характер и их главным виновником является именно государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в то же время раскачивает рынок. В связи с этим предлагает сузить рамки государственного регулирования до минимума.
Вывод: Безусловно можно согласится с Фридменом, но в том случае когда в экономике страны есть стабильность во всех сферах общества и государственное регулирование можно свести к минимуму, но, когда в стране нет стабильности и экономика страны не может мобильно переключится на другую модель государственного регулирования, тогда без теории Кейнса не обойтись.
2. Государтвенное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики.
2.1 Экономика как объект общественного регулирования.
В любой современной стране государство, правительство играет серьёзную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Такой макроэкономической системы история нигде и никогда не знала. Теперь, после того как раскрыты причины необходимости государственного вмешательства в рыночные экономические процессы, освещены основные задачи в экономике, выпадающие на долю государственных институтов, предстоит более подробно проанализировать конкретные функции государства в современной экономике и механизмы их реализации. При этом нужно учесть произошедшие за последнее время большие изменения в функционировании национальных экономик под влиянием процессов глобализации, понять высокий динамизм трансформирования институциональных систем в большой группе стран под воздействием новых потребностей и противоречий.
Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.
Институты - весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д. Норта и др.) институты - это "правила игры" в обществе, т.е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.
Информация о работе ГРЭ – особая форма управления социально-экономическими процессами