Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:17, реферат
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики.
1 Государственный внутренний долг РФ
2 Бюджетный дефицит и государственный долг
3 Динамика доходности и обслуживания внутреннего долга
ФГОУ ВПО
Курская
государственная
Кафедра
Экономической теории
РЕФЕРАТ
Тема:
«Государственный внутренний долг»
Выполнил: студент I курса факультета экономики и права группы ЭЭ91Б
Курск -
2010
1
Государственный внутренний долг РФ
В
последнее время интерес
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
-
неточный финансовый счет
- высокая доходность государственных ценных бумаг. 1)
Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ», принятый в 1992г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по вспомогательному критерию. Законом о федеральном бюджете на 1 января 1998г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ, установленный в размере 630 трлн.руб. Государственный внутренний долг разбит на 2 категории: долговые обязательства правительства в размере 530 трлн.руб. и целевые долговые обязательства в размере 100 трлн. руб. Предел государственного внешнего долга – 136,8 млрд.$.
Таким
образом в настоящее время заимствования
делятся на внутренние и внешние в соответствии
с валютой возникающих обязательств, рублевые
долги относятся к внутреннему долгу,
а валютные – к внешнему.
5
- Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996г. - в 2 раза (со 190трлн. руб. до 380 трлн.руб.), в течение 1997г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн.руб). При сохранении таких темпов роста к 2000г. объемы государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.
- На государственный долг списывалось все текущее бюджетное недофинансирование за последние 6 лет, приобретая суррогатные формы. Эта задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформлялось в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед ЦБ РФ, ПФ и др. объемом обязательств по ГКО – ОФЗ на 1 января 1998г. не превысит 2/3 всего объема внутреннего долга.
- Центральный банк и Минфин скорректировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения к очередного выпуска ГКО – ОФЗ.
Понятие
внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются этот процесс
ускоряется при исполнении такой
формы заимствования, как выпуск
ценных бумаг, в том числе номинированных
в валюте. С одной стороны, наблюдается
приток средств нерезидентов на рынок
ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение
понятий – «внутренний валютный долг»,
существующий в форме «вэбовок». С допуском
нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились
основные агрегаты платежного баланса
РФ, в частности по оценкам ЦБ, сальдо
по счету текущих операций изменилось
в 1996г. на 7 млрд.$ по сравнению с предыдущем
годом. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя
не свойственные ему функции гаранта по
сделкам нерезидентов с ГКО.
2
Бюджетный дефицит и государственный
долг
Особенности построения российского бюджета и финансовой статистики, прямо связанные с учетом государственного долга, лучше видны при сравнении российской и американской системы заимствования. Согласно американской практике, дефицит бюджета – это сумма, на которою его расходы превышают доходы. Государственный долг представляет собой кумулятивную сумму кредитов, привлеченных для финансирования дефицита, за минусом их погашенной части. Причем американский бюджет изначально не сбалансирован, так как дефицит и источники его финансирования вынесены за бюджетные рамки.
В
системе государственных
Данное
правило применяется в
Отличительной чертой российского бюджета является его сбалансированность, так как наряду с доходными статьями он включает дефицит - балансирующую статью. Кроме того, прибыль от продажи золота и поступлений от приватизации рассматриваются как доходные статьи бюджета. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья « Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга».
Данные
по финансированию дефицита федерального
бюджета за последние 2 года представлены
в таблице 1
7
Таблица 1- Исполнение федерального бюджета по данным ГУ федерального казначейства.
Показатели | Исполнение | Исполнение | Проект | ||||
1.01.95 | 1995г. | 1.01.96 | 1996г. | 1.01.97 | 1997г. | 1.01.98 | |
Расходы | - | 275.2 | - | 353.6 | - | 529.8 | - |
Расходы
по
погашению и обслуживанию государственного долга |
- |
12.4 |
- |
24.1 |
- |
36.9 |
- |
Дефицит | - | 43.1 | 71.8 | - | 95.4 | - | |
Внутренние
источники финансирования |
- |
1
9.6 |
- |
37.9 |
- |
49.5 |
- |
Государственный внутренний долг | 88.4 | - | 196.7 | 372.6 | 687.8 |
Суммарный
объем государственного внутреннего
долга на 1 января 1997г. составил 434 трлн.
руб., или около 19% ВВП. Структура и объем
государственного внутреннего долга приведены
в таб. №2. Виды государственного долга
с кодами 001 – 010 включаются в состав госдолга
СССР.
Таблица 2 - Структура и объем государственного внутреннего долга
Код |
Показатели |
1.01.96 |
1.01.97 |
1.01.98 прогноз |
001 | Целевой заем 1990г. | 650 | 2300 | 1000 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
007 | Государственный Внутренний заем 1991г. | 80 | 79 | 79 |
010 | Внутренний долг
Ц.Б. РФ, принятый
от бывшего СССР |
335 | 335 | 335 |
011 | Государственный заем 1992г. | 332 | 55 | 70 |
012 | Задолженность
правительства РФ по кредитам полученным
от ЦБ РФ
на покрытие бюджетного дефицита в 1991 – 1994 г. |
61025 |
59650 |
64811 |
013 | Государственные
казначейские
обязательства |
7348 | 12 | - |
014 | Золотые сертификаты | - | - | - |
016 | Задолженность по АПК | - | - | - |
019 | Государственные гарантии | 9200 | 18000 | 80000 |
020 | Задолженность
по АО «Камаз»,
переоформление в вексель Министерства финансов РФ |
- |
- |
- |
021 | Задолженность
предприятий
текстильной промышленности Ивановской области за центр. Кредиты и проценты. |
- |
- |
- |
027 |
Задолженность
по техническим кредитам, предоставленным
ЦБ РФ
странам СНГ |
- |
- |
2407 |
9
В целях
увеличения срока заимствования
и уменьшения % ставок в июле 1995г.
были введены в обращение облигации
федерального займа (ОФЗ). Технология размещения,
обращения и погашения этих бумаг полностью
совпадает с технологией выпуска ГКО,
поэтому недостаток, присущий учету расходов
по обслуживанию последних, в полной мере
относится и к данному виду ценных бумаг.
В соответствующей статье бюджета отражаются
только сальдирующие финансовые результаты:
выручка от размещения ГКО – погашение
ГКО + выручка от размещения ОФЗ – погашение
ОФЗ – обслуживание ОФЗ. Игнорирование
экономической сущности происходящих
процессов приводит к значительному искажению
бюджетных показателей.
3
Динамика доходности и обслуживания
внутреннего долга
Рассмотрим динамику доходности и стоимости обслуживания государственных ценных бумаг с момента их первоначального размещения (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика доходности и обслуживания внутреннего долга
Графики на рисунке 1 демонстрируют также динамику доходности ГКО-ОФЗ и отражают три основных всплеска процентных ставок. Первый был вызван денежной накачкой в 1994г. и последовавшим кризисом валютного рынка.
С началом стабилизации этот эффект усилился:
абсолютный
пик доходности пришелся на начало
1995г., когда период очень высокой
инфляции (около 20% в месяц) совпал с
началом ограничительной
Динамика стоимости обслуживания внутреннего долга в ГКО-ОФЗ носит более сглаженный характер, так как эта величина определяется не только доходностью, но и объемом новых размещений.
Пиковое значение стоимости обслуживания приходится на период президентских выборов, когда происходило наращивание долга, и большая часть новых выпусков шла на погашение старых серий.
11
В 1996г. стоимость обслуживания долга составила 5,8% ВВП,