Государство в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:31, курс лекций

Описание работы

1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.

Работа содержит 1 файл

Государство в экономике.docx

— 48.86 Кб (Скачать)

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что  использование административного  воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться  в порядке исключительно вынужденных  мер.

Социальная  политика государства

Доходы населения

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал и предпринимательство).

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления  денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных  на сторону различных услуг и  др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать  номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные  доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная  плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. контейнеры для салатов Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

При переходе к  рыночной экономике в России произошли  значительные изменения в структуре  денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и  повышении доли доходов от предпринимательской  деятельности и собственности.

Различия в  уровне доходов на душу населения, или  на одного занятого, называется дифференциацией  доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для переходной экономики России 90-х годов был  характерен рост показателей дифференциации доходов. Децильный коэффициент вырос с 5,4 в конце 1991 г. до 13,4 в 1995г. и до 13,5 в 1998 г. Коэффициент Джини повысился с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. сушка В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных отраслях и сферах деятельности. В рыночной экономике отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.

Социальная политика государства

Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой является определение  гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. коляска трость С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя  система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

В большинстве  промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть  трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных  работников, тогда как остальные  предпочитают добиваться тех или  иных надбавок к заработной плате  при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни  пенсионеров и других лиц с  фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной  сферы, а также на пенсии, стипендии  и пособия. Для всех остальных  категорий занятого населения государство  регулирует только размер минимальной  заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения  определенных категорий населения  к числу имеющих право на получение  социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. прикольные футболки Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов  питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

Внешнеэкономическая деятельность государства

 

Понятие о международной  экономике и внешнеэкономической  политике государства

Международная экономика  - это совокупность отношений между странами, которая включает в себя международную торговлю, международное движение капитала и факторов производства и научно-технический обмен.

Внешнеэкономическая политика государства сочетает два  противоположных элемента: политику свободной торговли - фритредерство  и протекционизм, т.е. политику, ограничивающую объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии  иностранных конкурентов.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

  • Импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара,
  • Нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

  • экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;
  • лицензирование    экспорта    и    импорта,    подразумевающее    специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается.

В странах, где  проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех  же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт.

Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно  двусторонних) по смягчению ограничений  внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Государство может  не только снизить ограничения в  свободной торговле с другими  странами, но и помогать местным  производителям выйти на внешний  рынок. С этой целью могут вводиться, например, экспортные премии - выплаты  производителям, поставляющим продукцию  на экспорт, или льготное налогообложение  для экспортеров. Однако действовать  можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа  товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.

Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.

Государственные расходы - это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.  
      В зависимости от того, из какого фонда осуществляются расходы, они подразделяются на следующие виды государственных расходов:   
   1) бюджетное финансирование, так как бюджетная система является государственным фондом денежных средств, обеспечивающим основные затраты всего государства;   
   2)финансирование за счет государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства, как выплата пенсий, социальное и медицинское страхование;   
   3) расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах;   
   4) бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и На определенных условиях;   
   5) страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию;   
   6) выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые в основном также производятся из бюджета;   
  7) адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях из эмиссионных средств;   
  8) расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.  
     Содержание и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году.  
     Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обязательным требованием осуществления государственных расходов является включение их в соответствующий финансовый акт: бюджет, смету или баланс. Программы:  
   1. Расходы на обеспечение материального производства.  
   2. Расходы на образование общественного потребления.  
   3. Расходы на формирование резервных фондов (отражает экономическую сущность).  
       Расходы осуществляются при ряде принципов.       

Информация о работе Государство в экономике