Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Постепенное увеличение внутренней составляющей в объеме государственных долговых обязательств Российской Федерации и постепенное уменьшение государственного долга в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга…………………………………………………………..5
2. Внутренний и внешний государственные долги………………………10
3. Влияние государственного долга на развитие экономики……………18
4. Современное состояние государственного долга в России…………...23
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Гос.долг.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Между государственным  долгом, бюджетным дефицитом и  эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство может в течение длительного времени иметь дефицит государственного бюджета. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов, в экономике возможен определенный ряд проблем.

Рост государственного долга и расходов на его обслуживание влечет за собой следующие негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, повышение  ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе и подорвать экономический рост.

В-третьих, выплаты процентов  или основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определенной части  реального продукта за рубеж.

В-четвертых, государство  переносит реальное экономическое  бремя своего долга на плечи будущих  поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды.

Кроме того, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны и вызывает психологический  эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

Существует две точки зрения на влияние государственного долга на конечного потребителя: традиционная и рикардианская, называемая равенством Рикардо9.

Согласно традиционной точке зрения, государственные займы – фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Сокращение сбережений приводит к росту ставки процента, что оказывает сдерживающее влияние на инвестиции, приводит к уменьшению уровня капиталовооруженности и снижению объема производства. Это сокращает размеры потребления и снижает уровень экономического благосостояния. Со временем, по мере изменения цен, в экономике восстанавливается естественный уровень производства, а рост совокупного спроса приводит к повышению уровня цен.

Модель открытой экономики  предполагает, что результатом сокращения национальных сбережений является положительное сальдо торгового баланса и бюджетный дефицит. И, хотя приток капитала из-за границы смягчает воздействие изменений бюджетно-налоговой политики на накопление капитала, при этом данное государство становятся должником других стран. Изменение бюджетно-налоговой политики также приводит к повышению курса национальной валюты, что делает зарубежные товары в данной стране дешевле, а местные товары за рубежом – дороже.

Таким образом, в долгосрочном плане сокращение национальных сбережений приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объем национального продукта снизится, а доля в нем внешнего долга возрастет. Конечные результаты воздействия внутренней задолженности на экономическое благосостояние страны предполагают, что жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, а бремя последствий нынешнего бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений.

В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала. В современной теории поведения потребителей подчеркивается, что поскольку потребители в своих поступках учитывают интересы будущего, то потребление не может зависеть только от текущего дохода. Предусмотрительность потребителя занимает центральное место в гипотезе жизненного цикла Франко Модильяни и в гипотезе постоянного дохода Милтона Фридмана.

Так, заботящийся о  будущем потребитель понимает, что  наличие в настоящее время  государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счет роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются, они просто перераспределяются во времени. Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов. Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь экономиста XIX века Давида Рикардо.

Поэтому домашние хозяйства  сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в  будущем повышения налоговых обязательств. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения – сумма личных и государственных сбережений – остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

Однако экономисты, придерживающиеся традиционного подхода, отмечают существенные недостатки и упущения рикардианской  точки зрения10:

а) Рикардо полагал, что  потребители способны предвидеть будущие  изменения, однако люди могут оценивать лишь ближайшую перспективу;

б) рикардианская точка  зрения на роль государственного долга  основывается на гипотезе постоянного  дохода, который включает два вида дохода: текущий и ожидаемый в  будущем. Согласно рикардианским взглядам, при финансируемом за счет займов снижении налогов текущий доход увеличивается, но постоянный доход и уровень потребления остаются неизменными. Но, поскольку существуют ограничения по заимствованию для потребителей, то есть человек может потреблять лишь в пределах его текущего дохода, размер потребления в большей мере определяется текущим, а не постоянным доходом. Финансируемое за счет займов снижение налогов приводит к увеличению текущего дохода и потребления, несмотря на то, что будущий доход снижается.

Третий аргумент в пользу традиционной точки зрения на государственный долг заключается в том, что потребители не ожидают, что будущие налоги придется платить не им, а следующим поколениям. Поскольку будущие поколения являются детьми и внуками нынешнего поколения, то решения принимаются не отдельным лицом, которое живет ограниченное число лет, а семьей. Следовательно, полученные за счет снижения налогов дополнительные средства человек направляет не на потребление, а на сбережения, чтобы оставить их в наследство своим детям, которые будут платить повышенные налоги.

Таким образом, жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

 

  1. Современное состояние государственного долга в России

Внешний долг России – это денежная задолженность Российской Федерации перед иностранными государствами и международными валютными организациями.

Рассмотрим структуру внешнего долга РФ11 по состоянию на 1 мая 2011 года:

- задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;

- задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

- задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ12;

- коммерческая задолженность бывшего СССР13;

- задолженность перед международными финансовыми организациями;

- задолженность по внешним облигационным займам;

- задолженность по ОВГВЗ;

- государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте.

Внешний государственный долг России (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) по состоянию на 1 мая 2011 года составил 38832,8 млн. долларов США14.

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба по состоянию на 1 мая 2011 года составила 682,1 млн. долларов США15.

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба состоянию на 1 мая 2011 года составила 1608,2 млн. долларов США16.

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ состоянию на 1 мая 2011 года составила 1137,8 млн. долларов США17.

Коммерческая задолженность бывшего СССР состоянию на 1 мая 2011 года составила 57,5 млн. долларов США18.

Задолженность перед международными финансовыми организациями состоянию на 1 мая 2011 года составила 2934,4 млн. долларов США19.

Задолженность по внешним облигационным займам состоянию на 1 мая 2011 года составила 29820 млн. долларов США20.

Задолженность по ОВГВЗ состоянию на 1 мая 2011 года составила 1774,9 млн. долларов США21.

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте состоянию на 1 мая 2011 года составили 817,9 млн. долларов США22.

Министерство Финансов РФ ежемесячно предоставляет отчет  о состоянии внешнего долга в  виде бюллетеней.

Внутренний  государственный долг – это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны23.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации  внутренним долгом являются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2011 года внутренний долг Российской Федерации составил 3291,120 млрд. рублей24.

Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2011 года составили 466,342 млрд. рублей25.

Министерство Финансов РФ ежемесячно предоставляет отчет  о состоянии внутреннего долга  в виде бюллетеней.

В Российской Федерации государственный долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Сделаем вывод, что проблема обслуживания Россией своего внешнего долга является наиболее острой в последние годы с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой. Неисполнение, даже частичное, Россией своих обязательств по обслуживанию внешнего долга предопределит сохранение крайне низкого уровня кредитных рейтингов РФ, отдельных регионов и предприятий.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, хотелось бы подчеркнуть, что  государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, государственный долг – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

Любая рыночная экономика  предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.

Бюджетный дефицит на сегодняшний день является актуальнейшей проблемой российской экономики, потому что корни всех экономических проблем ведут именно к нему.

В последние годы основным фактором, определяющим объемы заимствований  на внутреннем рынке, являлась реализация государственной политики, направленной на замещение внешних заимствований внутренними заимствованиями, сегментацию рынка государственных ценных бумаг, повышение ликвидности рынка.

Существуют как качественные критерии, определяющие позитивные изменения в состоянии государственного долга Российской Федерации, так и

негативные факторы.

Таким образом, одним  из наиболее существенных недостатков  современной бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в РФ является не проработанность  принципов финансовой стратегии, позволяющих  логически обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения.

 

Список литературы:

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, издательство «ДИС», 2000.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.12.2006).
  3. Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом / П.А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. 2005. № 18.
  4. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом / Ю.С. Воронин // Экономист. 2006. № 1.
  5. Государственный долг: Учебное пособие/ Б.И. Алехин. – М: ЮНИТИ, 2004.
  6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие, изд. 3-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  7. Иванов М.А. Внешний долг России – самый низкий в Европе. // Финансы. – 2007. – №11.
  8. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А.И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3.
  9. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2004. - № 4. - С. 99 – 107.
  10. Экономика: Учебник/ И.В. Липсиц. – М: ОМЕГА – Л, 2004.
  11. Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб., 2002.
  12. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования / А.А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. 2005. № 16.
  13. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В.Н. Шенаев // Бизнес и банки. 2005. № 26.
  14. http://www1.minfin.ru – официальный сервер Минфина.

Информация о работе Государственный долг РФ