Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:31, курс лекций
1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.
4. В социальной политике:
• регулирование минимальных ставок оплаты труда;
• установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
5. Во внешнеэкономической политике:
• законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
• использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Методы и инструменты
регулирования представлены на рис.
2, 3 и 4. Очевидно, что их необходимо комплексно
использовать. Взаимосвязь и обусловленность
рынков (рынка благ и услуг, денежного
рынка, рынка труда, внешнеэкономического
рынка) требуют использования
Экономические функции государства
Экономические функции
государства:
1.) Создание правовой базы. Предполагает
принятие государственных нормативных
актов, которые устанавливают правила,
нормы хозяйственного поведения фирм,
потребителей, самого государства, взаимоотношения
профсоюзов, работодателей, администрации.
2.) Защита конкуренции. Осуществляется
при помощи антимонопольного законодательства
(с 1991 г). В Америке с 1890 г.
3.) Производство социально-значимых товаров.
Производство общественных товаров, которые
не могут быть созданы в рамках частного
производства (автомагистрали, библиотеки,
музеи,…). Общественные товары – товары,
потребление которых кем либо не уменьшает
возможности и доступности потребления
другими
4.) Защита населения от вредных, побочных
последствий предпринимательской деятельности,
которые влияют на экологию, здоровье
людей.
5.) Перераспределение доходов и ресурсов.
Рыночная система создает значительные
неравенства в доходах, которые можно
выразить с помощью кривой Лоренца.
Кривая Лоренца По оси x откладывается
распределение численности населения,
а по y – распределение суммарного дохода
общества.
А – 100 % доходов распределено на 100 % жителей.
Государство берет на себя уменьшить неравенство
доходов в обществе:
-Трансфертными платежами – выплата доходов
хозяйства, необусловленных предоставлением
с их стороны товаров и услуг. Пособия
остро нуждающимся, пенсия инвалидам,
иждивенцам, пособие по безработице.
-Рыночным вмешательством путем модификации
рыночных цен. Прогрессивное налогообложение
личных доходов.
6.) Стабилизация экономики
Индикативное планирование
Прямые методы регулирования (чего-то)
– целевое финансирование, система государственных
закупок.
Косвенные методы – бюджетно-налоговая
политика, денежно- кредитная. Амортизационная,
валютная, таможенная.
Объекты планирования – отрасли, регионы,
социальная сфера, НТП, занятость, темпы
экономического роста.
Виды программ:
1. Целевые.
2. Чрезвычайные.
Фиксальная
(лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность
финансовых мероприятий государства по
регулированию правительственных доходов
и расходов. Она значительно видоизменяется
в зависимости от таких стратегических
задач, как, например, антикризисное регулирование,
обеспечение высокой занятости, борьба
с инфляцией.
Современная фискальная
политика включает прямые и косвенные
финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного
регулирования. За счет бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство;
б) непроизводительные расходы государства;
в) развитие инфраструктуры, научных исследований
и т. п.; г) проведение структурной политики;
д) содержание военно-промышленного комплекса
и др.
С помощью косвенных методов оказывается
воздействие на финансовые возможности
производителей товаров и на размеры потребительского
спроса. Важную роль здесь играет система
налогообложения. Изменяя ставки, налогов
на различные виды доходов, предоставляя
налоговые льготы, снижая необлагаемый
минимум доходов и т. п., государство стремится
добиться возможно более устойчивых темпов
экономического роста и избежать резких
взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих
накоплению капитала, относится политика
ускоренной амортизации. По существу государство
освобождает предпринимателей от уплаты
налогов с части прибыли, искусственно
перераспределяемой в амортизационный
фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду
отраслей промышленности на амортизацию
разрешалось списывать до 20-30% стоимости
основного капитала в год. В Великобритании
в первый год введения в эксплуатацию
нового оборудования можно было отчислять
в фонд амортизации 50% стоимости новых
орудий производства.
Однако в этих случаях амортизация списывается
в размерах, значительно превышающих действительный
износ основного капитала, вследствие
чего повышаются цены на производимую
продукцию. Если ускоренная амортизация
расширяет финансовые возможности бизнесменов,
то одновременно она ухудшает условия
сбыта продукции и сокращает покупательную
способность населения.
В зависимости от характера использования
прямых и косвенных методов различают
два вида фискальной политики государства:
а) дискреционную и б) недискреционную.
Проанализируем их подробнее.
Дискреционная (лат. discrecio - действующий
по своему усмотрению) политика означает
следующее. Государство сознательно регулирует
свои расходы и налогообложение в целях
улучшения экономического положения страны.
При этом правительство учитывает следующие
проверенные на практике функциональные
зависимости между переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных
расходов увеличивает совокупный спрос
(потребление и инвестиции). Вследствие
этого возрастает выпуск продукции и занятость
трудоспособного населения.
Другая функциональная зависимость показывает,
что увеличение суммы налогов уменьшает
личный располагаемый доход домашних
хозяйств. В этом случае сокращаются спрос
и объем выпуска продукции и занятость
рабочей силы. И наоборот: снижение налогов
ведет к возрастанию покупательских расходов,
выпуска продукции и занятости.
Указанные функциональные зависимости
используются в дискреционной политике
для воздействия на экономический цикл.
Разумеется, эта политика различается
на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика
экономического роста. Для увеличения
объема ВНП расширяются государственные
расходы, снижаются налоги, причем повышение
расходов сочетается с уменьшением налогов.
Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства
(подъем, вызванный избыточным спросом),
то правительство проводит политику сдерживания
деловой активности - сокращает государственные
расходы, увеличивает налоги. В результате
снижается совокупный спрос и соответственно
уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики - политика
автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Автоматический стабилизатор - экономический
механизм, который без содействия государства
устраняет неблагоприятное положение
на разных фазах делового цикла. Основными
встроенными стабилизаторами являются
налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе подъема, естественно, растут доходы
фирм и населения. Но при прогрессивном
налогообложении еще быстрее увеличиваются
суммы налогов. В этот период сокращается
безработица, улучшается благосостояние
малообеспеченных семей.
Стало быть, уменьшаются выплаты пособий
по безработице и иные социальные расходы
государства. Заодно снижается совокупный
спрос, а это сдерживает экономический
рост.
На фазе кризиса налоговые поступления
автоматически уменьшаются, а тем самым
сокращается сумма изъятий из доходов
фирм и домашних хозяйств. Одновременно
возрастают выплаты социального характера,
в том числе пособия по безработице. Значит,
увеличивается покупательная способность
населения, что помогает преодолеть спад
экономики.
Из сказанного видно, какое большое место
занимает налогообложение в финансовом
регулировании макроэкономики. В связи
с этим фискальная политика государства
направлена на совершенствование налогового
законодательства и практики сбора налогов.
Возьмем для примера наиболее важную разновидность
налогов - подоходный налог, который устанавливается
на доходы физических лиц и на прибыль
фирм. Как определяется величина этого
налога?
Сначала подсчитывается валовой
доход - сумма всех доходов, полученных
физическими и юридическими лицами из
разных источников. Из валового дохода
по законодательству обычно разрешается
произвести вычеты: а) производственные,
транспортные, командировочные и рекламные
расходы; б) различные налоговые льготы
(необлагаемый минимум доходов; суммы
пожертвований, льготы для пенсионеров,
инвалидов и др.). Значит, облагаемый налогом
доход - это разница между валовым доходом
и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую
ставку (размер налога на единицу обложения).
Различаются следующие ставки налога:
Практика показывает,
что при чрезвычайно высоких
ставках налогов подрываются
материальные стимулы к труду
и новаторству Непомерное возрастание
в 60-70-х годах в западных странах
налогового бремени привело к
отрицательным последствиям. Оно
вызвало "налоговые бунты", широкое
уклонение от налогов, привело к
утечке капиталов и бегству
Напротив, снижение ставок налогов может
способствовать стремлению работников
и предпринимателей увеличивать производство
и получать большие доходы. Одновременно
расширяется налогооблагаемая база - заработная
плата и прибыль,
Группа американских специалистов во
главе с профессором А. Лаффером изучила
зависимость суммы налоговых поступлений
в бюджет от ставок подоходного налога.
Эта зависимость отражена в кривой Лаффера
(рис. 17.2).
Рис. 17.2. Кривая Лаффера
Было теоретически доказано: ставка налога
в 50% Rо является оптимальной. В таком случае
достигается максимальная сумма налогов
(Тm). При ставка налога выше Rо резко снижается
деловая активность фирм и работников,
и тогда доходы уходят в теневую экономику.
При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью
исчезают стимулы к трудовой деятельности
и предпринимательству.
Признано, что высшая ставка налогообложения
(для самых высоких доходов) должна быть
50-70%. Американцы говорят, что при столь
высокой ставке налога, как в Швеции (75%),
в США никто не стал бы работать в легальной
экономике.
В течение 80 - начале 90-х годов в ведущих
странах Запада проводились радикальные
налоговые реформы. Их цель - ввести более
равномерное налогообложение равных по
величине доходов, уменьшить налог на
прибыли компаний, снизить прогрессивность
налогообложения, ликвидировать ряд налоговых
льгот.
Кстати, с самого начала экономических
реформ в России правительство взяло ориентир
на введение чрезвычайно высокого налогообложения
на доходы фирм (все виды федеральных и
местных налогов и взносов в различные
фонды доходят до 85- 90%), что отрицательно
сказалось на состоянии национальной
экономики и перспективах ее подъема.
Не случайно ответной реакцией явилось
огромное развитие теневой экономики.
В итоге Правительство Российской Федерации
было не в состоянии собрать в доходную
часть бюджета до половины предусмотренных
налоговых поступлений.
Сотрудники налоговой полиции обнаружили
свыше ста способов уклонения от налогов.
Вот несколько, пожалуй, самых простых:
Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.
Денежно-кредитная политика
Под денежно-кредитной
политикой государства
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.
Основополагающей
целью денежно-кредитной
Хотя денежно-кредитная
политика определяется правительством,
ее проводником является ЦБ. Основными
инструментами денежно-
Политика обязательных резервов
В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.
Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.
Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.
Центральный банк
может также устанавливать