Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:43, контрольная работа
Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;
проанализировать современные задачи государственного регулирования;
изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;
рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;
раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы методологии и методы регулирования экономики………………....5
1.1 Научные основы государственного регулирования экономики…………...5
2. Государтвенное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики.....................................................................................9
2.1 Экономика как объект общественного регулирования.................................9
2.2 Современные задачи государственного регулирования..............................13
3. Государственный механизм регулирования экономических процессов…..16
3.1 Общие функции и методы государственного регулирования экономики.16
3.2 Последствия государственного регулирования экономики........................24
3.3 Пути повышения эффективности государственного влияния…………....26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы.......................................................................35
Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire ("позволять делать" - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.
Во многих трудах даётся "стандартное" оправдание государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берётся поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето". Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесёт им удовлетворение.
Использование принципов laissez-faire и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований считать, - замечают американские ученые Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц, - что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику"[1].
Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах её существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.
Можно выделить следующие основные причины для государственного вмешательства:
1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;
3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку;
4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);
5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;
6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);
7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).
Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.). Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.
Крайне неразвита специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной частью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.
Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задаёт дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж. Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами ещё не существующего института"[2]. К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.
В соответствии с такими особенностями переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа (инфраструктура, рыночные институты, база поддержки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.
Таким образом, в условиях России экономическая роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.
2.2 Современные задачи государственного регулирования.
Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определённой страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости её институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Первая из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций. В условиях "идеального" рынка она могла бы гипотетически реализовываться и без участия государства. Но, как уже говорилось, современный рынок не может функционировать без государственной экономики. Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба. Это подразумевает адекватное конструирование и совершенствование государственных институтов, воздействующих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационной ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.
Вторая задача - трансформация экономической системы страны. В определённом смысле её можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению подразумевает, что в ходе своей трансформации, система достигает высокой хозяйственной и социальной результативности, сориентированной на устойчивый экономический рост. Трансформация экономической системы страны, имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.
Третья задача - внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй, и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по-своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной. Но Россия слишком долгое время жила в условиях государственной монополии на внешнеэкономические связи и их относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики. Теперь же в условиях почти полной открытости российской экономики глобальному миру внешнеэкономические аспекты государственного регулирования обретают стратегическое значение. Они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для национальной безопасности.
Перечисленные три главные задачи государственного регулирования тесно переплетены и дополняют друг друга.
3. Государственный механизм регулирования экономических процессов.
3.1 Общие функции и методы государственного регулирования экономики.
С учетом сложившегося многовекового опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них:
1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности.
2. Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений.
3. Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора.
4. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия. Опыт даже самых рыночных капиталистических стран свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные предпочитают быть наёмными работниками.
5. Производство так называемых общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности. Таковы продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
6. Минимизация транзакционных издержек. Под транзакционными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы.
7. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса.
8. Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике возникают некие внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме и рынок на них в целом не реагирует. Речь обычно идёт о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например, загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Это может касаться случаев распространения результатов целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом.
9. Поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от неё.
10. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения её территорий.
11. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Поддержка конкурентоспособности отечественной экономики.
Приведенный перечень функций может быть расширен как за счёт их расчленения и конкретизации, так и путём добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретизация функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа её развития и в соответствии с избранной политикой.
Правительства используют различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях проведения одобренной соответствующими демократическими процедурами государственной политики. Целесообразно примененять в рыночных условиях таких форм регулирования экономики со стороны государства: непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов; налоговое регулирование; денежно-кредитное регулирование - воздействие на денежное обращение; бюджетное регулирование - распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования; регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование (включая государственное социальное страхование); государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.)[3].
Информация о работе ГРЭ – особая форма управления социально-экономическими процессами