Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:29, доклад
Благосостояние людей — главный критерий деятельности государства, состояния развития экономики и демократии. Для успешного практического решения сложных государственных задач необходимо эффективно использовать достижения различных областей знаний. Среди них особое место занимает маркетинг.
Основными задачами маркетинга в тесном взаимодействии с другими научными дисциплинами являются: выявление потребностей субъектов рыночных отношений, анализ ситуации на рынке и тенденций его развития, обеспечение продвижения товаров и услуг к потребителю, организация их обмена для удовлетворения этих потребностей.
Государственный маркетинг как важный фактор совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами в обществе |
|
Благосостояние людей
— главный критерий деятельности
государства, состояния развития экономики
и демократии. Для успешного практического
решения сложных Основными задачами маркетинга
в тесном взаимодействии с другими
научными дисциплинами являются: выявление
потребностей субъектов рыночных отношений,
анализ ситуации на рынке и тенденций
его развития, обеспечение продвижения
товаров и услуг к потребителю,
организация их обмена для удовлетворения
этих потребностей. Это следует из
широкого понимания сущности маркетинга
как «социально- Как видим, область исследования маркетинга достаточно большая и имеет тенденцию к постоянному расширению. Поэтому сегодня в маркетинге выделяются отдельные направления исследования: промышленный, аграрный, микро-, макромаркетинг, международный и др. Социально-экономические процессы в обществе сегодня достаточно сложны и противоречивы. Решения, которые принимаются государственными органами без объективной и достоверной информации, широкого обсуждения и консультаций в обществе, часто вызывают значительный резонанс и недовольство отдельных социальных групп. Об этом нам еще раз напомнили события на зерновом (хлебном) рынке, рынке нефтепродуктов, искусственный «ажиотаж» вокруг поднятие цен на лекарства в конце 2003 г. и т.п. Поэтому повысить эффективность государственного управления без активного использования маркетинга представляется для нас достаточно проблематичным, а сложность рыночных процессов и активное вмешательство в них государства требуют сегодня выделение в системе маркетинга такой его разновидности как государственный маркетинг. Государство как третий субъект
маркетинга рядом с продавцами и
потребителями выполняет на рынке
специфическую роль. Не удовлетворяя
непосредственно потребности Вышеприведенные обстоятельства указывают на необходимость обеспечения маркетингового подхода к государственному управлению как в целом, так и при проведении отдельных мероприятий, независимо от их масштабов. В связи с этим необходимо определить основные цели и задачи государственного маркетинга. В научной литературе сегодня ряд авторов делают акцент на необходимости более широкого использования маркетинга для усовершенствования государственного управления. Так, Н. Куденко [2] указывает, что необходимо различать такие разновидности маркетинга, как макромаркетинг и микромаркетинг: макромаркетинг применяют на уровне государства, т. е. экономики страны в целом, а микромаркетинг — на уровне фирмы. И дальше: «Макромаркетинг существует и в социалистических, и в капиталистических, рыночных условиях хозяйствования, поскольку необходимость государственного регулирования элементов комплекса маркетинга существует и при социализме, и в рыночных условиях». На необходимости широкого применения маркетинга (государственного) подчеркивает и М. Окландер [3, с.80—81]. Он указывает, что «национальный, региональный и муниципальный маркетинг есть формы проявления, разновидности территориального (государственного) маркетинга». Государственное управление
можно рассматривать как Усовершенствование Маркетинг в исполнении государственных
органов имеет определенные особенности,
из-за того что эти органы не всегда
непосредственно удовлетворяют
эти потребности, а лишь опосредствованно
оказывают содействие этому. В сравнении
с задачами, которые решает маркетинг
на уровне отдельного предприятия, цели
государственного маркетинга намного
масштабнее и более сложные. Так,
если на предприятии маркетинг Вторая причина, которая
вызовет необходимость Необходимость использования
маркетинга органами государственной
власти связана также и со сложной
экономической ситуацией в Важной составной Государственный маркетинг
должен оказывать содействие усовершенствованию
региональной (территориальной) специализации
производства. Особенно актуально это
в сельском хозяйстве, где эффективность
производства во многом зависит от
правильного выбора специализации
в зависимости от природно-климатических
условий, наличия путей сообщения
и мобильности предприятий Одной из функций государственного маркетинга может быть и законодательное регулирование маркетинговой (рекламной) деятельности в целях недопущения отрицательного влияния на потребителей, создания условий для равноправной конкуренции на рынке (деятельность антимонопольного комитета). Инструменты маркетинга должны
эффективно использоваться на всех этапах
подготовки, принятия и реализации
управленческих решений, в том числе
и при принятии действенных законов.
В частности, следует обратить внимание
на необходимость использования
инструментов маркетинговой коммуникации,
что позволит сделать более открытой
и демократичной систему Эффективное функционирование социальной сферы сегодня невозможно обеспечить без государственного управления. Так, успех начатой в 2004 г. пенсионной реформы в значительной степени зависит и от уровня использования современных управленческих подходов, в том числе и маркетингового. Ведь пенсия — это продукт (своеобразный товар) страховой системы. Пенсия является предметом как маркетинга страховых компаний или пенсионных фондов, так и предметом государственного маркетинга. При этом государство ставит и решает более общие и комплексные задачи в целях обеспечения надежной, согласованной и эффективной работы пенсионной системы в целом. Среди других задач, которые при этом необходимо решить, можно выделить и такие, как:
Как видим, государственный маркетинг необходимо использовать в комплексе со всеми инструментами государственного управления, например планированием, для выявления реальных потребностей людей и способов их удовлетворения. Государственный маркетинг должен также обеспечить возможность более оперативного реагирования на изменения и колебания ситуации на рынке, более полно учитывать не только экономические, но и социально-психологические факторы. Для принятия качественных управленческих решений и обеспечения эффективного функционирования экономики органам государственного управления нужна не только обобщенная информация о состоянии товарных рынков, но и конкретные данные о региональных рынках и отдельных предприятиях, которые могут быть получены через государственные или частные исследовательские структуры. Маркетинговые исследования должны определить ориентиры на будущее, которые позволят сформулировать на перспективу задачи социальной и экономической политики государства. Такая информация будет способствовать принятию правильных и объективных управленческих решений с учетом особенностей развития ситуации во времени и пространстве, позволит предотвратить или уменьшить негативные последствия экономических и социальных кризисов. Ведь в каждый период важно правильно определить конкретные приоритеты в зависимости от развития продуктивных сил, ситуации в мире и ряда других факторов. Особое внимание следует обратить на роль средств массовой информации. Как показывают социологические исследования, СМИ пользуются достаточно высоким уровнем доверия у населения. В условиях информационного общества СМИ становятся активными участниками влияния на сознание людей и экономическую ситуацию на рынке. Представленные в них материалы и сюжеты способны в очень короткий срок спровоцировать определенный ажиотаж (буквально на следующий день после соответствующих сообщений) и вызвать социальное напряжение. В то же время информация, по признанию самих журналистов, часто подается необъективно и односторонне. Во время кризисных событий действия органов государственного управления (в том числе и в информационном плане) в определенной мере отставали от развития событий. Это еще раз указывает на то, что маркетинговые методы в организации государственного управления используются не всегда эффективно и удачно. И хотя отставание активной реакции правительства на события, в частности при «зерновом» кризисе, было незначительным, этого периода хватило для получения рядом компаний высоких доходов, как через увеличение объемов реализации, так и повышение цен. Учитывая то, что не все СМИ всегда объективно освещают события, информационная работа органов государственного управления (можно сказать, «государственный пиар») должна быть активной, правдивой и превентивной. В условиях рынка возможности административных методов управления уменьшаются, поэтому актуальным становится повышение авторитета власти через рекламу ее достижений, широкое и открытое обсуждение планов и программ деятельности. Таким образом, государственный
маркетинг должен стать неотъемлемой
частью системы государственного управления
социально-экономическими и политическими
процессами в стране в условиях рынка,
а его основной задачей является
максимальное удовлетворение разумных
потребностей (интересов) населения (с
учетом покупательной способности)
за счет собственных производителей,
для которых государство должно
создать наиболее благоприятные
условия развития. С этой целью
должна быть разработана стратегия
и тактика поддержки Государственный маркетинг должен использоваться в первую очередь для решения следующих основных задач:
Сегодня отдельные элементы
маркетинга уже используются в деятельности
государственных органов (в частности,
принят Закон Украины «О зерне
и рынке зерна в Украине»), тем
не менее не всегда они носят комплексный
и целенаправленный характер, а для
их практического воплощения часто
не хватает необходимых ресурсов.
Сегодня на уровне министерств начинается
работа по созданию подразделений, которые
выполняют те или другие функции
маркетинга. Их задачи, методы деятельности
и разработанные мероприятия
обычно будут отличаться от деятельности
маркетинговых подразделений В заключение отметим следующее.
Государственный маркетинг —
комплекс мероприятий в системе
государственного управления (на уровне
государства и отдельных Обычно в системе маркетинга
выделение государственного маркетинга
как его специфического направления
(разновидности) — это относительное
(условное) размежевание, которое вызвано
необходимостью усовершенствования методики
исследования проблемы применения маркетинга
в системе государственного управления.
Связано это с тем, что государственный
маркетинг имеет ряд Государственный маркетинг вместе с другими направлениями и методами государственного управления может включать целый комплекс отдельных составных элементов, например:
Конечно, нам могут сделать
замечание, что эти вопросы решаются
в процессе разработки и реализации
социально-экономической ЛИТЕРАТУРА 1. Голубков Е. П. Маркетинг как концепция
рыночного управления. — www.cfin.ru/press/marketing/ |