Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.\( Бюджетного кодекса РФ)
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Работа содержит 1 файл

все вмесие Word.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  1. формирование необходимой институциональной и нормативной среды для обеспечения своевременной эффективной реализации проектов и совместных программ, финансируемых за счет этих заимствований;
  2. установление объемов, форм и направлений привлечения кредитов Всемирного банка с учетом целесообразности финансирования за счет этих средств работы по следующим направлениям:

     - финансирование крупных проектов  в области инфраструктуры, имеющих  общегосударственное значение;

     - осуществление институциональных  преобразований, прежде всего в государственном секторе экономики;

     - осуществление долгосрочных социальных  программ.

  1. расширение круга международных финансовых организаций, финансирующих проекты на территории РФ, включая активизацию сотрудничества с Европейским инвестиционным банком;
  2. расширение сотрудничества с международными банками развития в плане более активного и масштабного использования финансовых инструментов, не предусматривающих существенных государственных гарантий.

     Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться на постепенном сокращении задолженности перед этой организацией.

     Модификация заемной политики предполагает привлечение  внешних финансовых ресурсов в форме  облигационных займов.

     С целью улучшения условий осуществления внешних заимствований и поддержания доступа РФ на международные рынки капитала требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами.

     Состав  внешнего государственного долга РФ

     В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

     3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

     Государственные внешние заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают договорные обязательства государства как заемщика или как гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

     Право осуществления таких заимствований  и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий и договоров  поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. 

Кредиторы России.

     За  последние годы инвесторы стали  намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателей страны, чему способствовали высокие цены на нефть. Так, отношение внешнего долга к ВВП в конце 2005 года составил 12%.

    Государство более чем умеренно в своих  внешних заимствованиях. Однако

основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.

Обслуживание  и урегулирование внешнего долга России.

     В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

  1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.
  2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
  3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.
  4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.
  5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.
  6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

   Несмотря  на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

   - отказ от привлечения международных  кредитов на государственном  уровне;

   - разработка комплексной и ясной  нормативной базы по вопросам  внешних заимствований;

   - создание единой системы управления  внешним долгом для координации  мер по снижению уровня задолженности  и обеспечения более эффективного  контроля за привлечением и  использованием средств из-за  рубежа;

   - согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.  

     Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:  

     - целесообразно радикально пересмотреть советские долги соцстранам, возникшие в результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях;

     - возможно применение схемы реструктуризации  «облигации-акции» с соответствующими  ограничениями по списку предприятий,  срокам выплаты дивидендов и  вывода капиталов из РФ. Несмотря  на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран- кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.;

     - целесообразным представляется  эмиссия нестандартных финансовых  инструментов, например облигаций  с доходом, зависящим от мировых цен на нефть.

     Подобные  операции могли бы сделать более  эффективным перераспределение  доходов, получаемых экспортёрами нефти  от продажи части национального  богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие  к сокращению общего объёма государственного долга.

     Основополагающее  влияние на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие  к властям. Если такое доверие  есть, гораздо шире выбор возможных  долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика «цена ошибки». В России эта цена непомерно высока.

     Свою  точку зрения на проблему внешней  задолженности высказал доктор технических  наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема  с выплатой внешнего долга может  быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста.

     В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и  просто отдать долги — ума много  не надо. А надо основательно проработать  высказанную Владимиром Путиным  идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?».

     На  сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны.

     Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной  стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.  

     Активизация проведения структурных реформ в  стране, диверсификация экономики, бюджетная  реформа, формирование стабилизационного  фонда вызывают необходимость существенной корректировки стратегии в области  государственного долга на период до 2008 года.

     Наибольшее  значение для долговой политики будут  играть следующие обстоятельства:

     1. Продолжение налоговой реформы,  предполагающей дальнейшее сокращение  налогового бремени и выпадающие  доходы бюджетной системы;

     2. Реформирование межбюджетных отношений,  предполагающее передачу на субфедеральный  уровень части полномочий и  бюджетных доходов;

     3. Создание стабилизационного фонда,  формирующегося за счет части  доходов федерального бюджета;

     4. Проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы. 

     В этой связи основными факторами, влияющими на реализацию политики в  области государственного долга, будут  являться:

     1. Снижение в ближайшие годы  значения профицита бюджета в  качестве основного источника погашения государственного долга;

     2. Выполнение обязательств по погашению  и обслуживанию долга в соответствии  с оригинальными графиками в  пределах "регулярного" бюджета,  рассчитанного на основе базовой  цены на нефть;

     3. Неопределенность внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе динамики цен на энергоносители;

     4. Возможность возникновения внешних  факторов, ограничивающих способность  Российской Федерации осуществлять  внешние заимствования в объемах,  необходимых для рефинансирования долга.

Информация о работе Государственный долг