Государство и бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Экономическая ситуация в Казахстане остается противоречивой. С одной стороны, налицо результаты проведения достаточно радикальной и последовательной экономической реформы. Подавлена инфляция, существенно увеличена доли частной собственности в экономике, ликвидировано множество государственных монопольных компаний, создан либеральный режим внешней торговли, возросла инвестиционная активность отечественных и иностранных предпринимателей. Впервые за годы реформ в 1996 г. был отмечен прирост ВНП на 0,5 %, по итогам 1997 г., этот прирост составил уже 2 %

Работа содержит 1 файл

ГиБ.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий  в условиях экономического спада  производства столкнулись с недостатком  финансовых средств для оживления  предприятий, другие – столкнулись  с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия  становятся на грань банкротства, а  работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших  условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении  «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Негативные последствия  разгосударствления и приватизации учёные – аналитики Республики Казахстан  связывают с затянувшимся процессом  адаптации предприятий в руках  новых владельцев к рыночным условиям.

При этом выделяются три этапа.

Первый этап охватывает 199 – 1992 гг., который характеризуется  резким спадом производства, нарастанием  гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный этап в последствии  назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся  по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы  перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской  ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой  Казахстан должен перейти к рынку  всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что  это была крупномасштабная и радикальная  операция, которая была проведена  без какой-либо концептуальной и  практической подготовки.

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и  средних предприятий стало ощущаться  государственное вмешательство  в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и  экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в  результате завершения приватизации крупных  и крупнейших предприятий их структурной  перестройки повысилась их приспособляемость  к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень  инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в  Республике Казахстан сложились  благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

Для продолжения поступательного  движения экономики и реализации последующих реформ правительству  поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]

Правовые аспекты.

Казахстан имеет целую  систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации”  от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной  собственности в Республике Казахстан  на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число  нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным  Комитетом по управлению государственным  имуществом и Государственным Комитетом  по приватизации.

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским  законодательством иностранные  инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых  других правовых средств. Закон “Об  иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных  инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и  гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

В процессе приватизации Казахстан  использует помощь иностранных экспертов  и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7]. 

 

Завершение приватизации:  

 

В своей работе наш президент  Н.А.Назарбаев пишет:

«Приватизация предприятий  в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и  социальной сфере и четкая регламентация  процесса обращения акций. Государственные  же пакеты акций на предприятиях стратегического  характера будут разумно использоваться.»[6].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать  вывод, что приватизация оказывает  прямое положительное влияние на рост производительности труда. При  этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться  такие отрицательные тенденции  как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов  НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию  организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие  на экономику, и общество в целом.[4]  

Итак, разгосударствление и  приватизация это основной метод  перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации  структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и  приватизация образуют лишь объективную  основу формирования конкурентной среды  рыночной экономики в целом, поэтому  они являются не целью, а средством  для повышения эффективности  экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого  из нас.

На современном этапе  развития процессы приватизации прошли/проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и  уменьшения негативных последствий. [8]

 

Список использованной литературы:

1.         Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник – Москва: «Норма-Инфра-М», 1998 г.

2.         Борисов Е.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997 г.

3.         Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992 г.

4.         Под ред. Карибжановой Ж.С. «Приватизация» Т.2, Т.3 1993г.

5.          «Столица» 27июня 1995 г.

6.         Казахстан - 2030 /«Казахстанская правда» 11 октября 1997 г.

7.         Законодательные и нормативно - методические документы по проблемам рыночной экономики, Закон «О приватизации»

8.         Под редакцией Райзберга Б.А. «Курс экономики» 1997 г.

9.         Шеденов У.К. «Общая экономическая теория» Актобе – 2004 г.

10.      Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.


Информация о работе Государство и бизнес