ГРЭ – особая форма управления социально-экономическими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;
проанализировать современные задачи государственного регулирования;
изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;
рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;
раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы методологии и методы регулирования экономики………………....5
1.1 Научные основы государственного регулирования экономики…………...5
2. Государтвенное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики.....................................................................................9
2.1 Экономика как объект общественного регулирования.................................9
2.2 Современные задачи государственного регулирования..............................13
3. Государственный механизм регулирования экономических процессов…..16
3.1 Общие функции и методы государственного регулирования экономики.16
3.2 Последствия государственного регулирования экономики........................24
3.3 Пути повышения эффективности государственного влияния…………....26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы.......................................................................35

Работа содержит 1 файл

К.Р по ГРЭ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Понятно, что формы государственного влияния на экономику не есть нечто застывшее и универсально пригодное везде и во все времена. Они определяются конкретными потребностями страны, на основе изучения которых формируется экономическая политика и выстраивается механизм её реализации. Современный государственный служащий обязан глубоко понимать действие факторов и механизмов, определяющих концептуальный выбор того или иного типа экономической политики государства на конкретном этапе жизни страны. Ему нужно иметь чёткое представление о конкретно применимых инструментах государственного регулирования экономики, об их рациональном сочетании. Важно свободно ориентироваться в финансовой и денежной политике, в обосновании инвестиционных решений и др.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание, Центральный банк РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

К ведению федеральных органов в области экономического развития относятся: принятие и изменение федеральных законов, и контроль за их исполнением, установление основ федеральной экономической политики, правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические отношения.

Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д.

В системе государственного регулирования особое место занимает Министерство экономики РФ, которое не только непосредственно участвует в реализации социально-экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством административных и экономических методов. Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего взаимоотношения субъектов экономических отношений. Любой экономический субъект обязан соблюдать правила экономического поведения, установленные государством. В противном случае трудно добиться устойчивого развития всего общественного производства. Государство принимает законы о защите прав собственности, ограничивает отдельные виды экономической деятельности и проявление монополистических тенденций, пресекает недобросовестную конкуренцию. Вместе с тем государство не только определяет правила поведения хозяйствующих субъектов, но и следит за тем, чтобы эти нормы неукоснительно соблюдались. С этой целью государство создаёт соответствующие институты, обеспечивающие и контролирующие выполнение правовых норм.

В отличие от административных, экономические методы межотраслевого государственного управления связаны с использованием средств государства (государственных финансов). Эти методы подразделяются на методы прямого и косвенного государственного регулирования.

К методам прямого воздействия на экономику относится деятельность государства в рамках государственного сектора, где оно выступает непосредственным субъектом экономических отношений. В условиях рыночной экономики это в основном те отрасли, которые из-за низкой рентабельности не представляют интереса для частного капитала или требуют больших капиталовложений без надежды на их скорую и немедленную отдачу (фундаментальная наука, оборона). Сюда относятся также отрасли, где частные инвестиции связаны с высокими рисками и дорогостоящими проектами (космос, атомная энергетика и др.), а также отрасли инфраструктуры и отрасли, производящие нематериальные общественные блага (здравоохранение, образование).

Прямое государственное управление осуществляется средствами бюджетной политики. За счёт средств государственного бюджета государство не только финансирует отдельные отрасли хозяйства, но и поддерживает депрессивные отрасли и предприятия, которым угрожает банкротство, а также отрасли, обеспечивающие технологические прорывы и конкурентные преимущества в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Увеличивая финансовые возможности предприятий за счёт бюджетных средств или государственных заказов, государство содействует ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создаёт предпосылки для появления новых производств, современных технологий, ускорения научно-технической революции.

Перераспределяя финансовые ресурсы между уровнями бюджетной системы, государство решает проблемы по выравниванию уровней экономического и социального развития разных регионов. Таким образом, оно обеспечивает комплексное развитие отдельных районов, рациональное использование природных богатств, благодаря чему осуществляются прогрессивные сдвиги в размещении производительных сил по отдельным районам и территориям.

Наряду с прямыми, в последнее время все большее значение приобретают косвенные методы государственного межотраслевого управления. К ним относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной и внешнеэкономической политики. С помощью этих методов государство воздействует на поведение хозяйствующих субъектов, их интересы и стимулы и, в конечном счёте, на складывающиеся межотраслевые пропорции. Поэтому действие косвенных регуляторов, в отличие от прямых, носит автоматический, безадресный характер.

Так, с помощью налоговой политики государство может воздействовать на инвестиционную активность фирм в той или иной отрасли, поддерживать отдельные отрасли, стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных производств. Предоставляя отсрочки налоговых платежей, налоговые льготы, государство расширяет возможности отдельных фирм для наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов (например, в случае освобождения от налогообложения части прибыли, направляемой на научные разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.д.). Санкции, наоборот, ограничивают деятельность фирм, усиливая материальную ответственность хозяйствующих субъектов за конечные результаты своей деятельности.

Стимулировать развитие отдельных отраслей государство может также посредством политики ускоренной амортизации, направленной на быстрое списание основного капитала. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государство регулирует ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов и использована для новых капиталовложений.

Для регулирования межотраслевых пропорций государство широко использует возможности кредитно-денежной политики. Регулируя уровень процентной ставки, государство оказывает воздействие на инвестиционный процесс, способствуя или, наоборот, сдерживая развитие отдельных отраслей. Государство также само может выступать в качестве кредитора, предоставляя льготные кредиты для поддержки приоритетных отраслей экономики и видов деятельности.

В регулировании межотраслевых пропорций государство активно использует политику цен. Устанавливая верхний предел цен, государство сдерживает производство отдельных видов товаров и развитие отдельных отраслей. Таким же образом государство предотвращает развитие монополистических тенденций в экономике. Напротив, в целях стимулирования производства государство устанавливает более высокие цены, по которым чаще всего оно само покупает товары у производителя.

Стимулируя или ограничивая экспорт или импорт товаров, услуг и капитала государство регулирует межотраслевые пропорции и развитие отдельных отраслей. Немаловажную роль при этом играют государственные гарантии экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, таможенное регулирование, меры по привлечению иностранного капитала в экономику страны, определение условий его функционирования (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня).

В целом единство прямых и косвенных методов государственного воздействия позволяет направлять экономические ресурсы на развитие наиболее перспективных отраслей, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие общественного производства. Поэтому в государственном механизме межотраслевого управления одинаково важны не только бюджетное финансирование (прямые расходы государства), но и платежи в бюджет, осуществляемые экономическими субъектами через налоги, льготы или санкции.

Правительство использует различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях проведения одобренной соответствующими демократическими процедурами государственной политики. В рыночных условиях целесообразно применять такие формы регулирования экономики со стороны государства: непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов; налоговое регулирование; денежно-кредитное регулирование - воздействие на денежное обращение; бюджетное регулирование - распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования; регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование (включая государственное социальное страхование); государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.) [4].

Понятно, что формы государственного влияния на экономику не есть нечто застывшее и универсально пригодное везде и во все времена. Они определяются конкретными потребностями страны, на основе изучения которых формируется экономическая политика и выстраивается механизм её реализации. Современный государственный служащий обязан глубоко понимать действие факторов и механизмов, определяющих концептуальный выбор того или иного типа экономической политики государства на конкретном этапе жизни страны. Ему нужно иметь четкое представление о конкретно применимых инструментах государственного регулирования экономики, об их рациональном сочетании. Важно свободно ориентироваться в финансовой и денежной политике, в обосновании инвестиционных решений и др.

 

3.2 Последствия государственного регулирования экономики.

 

Государственное регулирование экономической деятельности представляет собой в настоящее время широкое поле исследований. Общепризнано, что рыночная экономика не может функционировать без государственного регулирования.

Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние её народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. "Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления".

Государственное регулирование во время кризисов и депрессий стимулирует спрос, инвестиции и занятость, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъёма предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.

Структурная политика поддерживает отрасли и территориальные единицы, находящихся в состоянии кризиса, а также поощряет развития перспективных отраслей и регионов.

Политика в сфере занятости приводят к поддержанию естественного уровня безработицы, а так же поддержанию оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости.

Важным направлением государственного регулирования является денежное обращение. В данном направлении правительством своими действиями снижает темпы инфляции, снижает дефицит госбюджета.

Цены в условиях смешанной экономики тоже могут быть объектом государственного регулирования. Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные монопольные цены на "акцизные" товары и т.д.

Проведение антиинфляционной политики привело к сокращению расходов государства не только по сравнению с их уровнем в прошлые годы, но и по отношению к показателям, утверждённым в законах о госбюджете на соответствующие годы.

Государственное регулирование экономики приводит к росту платёжеспособности спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги.

По отдельным отраслям экономики государственное регулирование экономики приводит:

в электроэнергетике - к оптимизации и управления и диверсификацию структуры собственности, развитие конкурентных отношений и тем самым - достижение более высокой эффективности отечественной электроэнергетики;

в газовой промышленности - к созданию привлекательного климата для дальнейших инвестиций; повышению эффективности во всех звеньях цепочки поставок газа; обеспечение "прозрачности" в деятельности и отчетности РАО "Газпром" и тем самым улучшение условий конкуренции; усовершенствование методов регулирования цен на продукцию и услуги отрасли; сокращение объёмов сжигания газа в факелах до минимального уровня;

в нефтяной промышленности - к обеспечению недискриминационного доступа к трубопроводным мощностям, создание благоприятного инвестиционного климата и, как результат, - повышение эффективности транспортировки добываемой в стране нефти;

Информация о работе ГРЭ – особая форма управления социально-экономическими процессами